Многим маркетологам и практически всем пиар-менеджерам знакома такая ситуация. Вы при помощи копирайтера подготовили статью для публикации под именем вашего заказчика, руководителя или коллеги из другого отдела. Однако при согласовании обнаруживается, что материал не соответствует редакторскому видению того, кто его утверждает. Приходится переписывать, иногда не один раз, тратя много сил и времени. Если с этим клиентом или коллегой работаете постоянно, то обилие правок начинает раздражать. Делимся лайфхаками, как делать такие материалы, чтобы их согласовывали легче и быстрее.
В первой части статьи «Без 15-ти итераций правок»: как маркетологу и пиар-менеджеру работать меньше и не уставать, делая экспертную статью от имени клиента или коллеги» мы писали об экономической эффективности подготовки материалов и о том, почему надо стараться наладить сотрудничество с экспертом так, чтобы он давал вам интервью.
Сегодня представляем вторую часть. Поделимся опытом: что можно предпринять, когда у эксперта есть свой редакторский взгляд на текст.
Чтобы понять, о какого рода редакторском взгляде идет речь, мы сочинили небольшую часть статьи. Затем сами придумали к ней комментарии для правок.
Примечание:
В нашей статье для унификации будем называть клиентом и внутреннего заказчика, и внешнего. В общем, любого человека, который проверяет статью, присланную маркетологом или пиар-менеджером.
«Эксперты Всемирного экономического форума отмечают, что 85% работодателей планируют уделять приоритетное внимание повышению квалификации персонала. В России как минимум 60% организаций намерены в 2026 году вкладывать больше средств в обучение сотрудников или расширять его охват, приводят «Ведомости» результаты опроса НИУ ВШЭ, hh.ru и Ancor. Школа управления «Сколково» и ЭКОПСИ оценивают отечественный рынок корпоративного образования в 91 млрд рублей, сообщает Forbes.
Однако, инвестируя в профессиональный рост работников, бизнес оставляет без внимания важный пласт персонала — генеральных директоров.
Между тем, обучение топ-менеджерам необходимо. Китайское исследование результатов компаний, чьи акции торговались на бирже с 2008-го по 2015-й, показало, что из-за недостатка тех или иных компетенций у генерального директора организация может столкнуться с проблемами плохих операционных показателей и низкой рентабельности активов».
(Ссылки на источники, откуда брали фактуру, приведены в конце материала.)
«КЛИЕНТ: “Этот блок надо переставить после того, как скажем об объеме рынка” Эксперты Всемирного экономического форума отмечают, что 85% работодателей планируют уделять приоритетное внимание повышению квалификации персонала. КЛИЕНТ: “Зачем тут данные глобального исследования? Убираем предложение о ВЭФ, оставляем только результаты российского опроса”. В России свыше 60% организаций намерены в 2026 году вкладывать больше средств в обучение сотрудников или расширить его охват, приводят «Ведомости» результаты опроса НИУ ВШЭ, hh.ru и Ancor. КЛИЕНТ: “А чего это мы вот далее только об отечественном рынке говорим? Давайте добавим данные о мировом рынке”. Школа управления «Сколково» и ЭКОПСИ оценивают отечественный рынок корпоративного образования в 91 млрд рублей, сообщает Forbes. КЛИЕНТ: “Ну и что, что 91 млрд? Найдите данные еще за предыдущие годы, чтобы показать динамику”.
Инвестируя в профессиональный рост сотрудников, бизнес оставляет без внимания важный пласт персонала — генеральных директоров.
Между тем, обучение КЛИЕНТ: “Мне не нравится слово “топ-менеджеры”. топ-менеджерам необходимо. КЛИЕНТ: “Добавьте данные McKinsey, PwC или Deloitte”. Китайское исследование результатов компаний, чьи акции торговались на бирже с 2008-го по 2015-й, показало, что из-за недостатка тех или иных компетенций у генерального директора организация может столкнуться с проблемами плохих операционных показателей и низкой рентабельности активов. КЛИЕНТ: “В этой фразе не хватает цифр. Какой процент генеральных директоров столкнулся с проблемой низкой рентабельности активов? Добавьте конкретику: какие именно плохие операционные показатели?”».
Копирайтер переделывает текст. Помимо прочего, исправляет «топ-менеджеров» на «высшее управленческое звено». (Словосочетание «генеральный директор» поставить нельзя. Будет тавтология. Оно уже есть в соседних предложениях).
При доработке последнего абзаца автор обнаруживает:
Копирайтер об этом сообщает клиенту. Тот пишет новые комментарии.
