Что такое H2H-маркетинг? Как выстраивать долгосрочные отношения с клиентами? Как MANGO OFFICE использует H2H? С помощью каких инструментов бизнес может стать более человекоцентричным?
Нейросети все больше набирают популярность, но человеческий фактор никто не отменял. Тема нашего выпуска — human-to-human-маркетинг. Разобраться в нем поможет Юлия Савосина — руководитель службы маркетинга и коммуникаций MANGO OFFICE.
В 13 лет я решила поступить в рекламный колледж, и получила там среднее специальное образование по направлению «реклама». Далее в 2010 году закончила институт, факультет “маркетинг в рекламе”. С тех пор я продолжаю находиться в своей профессии, и счастлива, что выбрала ее. После вуза сразу пошла работать по специальности: оказалась в B2B-компании, и проработала там год. Но поняла, что B2B-маркетинг — не мое: там ограниченный инструментарий, отраслевые выставки, много полиграфии и мало как таковой рекламы.
Моя душа требовала полета: мне хотелось заниматься ТВ-рекламой, радио-рекламой, наружной, — всем тем, что B2B-компания не могла предложить. И я ушла в банковскую сферу.
Она уникальна тем, что сочетает в себе как бренд-подход, так и performance-подход. В этом очень интересно работать и развиваться. После 10 лет работы в этой сфере я опять оказалась в B2B-компании, хотя когда-то давала себе зарок, что не буду.
В MANGO OFFICE я руковожу службой из пяти отделов. Мы занимаемся запуском рекламных кампаний, digital-маркетингом, SMM, PR и ивентами. Отдельно есть отдел дизайна.
Изначально MANGO OFFICE занимался оказанием услуг телефонии: на заре своего становления это были IP-карточки, по которым можно было звонить.
Со временем бизнес трансформировался, но не менял свою суть: до сих пор в основе экосистемы находится бизнес-телефония. Вокруг нее достраиваются различные сервисы и продукты, которые позволяют повышать эффективность и оцифровывать коммуникации как внутри компании (сотрудник+сотрудник), так и снаружи (сотрудник+клиент).
MANGO OFFICE — про все, что касается коммуникаций: организация, автоматизация, управление, повышение эффективности. Помимо телефонии, в нашу экосистему входят роботы, чат-боты, организация контакт-центра, речевая аналитика, корпоративный мессенджер. Все это — MANGO OFFICE.
Здесь же — бренд-менеджер, который занимается развитием нашего бренда и не привязан к выполнению плана продаж. Еще в отделе есть два человека, которые отвечают за CRM-маркетинг и за работу с нашими текущими клиентами. Мы не только привлекаем новых клиентов, но и работаем над развитием текущей клиентской базы.
2. Отдел digital-маркетинга. Также в него входит направление SEO.
3. Event-отдел отвечает за мероприятия — как собственные, так и внешние.
4. Отдел дизайна.
5. Отдел PR и SMM.
В каждом отделе есть руководитель: он имеет определенную долю свободы, чтобы управлять своим отделом, не включая меня во все операционные процессы.
Прошлый год был для нас переломным. Я пришла в компанию к концу 2023 года, и в 2024 году смогла полностью перестроить всю службу и работу в ней.
В первую очередь это затронуло digital-подразделение — оно изменилось полностью. Также мы сильно поменяли подход к продвижению. Когда я пришла — одновременно работало около 120 рекламных кампаний, так как у маркетологов стоял KPI на их запуск. Старые кампании они не отключали, потому что не понимали, насколько они влияют на финансовый результат и лидогенерацию.
Ком из рекламных кампаний достиг небывалых размеров, а бюджет не увеличивался. Этим невозможно было управлять.
Сейчас у нас примерно 25 рекламных кампаний, каждая из которых оценивается по определенным метрикам окупаемости и ROAS (прим.ред. — Return on Ad Spend — показатель окупаемости рекламных расходов).
Чуть позже произошла перестройка всей компании на оценку окупаемости не только по метрике ROAS, но и с учетом ФОТа (прим.ред. — фонд оплаты труда) маркетинга и продавцов.
Это абсолютно правильный расчет окупаемости, который потребовал дополнительных усилий со стороны обоих департаментов. И повлек за собой моментальные изменения в маркетинге, потому что раньше KPI строился только на выполнении маркетинговых лидов,продаж и выручке.
А теперь департаменту маркетинга нужно не просто выполнять план по лидам, но и совместно с продавцами смотреть, насколько это окупаемая история. И нужно ли вообще его выполнять на 100%, если эти деньги можно добыть другим способом? Например, привлекая более крупных клиентов.
