Яндекс Реклама для МСП: инструменты, которые работают на рост бизнеса

2025-12-27 15:41:48 Время чтения 25 мин 22

Чем Яндекс Реклама может помочь малому и среднему бизнесу? Какие существуют рекламные инструменты и сервисы для увеличения продаж в offline и online? Что включает в себя программа поддержки МСП от Яндекса? Как малому бизнесу строить свой бренд?

Говорим о том, как Яндекс Реклама помогает малому и среднему бизнесу в продвижении. В гостях Даниил Евтушенко — руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе.

Даниил, расскажи о себе и о своем опыте в Яндексе

У меня преимущественный опыт в западных крупных корпорациях. Я работал в  стратегическом консалтинге — в компании McKinsey. Делал цифровые и операционные трансформации в тяжелой промышленности, в банках, в ритейле, в телекомах. Потом работал в крупном e-come стартапе: покупал бизнесы на Amazon и в Walmart, и развивал их. Перед Яндексом работал в Райффайзенбанке: занимался клиентским опытом и автоматизацией процессов в рознице.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
В Яндексе я лидирую два направления. Первое — приток новых B2B-клиентов в Яндекс. Все новые рекламодатели, которые приходят в Яндекс по всем каналам — моя задача. Второе направление — развитие малого бизнеса в Яндексе: чтобы они растили с нами бизнес, и оставались довольны нашим сервисом и продуктами.

Даниил Евтушенко — руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе.

С какими проблемами может столкнуться малый бизнес в 2026 году?

Основные вызовы — на поверхности. У всех на слуху новые фискальные и регуляторные ограничения: то, что будет происходить с НДС, упрощенкой, патентом, трудовой миграцией — на одной стороне. Вторая сторона — вызовы: ИИ и новая технологическая революция. Я с предвкушением жду, какие изменения они принесут в новом году.

Насколько Яндексу важна история с малым бизнесом, учитывая общие объемы?

Отвечу со своей стороны, и со стороны Яндекса. Лично я мотивирован миссией помогать расти малому бизнесу. Это происходит из моего жизненного опыта: я все время был в корпорациях, и не решался открыть бизнес.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Находясь на стороне Яндекс Рекламы, это мое внутреннее желание: помогать расти малому бизнесу.

Малый и средний бизнес — больше половины нашей выручки. Также это наша главная точка роста.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
У нас есть стратегический вектор и философия: мы есть и развиваемся как партнер для роста малого бизнеса.

Какие у Яндекс Рекламы есть инструменты для развития малого бизнеса?

Для нас быть партнером малого бизнеса — это:

  1. Простота наших продуктов и удобство их использования;
  2. Эффективность: больше клиентов на каждый вложенный рубль;
  3. Новые инструменты для управления бизнесом.

Говоря про 2025 год с точки зрения простоты, мы обновили мобильное приложение: теперь любой предприниматель может запускать рекламные кампании из кармана, смотреть аналитику, пополнять бюджет и вносить изменения.

Вторая часть — развитие Простого старта (прим.ред. — способ запуска рекламы, в котором Директ автоматически настраивает кампанию, учитывая особенности бизнеса): то, где ИИ управляет поиском лидов. Для малого и микробизнеса это очень актуальный режим: мы видим это по притоку денег и количеству рекламодателей.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Мы сделали ИИ-конструктор лендингов, который снижает порог входа в Яндекс Рекламу. Если у предпринимателя нет сайта или он им недоволен — он может сгенерировать себе сайт в пару кликов, на котором нормально настроена метрика и все для конверсии лидов и запуска рекламы.

Говоря про эффективность, есть два направления:

  1. Расширение инвентаря — создание новых поверхностей и форматов, где можно по рыночным ценам искать клиентов. В этом году мы запустили цифровую наружку и Smart TV — новый и эффективный инвентарь.
  2. Наши субсидии в адрес малого и микробизнеса.
Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Мы запустили программу поддержки предпринимателей, где утраиваем бюджеты новых рекламодателей и даем хорошие партнерские офферы: финтех, доставка, IT и т.д.

В подобные субсидии мы инвестировали порядка 1,5 млрд руб.

Что касается новых инструментов, мы запустили платформу Яндекс ЯРД для всех: от специалистов в маркетинге до предпринимателей. Это кастомизированная платформа для обучения, где каждый может достичь своих целей и управлять рекламой более эффективно.

Такое количество инструментов позволяет предпринимателю сэкономить на многих специалистах?

Наша задача — дать как можно больше времени предпринимателю заниматься своим делом. Мы стремимся к тому, чтобы предприниматели могли говорить: “Мне нужно Х клиентов по такой цене, вот пара слов про мой бизнес”. А все остальное Яндекс сделает за них. Пока мы далеки от этой цели, но наша путеводная звезда — прийти к этому.

Сейчас для малого бизнеса нужно все меньше знаний, чтобы запускать рекламу в интернете и управлять ею.