Новые комментарии клиента:
«Мировой рынок корпоративного обучения, по данным Ken Research Private Limited и Business Research Company, превысил 300 млрд долларов. Российский бизнес тоже все больше тратит на то, чтобы сотрудники приобретали новые знания и навыки. В 2018 году, по данным Сколковского института науки и технологий, отечественный рынок корпоративного образования составлял 37 млрд рублей. В 2025-м он достиг 91 млрд рублей, сообщает Forbes со ссылкой на итоги исследования Школы управления «Сколково» и ЭКОПСИ.
В нашей стране свыше 60% организаций намерены в 2026 году вкладывать больше средств в обучение или расширять его охват, приводят «Ведомости» результаты опроса НИУ ВШЭ, hh.ru и Ancor.
Однако, инвестируя в профессиональный рост сотрудников, бизнес оставляет без внимания важный пласт персонала — генеральных директоров.
Между тем, CEO необходимо приобретать знания и навыки. Китайское исследование показало, что из-за недостатка тех или иных компетенций у генерального директора компания может столкнуться с проблемами плохих операционных показателей и низкой рентабельности активов».
В обоих случаях, опираясь на факты, тексты сообщают о том, что:
Материал переделали по принципу «шило на мыло».
В примере привели отрывок объемом чуть меньше 1350 знаков с пробелами. У клиента, в роли которого мы здесь сами выступили, к такому маленькому тексту набралось девять замечаний. К полной статье объемом 7000 символов будет свыше сорока комментариев.
Кто потратит сколько ресурсов при такой работе над материалом 7000 знаков:
ВСЕГО: 26 часов.
Как при этом себя чувствуют участники процесса:
Сколько времени тратят участники на подготовку статьи без правок или с небольшим их количеством, писали в первой части.
Большие затраты энергии, труда, времени могут быть оправданы при подготовке рекламных текстов. Там формулировки действительно надо оттачивать. При замене лишь пары слов фраза может стать менее убедительной. Тогда читатель не купит то, что ему предлагают.
Экспертная статья делается для того, чтобы показать аудитории высокую квалификацию автора (представителя компании). Здесь играет роль содержание — какие тезисы высказаны, какие выводы сделаны. А форма имеет второстепенное значение: написано «топ-менеджеры» или «управленцы высшего звена», в какой фразе чуть больше цифр, а в какой — чуть меньше.
Разумеется, если ваш заказчик или коллега отвечает за статью, то имеет право требовать: «Текст должен быть сделан так, как считаю правильным я». Маркетологу и пиар-менеджеру не нужно спорить с этим. Но никто не запрещал вести конструктивный диалог и искать решения, которые могут облегчить работу команды (включая самого эксперта).
Пять способов, которые, по нашему опыту, работают:
Рассмотрим их подробнее.
Допустим, вы работаете на организацию, которая предлагает тренинги для нескольких групп людей:
Компания пишет для этих четырех категорий целевой аудитории. Вы отвечаете за весь контент:
Основатель компании, он же генеральный директор, редактирует все статьи так, как мы продемонстрировали выше. Подготовка каждой единицы контента — головная боль для всех.
Между тем, в компании есть менеджер продукта по каждому направлению:
Вы можете уточнить у генерального директора, допустимо ли периодически статьи направлять на проверку менеджеру соответствующего продукта? Разумеется, обосновывать надо не так: «Мы задолбались от ваших правок». Следует подчеркнуть:
Скорее всего, генеральный директор с облегчением поделится контактами коллег. Обрадуется, что теперь не он будет вынужден читать «бестолковые тексты», которые вы ему присылаете.
Тогда вы станете статьи об управлении человеческими ресурсами направлять тому эксперту, кто обучает менеджеров по персоналу. Лонгриды о продвижении товаров и услуг — тренеру-маркетологу. Материалы о продажах — бывшему коммерческому директору.
Генеральный директор продолжит проверять только статьи для СМИ (раз в квартал).
Получится, что каждые три месяца вам придется страдать над правками не для 13-ти статей, а только для одной. Остальные 12 текстов быстро и безболезненно согласуют другие эксперты.
При подготовке экспертных статей часто приходится приводить результаты исследований, статистику. По одним темам сведения такого рода быстро получается найти на сайтах на первой странице поисковика. Но бывает, что релевантных исследований практически не проводили в мире. А статистику собирали последний раз 20 лет назад.
Работа над текстом идет так:
Чтобы тратить меньше времени, можно выработать процедуру:
Работать по такой процедуре легче, чем без нее. Клиент видит в статье статистику десятилетней давности с комментарием: «Данных посвежее нет». Он не отправляет копирайтера тратить время на поиск, а действует, исходя из того, что есть:
Бывает, компания не подписывает статьи именем эксперта. Вместо этого к каждому тезису ставит ссылку на качественные источники.