У нас есть дифференциация. Активности которые направлены на развитие бренда — не берутся в расчет окупаемости. На них выделяется отдельный бюджет.
Следующим этапом улучшения модели расчета окупаемости и ее прогнозирования будет аллокация брендовых расходов (прим. ред. — процесс распределения затрат между подразделениями, проектами или продуктами), растянутая во времени. Сейчас они находятся за бортом, но я хочу вернуть их на корабль. Но обязательно с учетом срока жизни эффекта, который мы ожидаем от таких активностей.
Отвечая на твой вопрос: и быстро, и нет. Подготовка к изменению модели работы маркетинга оказалась долгой. Понадобилось заменить большую часть команды и настроить систему сквозной аналитики.
Все медийные кампании, которые мы запускаем, не несут прямых лидов. В нашем типе бизнеса это невозможно, потому что у нас не бывает эмоциональных быстрых покупок.
Это длинная воронка продаж, которая включает в себя разных ЛПР или ЛВПР (прим.ред. — ЛПР — лицо, принимающее решение; ЛВПР — лицо, влияющее на принятие решения).
При такой схеме может показаться, что для улучшения окупаемости нужно отключить всю медийку, которая не приносит лиды, и работать только на performance.
Но, вспоминая маркетинговую воронку AAA (awareness, acquisition, activation) и то, что у нас на awareness-этапе обязательно должны работать охватные кампании, мы перестраивали сквозную аналитику таким образом, чтобы учитывать их вклад и настраивали те маркетинговые инструменты, которых раньше не было. Сейчас они работают в полную силу.
У нас, с одной стороны, подход performance, с другой — он предусматривает запуск охватных кампаний.
Я бы не сравнивала Н2Н с B2C, потому что он возник как ответ на различные бизнес-модели: B2C, B2B, P2P, B2G.
Н2Н агрегирует все бизнес-модели, напоминая маркетологам о том, что, вне зависимости от того, какая бизнес-модель используется в компании, — и с одной, и с другой стороны находится человек.
На мой взгляд, эта модель более прорывная и контрастная для B2B-компаний, чем для B2C.
В ее основе лежит то, что каждый человек желает быть ценным и заметным. Мы хотим, чтобы к нам относились не как к бездушным транзакциям, когда мы что-то покупаем, а как к людям, у которых есть свои проблемы и опасения. Хорошо бы, чтобы бренды с этим считались, обращали на это внимание и работали с этим.
Н2Н является ответом на все большую цифровизацию, диджитализацию, автоматизацию и роботизацию.
B2B-маркетологам не нужно забывать, что когда человек выбирает поставщика для компании, в которой работает, он все-равно отталкивается в том числе от эмоций. Невозможно прийти на работу, выключить эмоции и превратиться в робота, который принимает беспристрастные решения. Мы — люди: дома, по пути на работу и на ней.
Эмоциональный аспект маркетинга в B2B очень важен. В этой нише по сравнению с B2C он страдает сильнее.
Проработайте точки контакта, в которых клиент соприкасается с бизнесом. Это могут быть менеджер по продажам, оператор call-центра, специалист техподдержки, лендинг, офис, реклама, ваши ивенты и соцсети.
H2H не только про вербальное взаимодействие человека с человеком, но и про то, как подан контент: насколько клиенту его просто и понятно изучить.
Иногда сайты B2B-компаний создаются на “птичьем” языке, с большим количеством малопонятных терминов, так не стоит делать. В мобильном приложении должно быть легко связаться с оператором или менеджером, а предложения для клиента должны быть персонализированными.
Нужно проанализировать все точки контакта, и посмотреть, что может сделать ваша команда, чтобы они были более комфортными для клиента.
Сейчас люди находятся в очень динамичном ритме жизни. Бизнесу с этим жить сложно: клиент может позвонить и написать там и тогда, когда ему это удобно сделать. Он может постоянно менять площадки коммуникаций — начать разговор по телефону, а завершать в мессенджере или онлайн-чате.
При этом клиенты ожидают, что бренд запомнит их и раздражаются, когда разговор начинается «заново». А не с той точки, где он был прерван.
Если компания будет всегда узнавать клиента и вести диалог бесшовно в любом канале коммуникации — для него это будет удобным и человекоцентричным. Это называется — омниканальные коммуникации.
