“Подкастинг — это весело!”: Илья Коваленко про закулисный мир российских подкастов и креативной индустрии

2025-11-11 13:27:21 Время чтения 29 мин 247

Почему российский подкастинг — это битва за внимание, а западный — просто разговор? Сколько нужно вложить усилий, чтобы отвоевать у слушателей минуту времени в эпоху коротких видео? Как ИИ меняют креативную индустрию, заставляя креаторов бороться за аутентичность в перенасыщенном рынке?

Поговорим о закулисье подкастинга и о том, как производство контента влияет на конечное восприятие и эффективность медиапродукта. С этим поможет Илья Коваленко — видеомонтажер подкаст-студии Red Barn, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.  

Илья, расскажи о себе

Илья Коваленко: Я — видеомонтажер подкаст-студии Red Barn. Иногда помогаю со звуком, так как ранее занимал должность аудиомонтажера и саунд-дизайнера. По образованию — маркетолог. Звуком, саунд-дизайном и монтажом занимаюсь четыре-пять лет.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Кроме того, я пишу музыку — эта деятельность занимает немалую часть моей жизни. Стремлюсь из студии выйти на сцену и выступать.

С натяжкой можно сказать, что я — звуковой инженер. Но не звукарь: не называйте так людей, которые занимаются звуком.

Ты счастлив от того, чем занимаешься?

Илья Коваленко: Безусловно. Родители хотели, чтобы я стал экономистом: я отучился, но не стал им. Хотя иногда знания пригождаются. Но меня всегда тянуло к звуку. Да, я определенно счастлив.

Александр Дяченко: То же самое можно сказать и обо мне. Подкаст «Маркетинг и реальность» — мое детище, которое я взращиваю уже пять лет.  Я относительно счастлив. Но был бы чуть более счастливым, если бы подкасты в нашем социуме больше уважали, как на Западе.

Какое, по-твоему, место занимают сейчас подкасты в России?

Илья Коваленко: Российский подкастинг сильно отличается разнообразием и многообразием, чего нельзя сказать про подкастинг на Западе.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Например, формат подкастинга Джо Рогана (прим.ред. — американский комик, актер, мастер боевых искусств, спортивный комментатор и телеведущий) — одного из первооткрывателей и популяризаторов этого формата. У них это просто разговор.

У нас же пошли дальше в этом направлении: превратили подкастинг в инструмент для бизнеса. Этот формат стал доступным для людей: нужна только камера и микрофон. А дальше все зависит от вашего рвения, ресурса и цели.

Отличия российского подкастинга от западного.

Александр Дяченко: Можно ли сказать, что Соловьёв ведёт подкаст?

Илья Коваленко: Да: у него есть микрофон Shure SM7B, камера и тема для разговора. Чем не подкаст? Но осознанно его выступления я не смотрел.

Александр Дяченко: Я спросил потому, что давно пытаюсь найти ответ на вопрос, что такое подкасты.

Илья Коваленко: Наш формат подкастинга немного трансформирован и преображен по сравнению с западным форматом. 

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Я могу судить о разнице, так как вижу, насколько по-разному ведут себя люди, насколько разные поднимаются темы, как готовятся к подкасту, и готовятся ли.

Некоторые начинают называть подкасты интервью, чем подкаст всегда и был. Чем интервью на YouTube — не подкаст?

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Исконное значение подкастинга — аудиоформат. Отличительная черта российского подкастинга в том, что у нас огромное количество плашек, вставок, комментариев и описаний.

Еще одна отличительная черта — свобода разговора. Я не наблюдаю волнения и подготовки в западном подкастинге, в отличие от нашего.

Александр Дяченко: Гости моего подкаста часто волнуются. Как будто по ту сторону сидят люди с блокнотами и говорят: “Итак, начинайте, мы будем подсчитывать количество штрафов”.