Как это выглядит? Копирайтер делает статью о профилактике острой респираторной вирусной инфекции (простуды) по заказу медицинского центра. Написав всем известное: «Надо проветривать помещение», — автор должен найти в научных журналах и на сайтах государственных органов подтверждения этому. Затем поставить ссылки:
При подготовке статьи объемом 5–10 тысяч знаков добавление ссылок к каждому тезису сильно увеличивает трудозатраты.
Чтобы сделать процесс эффективнее, можно сделать так:
Читатель будет видеть, что совет: «Надо проветривать помещение», — исходит от врача, чье имя указано в статье. Доверие к такому тексту ничуть не меньше, чем к тексту без авторства со ссылкой на научные журналы. А для поисковых систем можно просто вставить пару ссылок на сайты ВОЗ, минздрава и другие авторитетные ресурсы.
По нашему опыту, писать для клиента, у которого редакторский подход, — относительно несложно. Когда требуется статья объемом 5–10 тысяч знаков, надо сразу сделать полноценный журналистский материал 15–20 тысяч символов. В нем осветить как можно больше аспектов обсуждаемой проблемы.
В этом случае на проверку сдаются сразу два текста:
Клиента обычно не устраивает сокращенный вариант. А вот из полного выбирает те тезисы, которые соответствуют его редакторскому видению. Как правило, он не требует ничего дописывать — просто выделяет блоки текста и просит их удалить.
В 2026 году на российском рынке фрилансеры-копирайтеры более-менее нормальную статью без ИИ пишут за рабочий день за 8–12 тысяч рублей. Если клиентам нужен не «более-менее нормальный», а идеальный материал, то его надо делать дольше. В телеграм-канале «Журналисты и медийщики» обсуждали сроки подготовки статьи. Имеется в виду текст, который написан по стандартам журналистики, т.е. содержательный, объективный и т.д. Многие корреспонденты и колумнисты говорят — два–три дня.
Когда статью надо писать не один, а два дня, ее стоимость увеличивается. Она уже не 8–12 тысяч, а 16–24 тысяч рублей.
Представим, что пиар-менеджер или маркетолог просто пришел к начальнику или заказчику и сказал: «Надо платить больше». На это вряд ли согласятся. Поэтому важно объяснить лицу, принимающему решение: когда копирайтеру больше платят, общие ресурсы команды тратятся эффективнее:
И вот когда пиар-менеджер или маркетолог это наглядно покажет клиенту, последний может увеличить бюджет.
Если вы агентство или фрилансер, то можно перебрасывать финансы с одного проекта на другой.
Вы определили, что после вычета расходов у вас должно оставаться не менее 50 тысяч от средств, уплаченных каждым клиентом. Фактически у вас остается:
Допустим, вы дополнительные 12 тысяч потратите на копирайтинг для «Лучших ИТ-решений». Тогда прибыль упадет ниже 50 тысяч, что недопустимо.
Но вместо этого можно 12 тысяч перекинуть на проект «Лучших ИТ-решений» из тех 90 тысяч, что заплатила «Ромашка».
Получится, что продвижение «Лучших ИТ-решений» частично финансируется «Ромашкой». Такую схему часто используют в торговле. Там небольшое количество высокомаржинальных товаров дотируют остальной продуктовый портфель.
У многих авторов-фрилансеров вырабатывается установка — писать статьи за определенное время. Его каждый определяет индивидуально. Если материалы какого-то заказчика требуют значительно больше часов, то копирайтеру выгоднее отказаться сотрудничать.
Поэтому пиар- и маркетинговые агентства, отделы внешних коммуникаций и маркетинга, находя копирайтеров для клиентов с редакторским подходом, нередко сталкиваются с проблемой. После первых правок автор объявляет: «За тот текст, который я прислал, ничего мне не надо платить. И давайте прекратим сотрудничать».
А. Подобрать для «сложного» клиента такого автора, у которого будет нематериальная мотивация.
Иногда копирайтеры не против тратить больше времени на подготовку контента для какой-то компании, если их в ее темах что-то вдохновляет.
Б. Закрепить за «сложным» клиентом одного копирайтера. Со временем автор поймет ожидания представителя компании и будет сразу писать как надо.
В. Договориться с копирайтером на фиксированный ежемесячный платеж за несколько статей.
Обычно компании подписывают с автором рамочный договор. В нем указывают стоимость статьи или цену за 1000 знаков. Объем работ варьируется от месяца к месяцу. В январе подписан рамочный договор. В феврале компания ничего не заказывает. В марте — просит подготовить 4 статьи. В апреле — шесть. В мае — снова нет заказов. В июне — тоже. В июле — две статьи.
