Компании ежегодно могут тратить миллионы на обучение сотрудников, но эффективность этих инвестиций часто оказывается под вопросом. Проблема не только в мотивации — существуют глубинные барьеры, мешающие развитию. Давайте разбираться.
Часто курсы, предлагаемые в компании, далеки от насущных потребностей сотрудников. Они проходят обучение по стандартным программам, которые не учитывают их текущие вызовы. В итоге знания теряются без практического применения. Например, сотрудники вынуждены проходить обязательные курсы по конфликтологии, когда их основная проблема — нехватка технических навыков.
Что делать?
Пожалуй, самый популярный ответ сотрудников. Рабочие задачи, мит-апы, дедлайны — всё это делает обучение чем-то вторичным, на что просто нет ресурсов. В результате обучение становится жертвой постоянной занятости — выполняется впопыхах и для «галочки».
Что делать?
В Disney ежегодно проводили опрос вовлечённости сотрудников, и вопрос «Есть ли у вас время для обучения?» неизменно получал одни из самых низких оценок. Несмотря на широкий выбор курсов, сотрудники просто не могли выделить время на обучение.
Многие сотрудники боятся, что не справятся с обучением или не смогут освоить новый навык. Эта проблема особенно актуальна для тех, кто давно не учился и чувствует себя неуверенно. Фиксированное мышление мешает людям видеть обучение как процесс роста, а не оценку их способностей.
Что делать?
Даже если сотрудник хочет учиться, он может столкнуться с отсутствием поддержки со стороны компании. Непрозрачные правила компенсации обучения, неочевидные приоритеты развития и нежелание менеджеров выделять время на обучение приводят к тому, что сотрудники просто не видят смысла в развитии.
Что делать?
В LinkedIn 94% сотрудников заявили, что остались бы в компании дольше, если бы имели возможности для развития. Однако при этом большинство работников отмечали, что просто не знают, какие программы предлагает компания и как ими воспользоваться.
Некоторые сотрудники не видят смысла в обучении, потому что не уверены, что оно действительно поможет их карьере. Если обучение не приводит к продвижению, росту зарплаты или реальным изменениям в работе, мотивация к нему быстро падает.
Что делать?
В рамках проекта БАЗА для КХЛ мы разработали образовательную платформу, которая позволила хоккеистам получать знания в удобном формате и понятным языком — с помощью видео-подкастов. Благодаря интеграции обучения в повседневную жизнь, оно перестало восприниматься как дополнительная нагрузка, а стало органичной частью развития спортсменов.
Чаще всего сотрудники не отказываются от обучения из-за лени или нежелания развиваться. За их нежеланием учиться стоят реальные барьеры: перегруженность, неактуальные курсы, отсутствие времени и поддержки. Компании, которые внедряют гибкие подходы, адаптируют обучение под задачи и делают его частью рабочего процесса, получают более мотивированных и вовлечённых сотрудников.
Вопрос не в том, почему люди не хотят учиться, а в том, как сделать так, чтобы они захотели.