Илья Коваленко: Наш народ не привык говорить в микрофон. Когда вы говорите публично — ваш голос звучит сильно громче, что непривычно для психики. А когда вас еще и записывают, монтируют, а звукорежиссер будет слышать всю палитру вашей речи,  — это тоже вызывает волнение. 

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Отличительная черта западного подкастинга — легкость в общении, непринужденность, отсутствие сценария. Чего не скажешь про российский подкастинг.

Наши подкасты немного зажатые. Но это означает, что у человека есть страсть и горячая тема, с которой он выходит.

Александр Дяченко: Любой разговор влияет на бизнес-показатели. На Западе — плюнь в пустоту, и она что-то произведет.

Дяченко Александр
бренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность».
А у нас это целая история: до нашего разговора ты настроил камеры, поставил микрофоны. Мы сидим в студии, аренда которой стоит денег. Потом нужно записать, смонтажить, составить описание и обложку.

Про заморочки и боли в подкастинге

Илья Коваленко: Мы сильно заморачиваемся с подкастами, чего не скажешь про Запад. Они выкладывают как есть, без монтажа. И это набирает большую аудиторию.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Это нас выгодно отличает: качество наших подкастов сильно выше, чем на Западе в плане звука, картинки и постановки.

Звук записывается в разных окружениях: нужно учитывать среду и шумы, чтобы слушатель не раздражался. 

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
На нашем рынке подкастинга в основном со звуком все в порядке. Хотя есть знаменитые блогеры, которые пренебрегают банальными правилами. Иногда я пишу им, что нужно сделать, и они благодарят.

На Западе же можно найти популярных блогеров, которые вообще не монтируют подкасты.

Александр Дяченко: Когда я смотрю любимых блогеров, стал замечать, что у них хреново со звуком. Это становится слышно, когда сам монтажишь.

Про трудности в работе с клиентами

Александр Дяченко:

Дяченко Александр 
бренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность».
На днях я выступал перед студентами с лекцией про подкасты. Я сделал презентацию на 82 слайда, хотя прошелся по верхам: настолько много всего в теме подкастинга.

  Еще недавно провел консультацию по подкастингу: рассказал про нюансы подкастинга, а спустя час разговора понял, что клиенты хотят записать несколько выпусков собственника с разными людьми, думая, что один эпизод = один подкаст.  

Дяченко Александр
бренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность».
Подкаст — это контейнер (альбом): совокупность выпусков в одной концепции. Грустно, что рынок до сих пор об этом не знает.

А ты часто сталкиваешься с непониманием клиентов?

Илья Коваленко: 80% людей, которые приходят, уже знают, что такое подкастинг и чего они хотят. Но остальные 20% формируют базу для работы в будущем. Это важно на стадии выявления потребностей.

У меня есть клиент, который решил сделать подкаст про ароматерапию.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
На стадии выявления потребностей я понял, что он не разбирается, как происходит продакшн. Ему это и не нужно, но он должен понимать, за что платит.

Кроме подкаста, ему нужно сделать анимированное интро. Здесь я выступаю как креатор с глубоким пониманием того, что он хочет.

Другой клиент прислал готовый материал и попросил его только смонтировать. Но позже попросил сделать вставки. Я объясняю, что каждая вставка  — это работа.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Самое главное — выявить потребность на начальных этапах, и уважать клиента.

Я работаю в том числе на себя: обрабатываю частные заказы. А есть студийные стандарты: принципы и правила студии. Например, всегда идти навстречу клиенту, в результате чего приходят 10 000 кругов адовых правок.

Александр Дяченко: Друзья и коллеги! Рекомендую посмотреть выпуск с Игорем Шестаченко  основателем медиахолдинга Double Day и CEO подкаст-студии Red Barn. Мы говорили о перспективах и будущем российского подкастинга.

Вводишь ли ты свои стандарты, работая на себя?