Когда сотрудничество выстроено так, у копирайтера нет мотивации стараться. Чтобы она появилась, можно составить договор иначе: «Заказчик обязан оплачивать услуги Исполнителя ежемесячно в размере 50 тысяч рублей, а Исполнитель — писать 5 статей».
Многие копирайтеры ценят стабильность. Вы берете на себя обязательство платить каждый месяц в определенный срок одну и ту же сумму? Автор приложит больше усилий, чтобы вы продолжали работать с ним.
Этот подход часто пытаются практиковать в ином виде:
Мы ведем речь о другой модели — компания берет на себя обязательство заказывать подготовку определенного количества текстов в месяц. Но цена и нагрузка согласованы. Фиксированный ежемесячный платеж не предусматривает возможности без доплаты поручать дополнительные задачи.
Все, что написано выше, неприменимо? Тогда остается нанять или подрядить копирайтера, который согласится на стандартных рыночных условиях писать для клиента с редакторским подходом.
На рынке услуг копирайтинга за авторов конкурируют четыре вида компаний:
Если у автора есть выбор, то он предпочтет работать только с первыми двумя категориями компаний. Одно дело — за 10 тысяч рублей за неполный рабочий день сгенерировать в ChatGPT три статьи и чуть отредактировать. А другое — трудиться 2–3 дня «до кипения мозга», но за те же деньги.
На неудобных условиях согласится работать тот копирайтер, у кого выбор ограничен. Например:
Кроме того, можно поискать авторов:
Когда ищут копирайтера для «сложного» клиента, нередко стараются выбирать кандидатов с релевантным опытом. Но релевантность определяют формально.
«У нас бренд-медиа на тему В2В-продаж. Нужен автор, ранее писавший о В2В-продажах для бренд-медиа».
«Мы делаем для клиентов статьи в «РБК» и «АиФ». Хотим видеть в команде человека, у которого есть публикации в этих или подобных изданиях».
Такой подход не всегда работает. Для другого бренд-медиа, для «РБК» или «АиФ» копирайтер создавал тексты на одних условиях. У вас могут быть другие.
Пример
Пример
У вас бренд-медиа. Вы ищете копирайтера, который мог бы писать заказные материалы. Тексты проверяют бренд-менеджеры и эксперты клиентов, а иногда еще и юристы. Требуется много раз переделывать статьи.
Приходит к вам человек, который работал копирайтером в другом бренд-медиа. Там занимался некоммерческим контентом, который издание делало для своего читателя. У редактора претензий к текстам не было.
В бренд-медиа иногда копирайтеру приходилось писать заказные статьи. Но редко — только когда коллеги из отдела коммерческого контента уходили в отпуск или на больничный. Некоторые клиенты требовали много правок.
Собственник продал бренд-медиа. Всю команду сократили. Сейчас копирайтер на условиях частичной занятости делает экспертные статьи для двух крупных компаний. Им нравится, как он пишет. Правок мало, претензий нет.
Получается:
У вас над каждой статьей надо трудиться долго, но оплата средняя по рынку. Если начнете сотрудничать с этим копирайтером, то он будет сравнивать ваши условия с тем, что предлагают другие компании. Сравнивать не в вашу пользу. Скорее всего, быстро расторгнет договор. Вам придется заново искать копирайтера.
Чтобы этого избежать, важно сразу выяснять, как автор сотрудничает с другими заказчиками. Прежде всего — обращать внимание, сколько времени и сил он на них тратит и сколько получает.
У клиента есть четкое мнение насчет того, как должна быть выражена буквально каждая мысль в тексте. Тогда всем (и ему) может быть проще, если он напишет статью сам.
Другой подходящий вариант — копирайтер под руководством маркетолога или пиар-менеджера пишет черновик (драфт). А клиент «допиливает» материал.
Такой способ распределения функций не надо сбрасывать со счетов. В малом бизнесе на него иногда соглашаются. В крупных компаниях тоже, но есть нюанс:
Бывает, что маркетолог или пиар-менеджер не испытывает дискомфорта, когда подготовка контента идет долго и сложно. Как правило, при этом человек получает большой оклад. Или выручку, если это собственник агентства.
Но случается и иначе. Маркетолог или пиарщик чувствует, что сил и времени на управление процессом тратит много. А денег получает сравнительно мало.
В 2026 году мы никому не советуем увольняться или отказываться от клиента только по той причине, что приходится долго возиться с текстами. Однако полезно хотя бы выполнить расчеты:
Когда вы четко понимаете свою выгоду или убыток, становится легче подбирать аргументы для диалога с заказчиком или коллегами.
Продолжение: Ситуация 4. Самая сложная. У эксперта «долгий творческий процесс».
Подписывайтесь на нас и следите за новыми статьями.
Дата доступа: 23.01.2026