Пиар-менеджеры и маркетологи, работая с клиентами, всегда подробно обсуждают планируемый результат продвижения — охват аудитории, CTR и прочее. А вот ожидания заказчика от текстов, как правило, не уточняют. Какие темы затронуть в диалоге с заказчиком, чтобы ему впоследствии понравились материалы — рассказываем в статье.
Бывает, что сотрудничают хороший маркетолог или пиар-менеджер, грамотный редактор или копирайтер, вменяемый клиент. Но последнему не нравятся тексты, которые создает команда. Это происходит по следующим причинам.
Пример. Маркетинговое или пиар-агентство делает для заказчика статью для публикации в деловом СМИ. Тема — аутсорсинг услуг подготовки отчетности. В тексте говорится, как привлечение подрядчиков помогает сэкономить бизнесу — в подтверждение приводятся результаты исследований из мировой и российской практики.
Один клиент реагирует так:
— О ужас! Зачем вы упомянули российские исследования? Если говорить о менеджменте, то у нас наука безнадежно отстает от достижений стран Запада! Читатели подумают, что мы ориентируемся не на лучшие мировые практики, а на местечковые! Упоминайте только исследования Евросоюза и США.
А у другого заказчика будет противоположное мнение:
— Мы с вами где живем? В России? Тогда почему вы привели какие-то американские данные, сколько калифорнийские и техасские компании экономят в долларах? Читатели подумают, что мы оторваны от отечественной бизнес-среды и не будем способны решить их проблемы. Пишите только о российских исследованиях.
В деловых СМИ нет строгих правил — результаты каких опросов и экспериментов упоминать в материале. По стандартам подготовки научных статей, освещая тему, следует приводить данные и мировых, и локальных исследований. А когда делаются тексты для пиара и рекламы, у клиента может быть свой взгляд: «Если написано так-то — это правильно, а наоборот — плохо».
Если все это обсудить на старте, то клиент будет понимать: команда не может к нему «влезть в голову» и угадать, что ему не понравится. Он спокойно отнесется к тому, что на адаптацию у подрядчика уйдет какое-то время.
Пример. Клиент — организация, которая продает курсы графического дизайна. От ее имени пиар-менеджер или маркетолог с помощью копирайтера делает экспертную статью на тему: «Кто такой фулстек-дизайнер и чем он занимается».
Заказчик сказал: «Я интервью давать не буду, пишите по материалам интернета». Копирайтер сделал рерайт с сайтов других компаний, обучающих графическому дизайну.
Обратная связь одного заказчика выглядит так:
— Вы привели список из 12 инструментов, которые использует фулстек-дизайнер: Figma, Photoshop, Sketch, Blender, React, Vue.js, Angular, Node.js, Django, Ruby on Rails, SQL, NoSQL. Надо 9 последних удалить, оставить только Figma, Photoshop, Sketch — а к ним добавить Illustrator и CorelDraw.
Здесь клиент, будучи экспертом, говорит агентству — какие допущены фактические ошибки и как их устранить.
А другой заказчик дает обратную связь иначе:
— Вы привели список из 12 инструментов, которые использует фулстек-дизайнер, но из них почти все не имеют отношения к этой профессии. Да, я знаю, что конкуренты такой перечень и вставляют в свои статьи, но он неправильный.
Подобный ответ предполагает — автор должен отправиться изучать дополнительные источники, чтобы понять: какой список инструментов будет правильным. Если же пиар-менеджер или маркетолог попросит клиента сказать — что удалить из списка, а что в него добавить, — то возможны два варианта развития событий:
В последнем случае клиент не хочет вовлекаться в процесс подготовки материал. Он ожидает, что пиар-менеджеры, маркетологи, редакторы, копирайтеры будут повышать свой экспертный уровень в его сфере деятельности.
Нужно сразу выяснить у клиента, готов ли он:
Чаще всего заказчики согласны предоставлять информацию и давать интервью.
Однако бывает и по-другому. Допустим, клиент сказал: «Я не готов. Вы должны по максимуму стараться писать без моего участия».
Тогда надо объяснить: в таком случае увеличивается вероятность, что текст заказчику не понравится. Понравится редакторам СМИ и конкурентам (т.к. делается на основе информации с их сайтов), но не ему.
Многие к этому относятся нормально: «Ничего страшного, я прочитаю, скажу, что исправить».
Если же клиент заявляет: «Я вам плачу за то, чтобы вы сразу делали практически идеальные тексты и меня не дергали лишний раз», — пиар-менеджерам или маркетологам целесообразно подумать: будут ли у них ресурсы обеспечить подготовку текста, который понравится заказчику.
Одно и то же явление можно описывать по-разному — в зависимости от того, где будет публиковаться материал.