Илья Коваленко: Иногда клиент приходит с идеей, которая не бьется с концепцией его подкаста. Он предлагает то, что сделает подкасту хуже.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Есть два пути: сказать ему, что он не разбирается в подкастах и нужно сделать, как скажете вы. Второй вариант: согласиться, но предупредить, что это сломает концепцию.

Иногда нужно прекратить работу, если расходитесь во мнениях. Нашу работу невозможно отделить от личного: мы вкладываем в подкаст частичку своего видения. Нужно вежливо разойтись с клиентом и попросить не вписывать имя в команду по производству проекта, так как это вредит портфолио.

То же самое в музыкальном продакшене: есть замечательный звукорежиссер Илья Лукашев (прим.ред. — инженер звукозаписи и звукорежиссер, преподаватель и куратор программы Sound Engineering в Moscow Music School): он много чего дает миру и комьюнити звукорежиссеров. Я придерживаюсь тех же взглядов, что и он.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Эта сфера неотъемлемо связана с людьми: если вы интроверт — вам будет непросто в подкастинге. Нужно уметь коммуницировать с людьми.

Но подкастинг — это весело: вы открываете для себя сокровенную тайну закулисья.

Про завоевание внимания зрителя

Александр Дяченко: Недавно я написал пост про удорожание стоимости одной минуты внимания клиента, зрителя или подписчика. Речь о том, что на монтаж одного часового выпуска уходит в среднем пять дней. БОльшая часть аудитории послушает половину, часть людей — пробегутся по тайм-кодам, а еще часть — прочтут статью и нейро-пересказ.

А как ты относишься к этому?

Илья Коваленко: Могу объяснить на личном примере с музыкой. В среднем я трачу на трек месяц. Я пишу танцевальную музыку и рассчитываю, что она будет играть на сцене. Кроме музыки, я добавляю визуал, придумываю концепцию трека, чтобы она вписывалась в альбом.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Важно не думать, что будет дальше с продуктом. Все это вам теперь не принадлежит — это собственность слушателей и зрителей.

Я не думаю о том, сделает ли кто-то выжимку или включит х2. Я не могу повлиять на тех, кто проматывает. Логичнее переживать о том, на что я могу повлиять. Когда я выпустил подкаст или трек — я сделал свою работу.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Попробуйте получать удовольствие от процесса. Люди, которые пишут картину или создают памятник — рефлексируют в виде искусства. Работает это или нет — решать не нам: мы это больше не контролируем.

С приходом ИИ наш труд не всегда окупается так, как мы ожидаем. Но я не вижу ничего плохого в том, что люди хотят сэкономить время и быстро узнать, о чем твой подкаст. Это классно — и это прогресс.

Александр Дяченко: У меня есть ментальные установки, которые помогают не выгорать. К моменту выкладки подкаста, который я переслушал раз пять, у меня нет эйфории — я будто отделался. Зато, благодаря переслушиваниям, я научился многому полезному. 

Дяченко Александр
бренд-маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность».
Уделить монтажу пять дней — нормально. Главное, в эпоху перенасыщения, — отвоевать от одной до десяти минут. Если нам это удалось — это уже победа.

Илья Коваленко: В университет нас учили, что в день человек воспринимает менее минуты баннерной рекламы. А ведь в них вливается столько денег, и далеко не все попадают в поле зрения.

Недавно я запустил свой подкаст «Без звука», в котором пока 99 просмотров (прим.ред. — на момент записи выпуска от 29.10.25) . Я представляю, что 100 человек посмотрело мое видео. Это большая цифра.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Стоит создавать продукт, который посмотрел хотя бы один человек.

Я так рассуждаю и в отношении музыки: ее слушают мои друзья, делятся со своими знакомыми. Для меня это огромный показатель и есть мотивация продолжать делать дальше.

Ты согласен с тем, что подкасты — это формат, который цепляет сквозь года?

