Как это — учиться в Сколково?

2025-08-14 15:49:50 Время чтения 5 мин 2870

В портфолио Восхода еще один диплом! Коммерческий директор агентства Павел Скосырский завершил обучение в Московской школе управления «Сколково» по акселерационной программе «Экспортеры 2.0». Инициатором курса стал «Московский экспортный центр». В коротком интервью Павел подробно рассказал о том, как выглядит обучение в одной из самых известных бизнес-школ России. 

Как ты оказался в Сколково?

Восход давно работает за пределами российского рынка: в нашем портфолио есть кейсы для клиентов из стран Европы и США, а в последние годы агентство активно развивается в направлении Центральной Азии и не собирается останавливаться. Постоянно занимаясь анализом экспортного потенциала наших близких и далеких соседей, мы подумали, что внешняя экспертиза не будет лишней… Так агентство пришло к решению воспользоваться предложением Московского экспортного центра и пройти программу для экспортеров в школе управления «Сколково», тем более, что 75% стоимости курса Правительство Москвы взяло на себя, за что им отдельное спасибо!

Расскажи о программе курса

Наша программа, «Экспортеры 2.0», длилась 4 месяца. Офлайн-присутствие требовалось только в первую неделю. Нас погрузили в атмосферу «осознанного студенчества»: в 7 утра — спорт: бассейн, волейбол, бег или командные игры. Затем завтрак и интенсивная учеба. Лекции и практические занятия длились с 8 утра до 8 вечера, и даже в ночь мы уходили с домашними заданиями, чтобы не провалить очередную контрольную точку на следующий день. Представьте: в течение недели вы соревнуетесь не только с самим собой, но и с однокурсниками, каждый из которых — реальный предприниматель или топ-менеджер.

Вся теоретическая часть строилась по принципу «от глобального к частному». Сначала нас учили «экспортному мышлению» — думать стратегически, смотреть комплексно, оценивать настоящий и будущий потенциал территорий в разрезе глобальных трендов (демографических, социальных, экономических). Затем нас погрузили в экономику и маркетинг. Все это подкреплялось разборами кейсов и решением практических задач. На выходе каждый должен был защитить реальное экспортное предложение для своей компании и «отчитаться» о первых сделках.

А с кем ты учился?

На курсе было более 150 человек, среди них — представители самых разных бизнесов: IT-стартапов; логистических компаний; производств электроники, систем для умных домов, БАДов, спортивного питания, косметики, чая и т.д. Все эти фирмы разных масштабов, но у каждой из них есть амбиции по выходу на международную арену.

Как думаешь, у российского бизнеса есть будущее за рубежом?

Есть. Секрет — в тщательной подготовке. Не обязательно «брать» новые рынки наскоком. Открыть красивый офис в другой стране — не значит стать экспортером, а вот найти первого, пусть и крошечного, контрагента — уже начало пути.

С чего начать российским компаниям, которые метят за рубеж?

Для начала компания должна упаковать свой «экспортный» продукт. Позиционирование и брендинг должны быть адаптированы под конкретные регионы. Нельзя недооценивать местные языковые и визуальные традиции, конкурентную среду. Все это требует большой аналитической работы и не терпит спешки. Вместе со своими клиентами мы тщательно ищем, а затем тестируем разные экспортные решения, так как цена ошибки высока.

К концу обучения в «Сколково» стало понятно, что мы на верном пути. И если откровениями на тему маркетинга и продвижения нас трудно удивить, то посмотреть на мир с высоты макроэкономики и будущих глобальных изменений было невероятно интересно.