«Я потом вернусь»: почему дело не в усталости и не в отсутствии времени
В одиннадцать вечера мне написал мой взрослый ученик — предприниматель:
«Мозг хочу расслабить. Но играю уставшим и зеваю фигуры».
Он только что провёл шесть часов за рулём — у него свой бизнес, семья и график без пауз. Я обучала его игре в шахматы в онлайн-формате. Для людей с таким ритмом это не «удобный вариант», а единственный способ вообще регулярно тренироваться.
Я прочитала сообщение и ничего не стала отвечать сразу. Такие фразы — не про шахматы. Они про состояние, в котором человек ищет место, где можно хоть ненадолго ослабить контроль.
Другой мой взрослый ученик, тоже предприниматель, писал о том же, но короче и ироничнее:
«Опять зевнул. Играл как… ну, ты поняла».
Он играл в шахматы где придётся: в кафе за завтраком, в пробках, «в бане, в кино, с детьми и т. д.». Эти люди не были знакомы друг с другом, жили в разных городах и разной жизнью. Но оба тренировались у меня довольно долго — около полутора лет. Они постоянно переносили тренировки, часто играли уставшими и росли гораздо медленнее, чем могли бы.
Я больше двадцати лет работаю тренером по шахматам, в том числе со взрослыми, и хорошо знаю этот тип — предпринимателей. Я вижу такие истории регулярно, именно у перегруженных взрослых людей. По моему опыту, в таких условиях люди обычно уходят быстро.
Но они не уходили.
Здесь важно уточнить: ни один из них не приходил с запросом «просто поиграть».
Михаил в детстве занимался шахматами. Ему нравилось — до тех пор, пока отец не начал требовать результатов. Разряды, ожидания, давление — в какой-то момент шахматы стали не радостью, а напряжением.
Прошло лет тридцать, и однажды Михаил поймал себя на мысли, что ему снова хочется играть: спокойно, без оценок, но лучше, чем он умеет сейчас.
Артём пришёл по рекомендации друга. Он играл с компанией, и один из друзей был заметно сильнее. Артёму хотелось научиться играть так, чтобы без проблем выигрывать у него.
У обоих была цель. Просто она не была спортивной.
Однажды один из моих предпринимателей написал мне:
«Потому что играю там как попало))»
Это не звучало как жалоба — скорее как разрешение.
В бизнесе нельзя «как попало». В семье нельзя «как попало». А здесь — можно. Можно зевать фигуры, можно быть уставшим, можно не расти так быстро, как хотелось бы, можно не соответствовать ожиданиям.
В моём педагогическом подходе шахматы — не про рейтинги и не про гонку за результатом. Это способ тренировать мышление, умение замечать собственные ошибки и оставаться в контакте с собой — в игре и за её пределами.
Именно поэтому они занимались со мной достаточно долго.
После партий, сыгранных где-то вне наших тренировок, от Артёма часто приходили похожие сообщения:
«Зевнул ферзя. Играл как полный ноль».
«Сегодня вообще играл как г…»
Иногда со смайлом, иногда — без. В этих фразах не было запроса: ни просьбы помочь, ни попытки разобраться глубже. Было заранее сказанное — я к себе всерьёз не отношусь.
Я много раз видела, как предприниматели используют в обучении этот приём: обесценить себя первым, чтобы не входить в напряжённую зону.
Иногда это выглядит как шутка, иногда — как шаг в сторону.
Нередко случалось и такое. Я пишу ему днём, как мы и договаривались, чтобы согласовать тренировку:
— Сегодня в 21:30 совсем поздно?
— Думаю, можно позаниматься.
Через пару часов он пишет, что всё-таки устал, вырубается и просит перенести тренировку. Я соглашаюсь — и уже в ответ на это приходит сообщение:
- Я спать!!! Благодарю вас.
И я ловлю себя на мысли: в этом формате не нужно ничего решать окончательно. Можно отменить — и всё равно остаться в процессе. Можно сделать шаг назад и не чувствовать, что ты «сдался». Для перегруженного взрослого человека это большое облегчение.
И чем дольше это длилось, тем очевиднее становилось: в какой-то момент здесь придётся не откладывать, а выбирать.
Формально — потому что стало дороже: я подняла стоимость своих услуг. Но чем больше я возвращаюсь к этой истории, тем яснее понимаю — дело было не в сумме и не в шахматах.
Тренировки перестали быть фоном и стали требовать ясного выбора. И оба прекратили наши онлайн-тренировки. Для меня это прошло спокойно — без конфликтов и без претензий.
Я не считаю это ошибкой — ни их, ни своей. Они не ушли потому, что им было тяжело, и не потому, что они не хотели играть лучше. Они вышли в точке, где где обучение перестало быть тем, что можно было делать между делом и стало требовать осознанного присутствия.
А вы помните ситуацию, из которой вы вышли не потому что было тяжело,
а потому что стало слишком ясно:
дальше это уже не «на фоне», а всерьёз?