В MANGO OFFICE есть облачный контакт-центр: он позволяет собирать всю историю общения с клиентом в одно окно. Вне зависимости от того, какой способ коммуникации выбрал клиент. Это удобно всем, потому что сотруднику не нужно переключаться между соцсетями, онлайн-чатом и телефоном — он всегда ведет диалог из одного и того же окна. Человечными нужно быть не только по отношению к клиентам, но и к своим сотрудникам — им тоже должно быть комфортно работать.
Персонализация. Некоторые предложения, которые мы получаем от компаний вызывают у меня недоумение. Недавно от большого банка мне пришло предложение о скидке в 500 рублей на покупку, внимание, авиабилета. Если я куплю его через их партнерский сервис.
Ради 500 рублей мне предложили сильно усложнить себе жизнь, зарегистрироваться в новом для меня сервисе, разобраться в нем, в определенной степени выйти из зоны комфорта. Это весьма странное предложение. Особенно учитывая то, что банк видит все мои транзакции и понимает, что такая сумма не будет для меня существенным стимулом.
В продвижение важно включать эмоциональные аспекты. Один из наиболее сильных эмоциональных якорей для людей — юмор. Он вызывает чувство безопасности и доверия. Мы никогда не будем шутить с людьми, которым не доверяем. И обратно: если мы шутим, то больше вызываем доверия к себе. Это работает и с брендами, и с людьми.
Но B2B-бренды зачастую боятся использовать юмор, потому что они серьезные и продают сложные решения. Они — функциональные, надежные и ответственные. И кажется, что шутят только несерьезные и ненадежные.
В прошлом году MANGO OFFICE запустил имиджевую кампанию, мы сняли OLV-ролик (прим.ред. — OnLine Video — формат интернет-рекламы с коротким видеороликом). Ролик был яркий, с юмором. Когда мы делали замеры после запуска этой кампании, выяснили, что в нашем сегменте рынка по уровню знания мы опередили одного конкурента из «большой четверки».
Я не вижу в этом серьезной проблемы. У Авиасейлс прекрасный SMM — это хороший пример H2H. Он у них не отвязный, а злободневный, ситуативный и хорошо воспринимается людьми любого достатка и социального положения.
Должны ли в таком же тоне общаться менеджеры по продажам? Я считаю, что нет.
Мы, используя шутки в SMM, никогда не будем так делать в других медиа, где это не попадает в их TOV. То, что продавцы не будут подкалывать клиента, когда он позвонит — хорошо.
Их подход к человечности будет в другом. Когда клиент обратился, у менеджера не должна стоять цель продать в клиенту что угодно. У наших менеджеров по продажам правильный подход: они выясняют потребность и предлагают решение под его задачу.
В этом человечность направления продаж: попытаться разобраться, что происходит у клиента, и найти решение, которое максимально ему подходит.
MANGO OFFICE это бизнес с моделью по подписке: в KPI стоят деньги, которые клиент платит на четвертый месяц после активации. Это значит, что департамент продаж и департамент маркетинга заинтересованы в том, чтобы клиент не просто подключился, но и оставался с нами надолго.
Domino’s Pizza — у них была проблема с вкусовыми характеристиками продукта, так как их УТП другое — быстрая доставка. Количество комментариев о том, что продукт несъедобен, превышало все допустимые пределы.
Они применили один из инструментов H2H-маркетинга — гиперпрозрачность. Не нужно скрывать и маскировать недостатки. Стоит признаться в том, что проблема есть и в том, что компания ее решает. Это важно для того, чтобы маркетинг стал человекоцентричным, а бренд мог заслужить доверие.
Domino’s Pizza запустили рекламный ролик, где признавались все недостатки вкуса пиццы. Они скорректировали рецептуру, собирали обратную связь от клиентов и выводили ее на огромный экран в Нью-Йорке в режиме реального времени. В результате этой кампании квартальный прирост выручки составил 15% в сравнении с предыдущим годом.
Нужно быть честными со своей аудиторией, и не скрывать то, что очевидно. Лучше рассказывать о том, как вы изменитесь и что вы для этого предпринимаете — аудитория оценит это.
H2H — это философия, а не модель: она не возникнет в головах большинства моментально, так как не несет быстрый финансовый результат. Это работа вдолгую.
Реклама. ООО «МАНГО ТЕЛЕКОМ», ИНН 7709501144, erid: 2VtzqvTebLo
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу подкаста «Маркетинг и реальность», где выходит дополнительный материал по темам маркетинга, брендинга, PR и всего того, что не успевает попасть в основные выпуски подкаста.
Над материалом работали:
По вопросам рекламы, участия, спонсорства и нативных интеграции в бренд-медиа и подкаст «Маркетинг и реальность» — [email protected]