Какие есть автоматизированные решения, чтобы к этому прийти?

Мы создали и развиваем нейрообъявления: те объявления, где генерируются текст и визуал. Если их правильно настроить и описать, они могут быть более кликабельны на 35%+.

Сейчас активно работаем над автоматизацией работы с Директом: упрощением работы с аналитикой. Ведется большая работа, чему как раз пример — генеративный контент для объявлений.

Как, с учетом огромного количества ИИ-генераций, справляться с баннерной слепотой?

Такое понятие существует: мы перегружены информацией и различными каналами ее поступления. Здесь два направления работы:

  1. Делать рекламу и контент персонализированными и яркими с цепляющими и конкретными под запрос клиента формулировками.
Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Нужно не лениться и улучшать: слепота слепотой, но сотни миллионов людей видят баннеры, кликают и оттуда приходят клиенты.

2. Постоянно развивать новые форматы.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Баннерная слепота есть, но улучшение рекламы и поиск новых форматов — отличный путь с ней бороться.

Насколько эффективен ваш генератор сайтов?

Их используют тысячи людей: кривая постоянно растет, и мы видим, что это приносит конверсии. Реклама с ИИ-сгенерированными сайтами точно эффективна.

Я смотрю на нашу клиентскую базу и аналитику: у 60%+ встречаются базовые ошибки в создании сайта, в понятном Call to Action и в правильно настроенной Яндекс Метрике.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Наши ИИ-сайты не соревнуются в дизайне с дизайнерами Apple. Мы хотим дать понятный и простой инструмент, который позволяет генерировать лиды без ошибок, чтобы все было аккуратно, четко, понятно и эффективно. И нам это удалось.

Как сегодня, придя в сервисы Яндекса, малому бизнесу быстро получить лиды?

Мы пробуем весь функционал на себе, так как должны понимать, чем живут наши клиенты. Ради интереса я взял существующий бизнес друзей — продажа паркета, сделал сайт, запустил рекламу, и первый звонок был в течение двух дней.

Ответ на твой вопрос зависит от масштаба бизнеса, потребностей клиентов, насыщенности ниши и т.д. Даже у меня получилось базовое получение первых лидов — у человека не из индустрии, с помощью этих инструментов упрощения и снижения порога входа в рекламу.

Расскажи подробнее о программе поддержки предпринимателей от Яндекса

Программа состоит из двух частей:

  1. Для новых клиентов — мы утраиваем бюджет;
  2. Льготные предложения на сервисы Яндекса и партнерские сервисы. 

Все сделано для того, чтобы предприниматель, который решил запускать рекламу с нами, получил для себя субсидии в виде новых бюджетов на рекламу, и отправился заниматься своим любимым делом.

Эта программа действует до конца года. Мы верны своей философии: развиваться как партнер для роста малого бизнеса. Вскоре мы запустим новые форматы и программы поддержки малого и среднего бизнеса. Следите за анонсами — мы готовим для вас много полезного и интересного.

Поговорим про геосервисы. Какие есть рекламные инструменты в них?

Это и Яндекс Карты, и Яндекс Метро, Яндекс Навигатор. В этих геосервисах доступны форматы как performance-рекламы, так и медийки. Есть брендированное и приоритетное размещение, чтобы отстраиваться от конкурентов и попадать в особые разделы и похожие места. Также есть медийные форматы баннеров на пути пользователя, закрепленные билборды и т.д.

Геосервисы — один из самых быстрорастущих наших сервисов: лиды там в 2-2.5 раза более конверсионные, чем в среднем при web-серфинге. Если я ищу кофейню — я более теплый лид: велика вероятность, что, при правильно выстроенной представленности на геосервисах, меня очень хорошо можно сконвертировать.

Даниил Евтушенко 
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Управление правильной представленностью на Картах, правильное продвижение в геосервисах— то же самое, что для web-сайта установка метрики, SEO-оптимизация и другие гигиенические вещи.

Мы сделали сервис Яндекс KIT, который позволяет строить свой интернет-магазин. С помощью этого конструктора без знания кода и особых специалистов можно построить независимый интернет-магазин, который будет сразу интегрирован с сервисами доставки, оплаты Яндекса и партнеров.

Про рекламные каналы: их нужно отдавать на откуп алгоритмам. Автоматическое управление по поиску лидов по оптимальным ценам для отдельно взятого бизнеса должны делать алгоритмы Яндекс Рекламы. Люди думают, что знают свою ЦА, но реальные данные — другие.

Алгоритмы ходят по интернету, тестируют разные подходы к клиентам, и, когда видят оптиму по цене лида и его релевантности, распределяют больше бюджетов именно в этот канал и на этот тип клиентов.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Будущее здесь за тем, чтобы предприниматели занимались своим делом, а алгоритмы искали для них клиентов по выгодным ценам и в нужных объемах.

Как малому бизнесу строить свой бренд сегодня?

