«Мы ненавидим скучную рекламу»: инсайды рекламной индустрии Таиланда

2025-11-13 12:34:18 Время чтения 15 мин 2699

Таиланд называют «лабораторией» самой безумной рекламы в мире. С помощью абсурдистской комедии и приемов sadvertising тайцы виртуозно продают все – от инсектицидов до кукурузных снеков. Чтобы узнать больше о феномене местного креатива и рекламном рынке в целом, Восход отправился в Бангкок.

Креатив по-тайски

Так получилось, что наша деловая программа началась с «тяжелой артиллерии» — компании CJ Worx. Это креативное digital-агентство, которое здесь знают, пожалуй, все, причастные к рекламе. Основатели CJ Worx начинали свою карьеру 30 лет назад — в «золотую эру» индустрии, когда зародился тот самый «безумный» тайский креатив.

«Рынок был на подъёме, агентства процветали — выпускники вузов мечтали работать в рекламе, чтобы стать частью международной тусовки, где, как казалось, все наслаждаются жизнью и веселятся», — рассказал Saharath Sawadatikom, сооснователь и креативный директор CJ Worx. Особый «вес» имело телевидение, поэтому ТВ-реклама была центром приложения креативных усилий.

Saharath Sawadatikom
Креативный директор и сооснователь CJ Worx
Тайцы всегда любили "телевизор", особенно "мыльные оперы". А когда в стране вещали четыре телеканала и вся аудитория концентрировалась вокруг них, ТВ реклама была супер эффективна. Работало это так: сегодня запускали ролик на ТВ — завтра бизнес "взлетал". Креативщики соревновались между собой — чей ролик круче.

После пандемии Covid-19 рынок просел, агентствам пришлось затянуть пояса. В том числе отказаться от корпоративных выездов за границу (CJ Worx бывали в Корее, Японии, Франции, России, Италии). Но менее креативными они от этого не стали: «Стало меньше работы, меньше веселья, "вечеринка закончилась". Но мы до сих пор ненавидим скучную рекламу, и момент профессионального соперничества никуда не делся».

Такой подход помог CJ Worx устоять во время «наплыва» digital-агентств (в том числе, из Китая). Они наводнили рынок Таиланда, когда бизнес устремился на маркетплейсы. «Сформировался красный океан из digital-подрядчиков, некоторые предлагали изготовить ролик иногда за 10 долларов. Только за счёт креативности мы смогли "выжить" в той безумной конкурентной среде», — рассказал Saharath.

1 / 3

Сейчас разработка креативной кампании у CJ Worx стоит 3 млн тайских бат (7,5 млн руб). Один бриф берут в работу 2 креативных пары и 1 креативный директор. Всего в штате 20 копирайтеров. 

Saharath Sawadatikom
Креативный директор и сооснователь CJ Worx
Цены на услуги агентства фиксированные. Мы контролируем, чтобы на проект было затрачено определённое количество человеко-часов. Мы должны делать необходимое для бизнеса количество проектов в месяц, поэтому человеческие ресурсы строго рассчитаны.

Тайский медиаландшафт 

Традиционное ТВ в Таиланде до сих пор занимает значительную долю по расходам на рекламу — 1,9 млрд долларов (данные Statista). Примерно 570 млн приходится на видео для цифровых платформ. Что до последних, самыми востребованными у рекламодателей остаются Google и Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ), из видеосервисов – YouTube и TikTok. 

Объем наружной рекламы оценивается в 532 млн долларов. По словам тайских коллег, размещение OOH-рекламы «стоит дорого». Один из главных бенефициаров этого бизнеса — медиакомпания Plan B. На какой билборд в Бангкоке ни взгляни — увидишь это название. Компания начала активно расширять пул поверхностей еще в 2012 году. Конкурентов у Plan B — раз, два и обчелся. Возможно, в этом причина высоких цен на размещение. Позволить его себе могут не все: в основном, это клиники пластической хирургии, производители косметики и застройщики.

1 / 3

Герои рекламных щитов почти всегда — «красивые люди»: инфлюенсеры, актеры сериалов с внушительной фан-базой. Такой подход к визуалам объясняют особенностью тайской культуры — «больше заботиться о внешней оболочке, чем о внутреннем содержании».