Илья Коваленко: Да: есть проекты, которые открыли для меня мир подкастинга. В них люди ездили по деревням и спрашивали местных жителей об их времяпровождении в тематике подкаста. 

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Это было настолько круто описано и классно срежиссировано! Главное — делать со всей душой. А ваш слушатель обязательно найдется.

Никогда не знаешь, какая коллаборация сработает. Нужно оставлять долю авантюризма: “А вдруг сработает?”. И продолжать это делать.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Недавно смотрел «Лучший повар Америки» (прим.ред. — американское кулинарное реалити-шоу) — какой же там сложный монтаж и продакшн! До работы с монтажом я не задумывался о сложности работы на ТВ.

К тому же, им нужно подстраиваться под ТВ-сетку, чтобы попасть в прайм-тайм. А у подкастеров есть большое окно, чтобы спокойно монтировать дома. В этом плане у нас руки чуть больше развязаны.

Используешь ли ты в своей работе ИИ?

Илья Коваленко: Я выделяю два направления ИИ:

  1. ИИ как основной генератор контента. У людей появилась возможность заниматься музыкой и видео с нуля. Я говорю про ИИ, которые создают музыку, вокал и тексты. 
  2. ИИ как вспомогательный инструмент: помогает сложившимся профессионалам делать недоступные им вещи.
Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Я не пользуюсь ИИ вообще: я приверженец более живого и аналогового. У меня часы из фильма «Назад в будущее», на моей футболке Гайвер —  популярный на VHS персонаж из моего детства.

Я словил вайб, волшебство и энергию аналоговости: обожаю видеомагнитофон, аналоговый музыкальный усилитель, кассеты. 

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Я приверженец того, чтобы все сделать руками.

Не боишься ли ты, что однажды ИИ нас вытеснит?

Илья Коваленко: Со временем ИИ превратится в ненужную игрушку. Мы обращаем внимание на сенсорный телефон не больше, чем на стакан молока.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Нейросеть уберет с рынка посредственных музыкантов, креаторов и художников. А в контексте подкаста — “творцов”, которые выдают себя за профессионалов, но не стремятся стать таковыми.

Работы таких людей говорят о них больше, чем они сами. Поэтому останутся самые сильные, а нейросети превратятся во вспомогательный инструмент.  Хотя, безусловно, ИИ (к примеру, Sora) делают пугающе реалистичные ролики. 

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Что касается визуальных эффектов, везде, где публикуется контент, просят указать отметку ИИ. Это делается для того, чтобы не вводить зрителя в заблуждение.

Твои рекомендации по работе с подкастами на 2026 год

Илья Коваленко: Рекомендую упростить процесс создания подкастов: не усложнять, не передумывать, и сделать все традиционным.

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
В кулинарии советуют готовить в рамках своих навыков, без усложнений: много паприки и чеснока испортят блюдо. В продакшене работают те же законы: нет ничего проще, чем упростить.

Как говорил Эйнштейн: «Всё следует делать настолько простым, насколько это возможно, но не проще». 

Работая над подкастами я замечаю, что их можно было сделать проще: был бы больше процент дослушиваемости и лояльнее аудитория. 

Илья Коваленко
видеомонтажер, саунд-дизайнер и музыкальный продюсер Elias Forge.
Но где-то мы оступились, пытаясь “приделать большого слона”. Иногда “глубинную мысль” понимает два человека в редакции, но не слушатель. Поэтому, не усложняйте.

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу подкаста «Маркетинг и реальность», чтобы не пропускать анонсы новых эпизодов, дополнительный материал от автора и всё то, что не успевает попасть в основные выпуски подкаста.

Над материалом работали:

  1. Анастасия Дяченко — редактор, информационный голос;
  2. Александр Дяченко — бренд-маркетолог, спикер. Автор подкаста «Маркетинг и реальность».

По вопросам рекламы, участия, спонсорства и нативных интеграции в бренд-медиа и подкаст «Маркетинг и реальность» — pr@marketing.audio