Пример. Клиент — компания, управляющая складской недвижимостью. Для нее делают текст о дарксторах на рынке аренды коммерческих площадей. Статья начинается с описания ситуации на рынке, которое может выглядеть так:
«В России крупные компании начинают вкладываться в дарксторы. «Яндекс Лавка» создает роботизированные помещения для хранения товаров «у дома». Сеть «Дикси» недавно открыла даркстор в столице. Так как все построить склады в жилых кварталах не могут, то станет расти спрос на аренду. Предложение уже увеличивается: количество помещений у стартапа «Даркстор у дома» только за 2024 г. увеличилось в 55 раз».
Чтобы написать короткий абзац, автору надо изучить большое число отраслевых СМИ, новостей, исследований — проанализировать, выбрать суть и лаконично изложить, не забыв привести ссылки на источники. Подобным образом материалы делаются для экспертных колонок в деловые СМИ, например «РБК».
«Денежные дела Ростовых не поправились в продолжение двух лет, которые они пробыли в деревне». Я «Войну и мир» в школьные годы терпеть не мог, но всегда вспоминаю эту фразу, когда речь заходит об отечественном торговом бизнесе.
Денежные дела ритейлеров в РФ не поправились в продолжение последних трех лет. Даже крупные сети страдают: у них рост оборотов замедлился в пять раз, пишут «Ведомости» со ссылкой на Росстат. О небольших компаниях и говорить не приходится: у тех, кто занимается онлайн-торговлей, падает рентабельность, по некоторым оценкам, вдвое.
Причины случившегося перечислять не буду — все вы их знаете не хуже меня: санкции, высокий «ключ», курс доллара, затраты на маркировку (и на бухучет данных в «Честном знаке» — это отдельный головняк) и прочее. А с 2026, видимо, нас ждут нововведения по НДС — и у многих расходы вырастут.
Так что же делают ритейлеры?
Пытаются обогнать конкурентов — предлагают своим покупателям экспресс-доставку, а для этого пользуются дарксторами».
Текст отличается узнаваемым авторским стилем. Так пишут для блогов на vc.ru и других UGC-сайтов, Tg-каналов основателей бизнеса.
«В России ведущие игроки рынка онлайн-продаж проявляют живейший интерес к дарксторам. Крупные ритейлеры вкладывают средства в склады для хранения товаров в городских кварталах. А молодая, динамично развивающаяся компания «Даркстор у дома» получила активную поддержку инвесторов и намного увеличила число помещений».
Текст сгенерирован в сервисе искусственного интеллекта.
Однако при этом в тексте:
Организации, у которых ограничен бюджет, вполне могут публиковать такие материалы в корпоративных блогах и на своих страницах в соцсетях. Затраты на подготовку контента будут в 3–4 раза меньше, чем при создании текстов из вариантов №1 и 2.
Однако клиенты часто не разбираются в разновидностях текстов и в их стоимости. Например, компанию устраивает качество материалов из варианта №3 — она выкладывает их в SEO-блог и платит по три тысячи рублей за статью. Спустя время возникает необходимость писать колонку для публикации в «РБК». Стоимость таких материалов на российском рынке в 2025 году — 8–12 тысяч за текст. Но клиент не понимает, почему для него писали статьи за 3000, а теперь просят 10000.
После первых обсуждений с клиентом следует самостоятельно оценить стандарты канала коммуникации, для которого планируется делать контент.
Например, вы станете вести соцсети заказчика. Изучите, как уже там пишутся посты.
Когда понятна стоимость, нужно включить затраты на копирайтинг в коммерческое предложение и получить обратную связь клиента. Его может не устроить цена — тогда пиар-менеджер или маркетолог объясняет, какие бывают категории текстов и чем обусловлены затраты.
Бизнес-модель некоторых пиар- и маркетинговых агентств подразумевает: чем больше клиентов — тем лучше. Компания соглашается делать для заказчика материалы по стандартам ведущих национальных СМИ или в уникальном авторском стиле, но по цене текстов, которые сгенерированы в ChatGPT и немного «причесаны». Модель имеет право на существование, особенно в непростом для бизнеса 2025 году. Однако важно понимать: в таком случае управлять процессом подготовки контента станет сложнее, а это значит, что увеличатся трудозатраты маркетолога или пиар-менеджера.
Если вы маркетолог или пиар-менеджер, иногда имеет смысл выполнить совместно с заказчиком и редактором/копирайтером небольшой объем работы в тестовом режиме:
Так всем участникам сразу становится понятно, как будет идти взаимодействие в команде, кто за что реально готов нести ответственность. На этой стадии кто-то может принять решение отказаться от сотрудничества. Если же всем понравилось работать друг с другом, то велики шансы на то, что партнерство станет комфортным и принесет результат.