Дизайн по-тайски

«В Бангкоке много плохого дизайна — и не только в наружной рекламе», — считает Tap Kruavanichkit, руководитель студии FarmGroup. За «плохим» дизайном стоит поверхностное отношение собственников компаний к конечному результату. CEO выносят свой вердикт концепциям буквально на бегу, одновременно говоря по телефону и не вникая в суть. Их подчиненные соглашаются со всем, чтобы угодить руководителю. «Мы проводим воркшопы, чтобы добиться вовлеченности клиента и объяснить ему: дизайн создается в первую очередь для аудитории бренда», — говорит Tap. 

FarmGroup рассказали о работе над айдентикой Бангкока

Работа над проектом у тайских дизайнеров строится примерно так. На разработку айдентики закладывается 6-10 недель. Сначала команда вместе с клиентом составляет мудборд. Затем клиенту предлагают три концептуальных направления. На основе согласованного варианта разрабатывается полноценный дизайн. Допускается три итерации по внесению правок. Стандартная стоимость разработки айдентики составляет 1 млн тайских бат (2,5 млн руб). Она может варьироваться в зависимости от сложности проекта. Комплексная разработка айдентики Бангкока, к примеру, стоила 3 млн бат.   

Встреча с FarmGroup

Корпоративная культура

Некоторые агентства «обрастают» собственной инфраструктурой. Например, студия Invisible Ink содержит свой бар, где по вечерам можно послушать виниловые пластинки. Там же продают корпоративный мерч.

В баре Invisible Ink можно послушать музыку и купить агентский мерч

Сетевое Yell Agency имеет собственную кофейню неподалеку от головного офиса. А еще автомойку, небольшую спортплощадку для сотрудников и даже корпоративный тук-тук. Системы учета рабочего времени в агентстве нет — все «на совести» самих сотрудников. Которые могут и вздремнуть в офисе, не боясь, что их «уволят». «Если в Сингапуре, например, всем управляет чувство страха, то в Таиланде — любовь», — отметил Gordon Tan, советник группы компаний Yell по глобальному развитию и выходец из Сингапура. 

1 / 3

Экспортерские амбиции

Yell — первое тайское агентство, рискнувшее выйти в Китай и составить конкуренцию множеству местных digital-подрядчиков (в одном только Шанхае их более 10 тысяч). «Наверное, нам повезло: мы решились на это в удачное время. В последние два года китайские власти активно мотивируют местные бренды к зарубежной экспансии. И, если речь идет о Юго-Восточной Азии, в первую очередь китайцы задумываются о выходе на рынок Таиланда», — рассказывают в Yell.

Gordon Tan 
Советник группы компаний Yell по глобальному развитию
Наверное, нам повезло: мы решились на это в удачное время. В последние два года китайские власти активно мотивируют местные бренды к зарубежной экспансии. И, если речь идет о Юго-Восточной Азии, в первую очередь китайцы задумываются о выходе на рынок Таиланда.

Один из «секретов» успешной экспансии Yell в Китай — развитый GR: «Мы выстроили хорошие отношения и с китайскими, и с тайскими госорганами». 

Про тендеры

Тендеров на рекламном рынке Таиланда много. Местная Ассоциация рекламных агентств старается контролировать их этичность и прозрачность. Игроки рынка установили правила: выполнение работ участником конкурса должно быть оплачено (сумма — 4000 долларов), само количество участников тендера не должно превышать 5. Некоторые агентства участвуют исключительно в credential pitch — это тендеры без творческого конкурса, когда исполнителя выбирают по портфолио, коммерческому предложению. К ним относится FarmGroup. 

Tap Kruavanichkit
Креативный директор и сооснователь FarmGroup
20 лет назад мы участвовали в тендерах, чтобы заработать себе имя — тогда все боролись за проекты. Теперь, имея опыт и портфолио, мы счастливы сказать "нет" тендерам, которые включают творческий конкурс. Банки и другие крупные организации в Таиланде ищут подрядчиков чаще через творческие конкурсы, приглашая от 3 до 5 агентств. Но мы отказываемся от такого формата и на встречах готовы потратить время на то, чтобы объяснить клиенту, почему тендеры разрушают креативный бизнес.

No testing 

Тестирование концепций на тайском рекламном рынке — явление крайне редкое. В дизайне, например, к нему прибегают в исключительных случаях. В практике FarmGroup такое было при разработке айдентики Бангкока. Бизнес принимает решения о выборе креатива самостоятельно. Но иногда прислушивается к мнению... корпоративной гадалки. Видимо, «чутье» предсказателей и их знание человеческой психологии здесь срабатывают не хуже, чем опросы и фокус-группы.