Мы видим постоянный рост к созданию и развитию бренда у малого бизнеса. За последние пару лет доля тех, кто стал об этом задумываться, 20%+. 

Возьмем для примера локальный магазин с доставкой. 

  1. Есть нативные и бесплатные каналы. Например, Яндекс Ритм, ежедневная аудитория которого — миллионы. Это отличный бесплатный инструмент для того, чтобы растить знания про свой бренд. Там можно публиковать любой цепляющий контент, у которого есть потенциал стать виральным.
  2. Цифровая наружная реклама. В следующем году мы будем растить количество поверхностей, и дадим возможность брендам показать как можно большему количеству людей свое предложение и бренд.
  3. Запуск рекламы в Telegram из Директа — отличный инструмент, огромные охваты и классные перспективы даже для маленьких компаний.
Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Нет лучше рекламы, чем удовлетворенный клиент, который расскажет про вас большому количеству людей. Думайте не о привлечении клиента, а как быстро ответить на его звонок, насколько он удовлетворен нашими сервисами и продуктами, насколько мы дорожим его лояльностью.

Смотрите на отношения с клиентами через позицию метрик, регулярно общайтесь с клиентами. Это самый важный столп, чтобы выстраивать бренд, в том числе малому бизнесу.

Расскажи подробнее про Яндекс Ритм

Яндекс Ритм дает возможности наряду с Pinterest и Нельзяграмом.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Это платформа, где бренды могут размещать свой контентбесплатный инструмент с многомиллионной аудиторией. Ссылки в Ритме могут вести как на магазин, так и на карточку конкретного товара.

Инструмент интегрирован в экосистему Яндекса, и с помощью него можно растить знания о бренде и верх воронки.

Чем и кому полезна цифровая наружная реклама?

Задумывая цифровую наружку, мы опирались на две проблемы обычной наружки:

  1. Доступность и дороговизна;
  2. Сложность оцифровки эффекта от нее.

Сейчас цифровая наружка находится в бета-режиме. Мы хотим демократизировать наружку: чтобы любому бизнесу, который хочет показываться на определенной аудитории или в определенной географии, это было доступно.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Эта возможность будет доступна через Яндекс Директ: ничего больше, чем запуск в обычном режиме, здесь не нужно. На основе наших данных мы можем хорошо предсказывать, сколько людей увидели рекламу на цифровых поверхностях.

Эти поверхности будут в ПВЗ Яндекс Маркета и в партнерских местах. Они будут разумными по цене для малого и среднего бизнеса, не требуют сверхзнаний, и это классный инструмент для привлечения пользователей.

Становятся ли геосервисы новыми соцсетями?

Мы развиваем геосервисы в том числе по принципу соцсетей как для пользователей, так и для бизнесов. Я сам подписан на людей, за чьим гастрономическим путем слежу.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
Бизнесы могут постить контент о себе: он нативен, и создает больше доверия и связи с заведением.

Недавно мы запустили AI-помощника в Картах. Мы хотим, чтобы клиенты закрывали свои потребности в одном окне наших геосервисов. Мы идем по пути расширения функционала, и я с большим наслаждением смотрю за развитием сервисов.

Твои рекомендации для малого бизнеса на 2026 год

В начале года я увидел пост у одного из наших руководителей с фразой: “Нам бывает тяжело, но наши дела — история!”. Я поставил эту фразу в профиль Telegram, и спустя год понимаю, что это действительно работает: выбор принципа на год в итоге становится реальностью.

Я очень уважаю людей, которые строят бизнес, особенно в текущие времена с неопределенностью и давлением на запредельном уровне.

Даниил Евтушенко
руководитель направления роста малого бизнеса в Яндекс Рекламе
ИИ и другие нововведения будут требовать от нас новых подходов. Они будут давать нам нереально новые возможности: создавать контент и персонализировать предложения на уровне корпорации, автоматизировать бизнес-процессы в несколько кликов и делать это удобным, бесшовным и моментальным.

С одной стороны — это новые возможности. С другой — будут требовать от нас живости ума, проактивности и любопытства. Желаю, чтобы технологическое развитие и новые возможности в новом году для всех нас стали глотком свежего воздуха, вдохновением и мотивацией в не самые простые времена. Всех с наступающим, остаемся на связи!

Реклама. ООО «Яндекс», ИНН 7736207543, erid: 2VtzqxCJLin


Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу подкаста «Маркетинг и реальность», чтобы не пропускать анонсы новых эпизодов, дополнительный материал от автора и всё то, что не успевает попасть в основные выпуски подкаста.

Над материалом работали:

  1. Анастасия Дяченко — редактор, информационный голос;
  2. Александр Дяченко — бренд-маркетолог, контент-продюсер, спикер. Автор подкаста «Маркетинг и реальность».

По вопросам рекламы, участия, спонсорства и нативных интеграции в бренд-медиа и подкаст «Маркетинг и реальность»— pr@marketing.audio