Фирменный шрифт имеет значение. Что нужно знать, выбирая «визуальный голос» бренда

2025-07-04 08:39:44 Время чтения 6 мин 1268

Роль шрифтов в брендинге становилась предметом исследований еще 100 лет назад. С тех пор ученые неоднократно доказывали: от типографического решения во многом зависит симпатия и выбор потребителя.

Так, в 1923 году американские ученые Альберт Поффенбергер и Ричард Франкен пришли к выводу, что аудитория способна оценить уместность шрифта для той или иной товарной категории (автомобили, строительные материалы, ювелирные изделия и т.д.), и каждый шрифт вызывает ассоциации с определенными качествами продукта («дешевизна», «прочность», «роскошь» и пр.). Много позже, профессоры Кардиффского университета Джон Дойл и Пол Боттомли подтвердили гипотезу: «подходящий» бренду шрифт позитивно влияет на рассмотрение и покупку. 

Сколько шрифтов необходимо бренду сегодня? Когда подойдет готовое решение, а когда — индивидуальное? Есть ли у шрифта «срок годности»? Разбираемся с бренд-дизайн директором рекламного агентства «Восход» Владиславом Деревянных

Типографический набор бренда: из чего состоит и как создается

Стандартно в айдентике есть два типа шрифтов: акцидентный и наборный. Акцидентный всегда более характерный, имеет интересную конструкцию. Он используется в заголовках, основных сообщениях, слоганах. Наборный шрифт — более спокойный, даже «безликий». Его главное свойство — читабельность: с помощью него оформляются большие блоки текста.

Но бывают случаи, когда бренд обходится одним шрифтом. И совсем редко, когда шрифтовая палитра доходит до десяти гарнитур — своеобразной типографической эклектики.

Две «шрифтовых» стратегии: выбрать готовый или разработать свой

Сегодня купить лицензию на готовый шрифт бывает не так просто — многие иностранные гарнитуры недоступны. Но это не катастрофа. В России есть студии, которые предлагают альтернативу, причем всегда с кириллической версией (что есть не у всех иностранных шрифтов).

Если готовый наборный шрифт обычно найти несложно, то с акцидентным возникают проблемы. У дизайнера складывается четкое понимание, как должны выглядеть титульные фразы. Но поиск в каталогах не дает результата — все «не то». В этом случае лучший вариант — разработать собственный шрифт. Если речь идет о небольшом наборе начертаний, это зачастую обойдется дешевле, чем покупать full лицензию (ее стоимость может составлять несколько миллионов рублей). Еще один плюс — уверенность в том, что не будет совпадений с конкурентами.

В практике Восхода было несколько таких примеров. Так, в случае с айдентикой для Свердловской киностудии нам хотелось создать современный гротеск, но такой, чтобы в нем чувствовался «вайб» титров из советских фильмов. 

Шрифт Pyrite Sans для Свердловской киностудии
Свердловская киностудия обновила айдентику в 2022 году

Или айдентика туристического бренда Кунгурского муниципального округа — нужен был аутентичный шрифт с элементами старославянской письменности. Найти такой крайне сложно.

Шрифт Iren Serif для Кунгурского муниципального округа
Новый фирменный стиль туристического бренда города Кунгур

Уральские авиалинии, для которых мы разрабатывали новую бренд-платформу, айдентику и креатив, тоже решили пойти по пути создания оригинального шрифта. В итоге частью фирменного стиля авиакомпании стал собственный шрифт Ural Lines, отражающий уральскую идентичность бренда (автор шрифта — дизайнер Михаил Череда).

Уральские авиалинии предпочли индивидуальный шрифт готовым решениям

Сколько времени нужно для разработки шрифта

Этап концептинга — поиск «графического» характера гарнитуры — длится около месяца. И это, пожалуй, самая сложная часть работы. За ней следует «технический» этап, когда дизайнер проверяет все параметры шрифта, что-то исправляет, доводит до совершенства. На это требуется от одного месяца и более, в зависимости от объема шрифтового набора. Полноценный набор начертаний для разных носителей (как, например, это было у Сбера или Альфа Банка) дизайнеры создают как минимум год.

О моде на шрифты. Как найти «свой» фирменный шрифт

Конечно, шрифтам в большинстве своем свойственно устаревать. Сегодня в моде буквы, вытянутые по горизонтали. До этого был период, когда в «любимчиках» были конденсированные — вытянутые по вертикали. Акцидентный шрифт, сделанный в характере сегодняшнего дня, постепенно устареет в течение 5-6 лет. Но при необходимости его всегда можно «освежить».

Индивидуальные решения обычно более долговечны. В том числе потому, что они используются только одним брендом и не успевают надоесть аудитории, не вызывают визуальную усталость. Часто в таких шрифтах на «генном уровне» заложена независимость от модных веяний. Например, Pyrite Sans (Свердловская киностудия) или Iren Sans (айдентика Кунгура) изначально построены на классических приемах из прошлого.

Владислав Деревянных 
Бренд-дизайн директор агентства "Восход" 
Из существующих шрифтов «иконой» вне времени и стиля можно назвать Helvetica. Ее используют все, но она не «набивает оскомину». Arial — прекрасен, хотя многие им пресытились. В нем есть наша российская идентичность — он как будто стал «языком» нашей страны из-за своей повсеместности. Но это тема для отдельной лекции.