Почему клиенты не используют стратегии, которые сами согласовали

2025-10-30 13:03:31 Время чтения 7 мин 190

Четыре причины от директора по стратегии агентства GREAT Ольги Рейнсон

Кажется, что если стратегия принята, значит, ей будут следовать. Но на практике финальная презентация часто оказывается где-то в дальнем ящике. Хотя до неё были исследования, воркшопы, недели обсуждений и десятки согласований с департаментами и ЛПР. Что пошло не так?
Директор по стратегии агентства GREAT Ольга Рейнсон — о том, как понять, нужна ли вам стратегия, и что сделать, чтобы она действительно заработала, а не ушла «в стол».

На бумаге — всё логично, на практике — не работает.


Иногда стратегия строится на представлении об идеальных процессах внутри компании. А в реальности — ни планирование, ни закупка медиа, ни распределение бюджета, ни вовлечение нужных людей в нужное время не происходят как надо. Всё по-прежнему: сначала что-то сделали, потом задним числом спланировали.

Совет: ещё на старте стоит продумать, как стратегия будет реализовываться, и подключить к разработке тех, кому потом с ней работать.

Не до стратегии — надо продавать

Часто ЛПР воспринимают работу над брендом как что-то «на потом», для стабильных времён. А пока — тушим пожары: срочно продвигаем офферы, потому что где-то просели продажи или кампания не зашла.
Совет: выделите время на отдельный воркшоп или добавьте обучающий блок в презентацию — чтобы донести до ЛПР, что бренд — это не роскошь, а база. И что тактические действия лучше работают, когда встроены в стратегию.

Неверно выбранная глубина проработки

Если на старте разработки не выяснили, как именно документом планируют пользоваться, он будет полезным только частично. Например, где-то стратегии может не хватить детализации: в целом, понятно, что делать, но как эти мысли приземлить на практику, как именно это переложить в коммуникацию — команде непонятно. Бывает и обратная ситуация: в стратегии прописано очень детально и конкретно, что и где должно быть, но в момент реализации что-то оказывается недоступно/меняется (особенно сейчас), и создается ощущение, что вся схема начинает плыть, и уже проще что-то придумывать самим по ситуации.

Совет: совместно определить такую глубину проработки, которая задавала бы понятный вектор и понятные способы адаптировать его по ситуации.

Сначала стратегия, потом — цифры? Лучше наоборот


Одна из частых ошибок — стремление запараллелить процессы. Чтобы не терять время, проверить агентство «в деле» или избежать раскрытия внутренних данных. Это может звучать как: «Вы же профессионалы, сами скажите, что и как».

Но чтобы коммуникационная стратегия действительно работала, на старте нужны:

  1. маркетинговая стратегия,
  2. медийная стратегия.

Коммуникация строится от понимания, что и когда мы продаём, где у маркетинга фокусные точки и какие медийные ресурсы доступны. Чем больше информации агентство получает заранее, тем точнее и реалистичнее будет результат.

Часто клиент ждёт от стратегии рекомендаций по каналам и допинициативам. И именно поэтому не спешит делиться своими планами. Но это — ложная дилемма: информация не ограничивает, а даёт основу, которую можно усилить и раскрыть максимально эффективно.

Если же этого нет — стратегия может не сработать: она просто не совпадёт с медиавозможностями или с финальными маркетинговыми шагами.

Совет: смотрите на стратегию комплексно. Подключайте медиа- и креативные агентства, делитесь планами, ищите дополнительные точки роста — вместе.

Коммуникационная стратегия иногда воспринимается как тяжелый нудный док, который вроде бы и нужен, но кому? Но таким его делаем мы с вами в процессе разработки, если вовремя не задаем друг другу нужные вопросы и изначально не стремимся сделать его практическим руководством по коммуникации. Совсем по-другому живет стратегия, которая была разработана с вовлечением команды клиента, медийного и креативного агентств. Стоить оба документа будут одинаково, и времени в сумме на них уйдет столько же — так почему бы не сделать что-то реально полезное?

2 блока саммари напоследок

1. Вам точно нужна стратегия?

  1. Да, если вы хотите иметь единый коммуникационный флоу, последовательно строить бренд, решая задачи бизнеса, и легко объяснять внутри команды и компании, что мы делаем, какие планы, чему из возникающего по ходу сказать «да», а чему — «нет».
  2. Нет, если вы пока сами не понимаете, в каком сегменте, что и зачем хотите делать, только тестируете рынок и продукт, нарабатываете опыт, планы рождаются как тактика в зависимости от результата, а бюджеты на медиа и коммуникацию формируются и растворяются стихийно. Стратегия помогает упорядочить хаос, но до этого нужно созреть.

2. Что сделать, чтобы стратегия не пошла в стол?

  1. Убедиться, что вы сможете внедрить то, что будет разработано. Подумайте о процессах и конкретных людях, от которых будет зависеть реализация. Вовлекайте их еще на стадии разработки: продакт-оунеров, маркетинг, продажи.
  2. Подумать, нужно ли «продавать» стратегию внутри. Если да, предусмотрите наиболее подходящий формат: совместный воркшоп, мини-лекция, обучающий блок в презентации, отдельная встреча Q&A для ЛПРов.
  3. Относиться к разработке как к командной работе. Подумайте, какие вводные по маркетингу, продукту, медиа вам нужно подготовить, какие цели и задачи приоритизировать, какие тактические повороты предусмотреть. Объединяйте команды, задавайте сразу все неудобные параметры и вопросы, обсуждайте глубину проработки, чтобы получить на выходе не 200 слайдов, а рабочий инструмент