Ошибки в найме неизбежны. Вопрос, чему они научат компанию. За десять лет в агентстве Sidorin Lab (SL) я провела 500+ собеседований. Расскажу, какой опыт вынесла наша команда из промахов.
Скажу сразу, что официально я никогда не числилась HR-специалистом. Но как руководитель отвечаю за общий уровень компетенции команды и, кроме того, понимаю важность бренда работодателя. Поэтому большую часть собеседований до недавнего времени проводила сама.
Сейчас я практически не занимаюсь наймом: в агентстве есть HR-отдел, который в среднем одобряет 10 кандидатур в месяц. Но считаю, что мой опыт прошел проверку временем и актуален до сих пор. В статье делюсь историями неудачного подбора и выводами, которые теперь помогают нам находить лучших специалистов.
Ошибка первая. Не прислушиваться к внутреннему голосу на собеседовании с кандидатом. Большинство моих фейлов случалось, если я чувствовала подвох, но игнорировала. «Резюме в порядке, человек умеет себя продать — что еще нужно?». Нужно всегда следовать интуиции.
Ошибка вторая. Не собирать обратную связь с предыдущих мест работы кандидата. Мы обожглись на этом достаточно. Теперь при найме мы в SL обязательно запрашиваем рекомендации и отзывы от работодателей за последние 3–5 лет.
Ошибка третья. Недооценивать тестовые задания. С 2022 года многие HR утверждают, что тестовые задания — лишний барьер, который отпугивает кандидатов. Я же убеждена, что это проверка двусторонняя: и соискатель, и работодатель оценивают друг друга на адекватность и подход к работе.
Особенно критичны тестовые при найме руководителей. Важно не только проверить хард-скиллы, но и увидеть, как человек мыслит, какие вопросы задает, как ведёт себя в сложной ситуации.
Мы создавали с нуля редакцию внутри агентства и искали того, кто построит бизнес-процессы и возглавит отдел. До финала дошел кандидат с идеальным резюме — четыре языка, опыт в международных компаниях, отличная самопрезентация. А я смотрела и думала: что-то здесь не так. Человек, который работал с глобальными брендами, приходит на меньшую зарплату с большим количеством должностных обязанностей. Я даже подключила коллег из трех других отделов, попросила присутствовать на собеседовании, верифицировать мои сомнения. Но он их очаровал, и я, прислушавшись к большинству, взяла его в штат.
Прошло некоторое время, и звездный редактор среди бела дня украл два офисных ноутбука, чтобы продать с рук. Полиция отыскала его быстро; оказалось, у товарища были проблемы с зависимостью. Судебное разбирательство длилось почти год и, к счастью, закончилось в нашу пользу.
Урок: как я говорила выше — всегда доверять интуиции.
В этот раз мы искали руководителя SERM. Выбрали бесспорно хорошего специалиста, к ее квалификации не было вопросов. Но во время испытательного срока мы не собирали обратную связь от сотрудников отдела. Между тем руководительница оказалась токсичной: выстроила такую атмосферу, где проблемы замалчивались, а сотрудники тихо страдали, пока всё не вскрылось.
Руководительницу пришлось увольнять по статье за нарушение трудовой дисциплины, подключать юристов — процесс не был быстрым. Потраченные ресурсы можно было бы сберечь, если бы мы вовремя услышали команду.
Урок: на испытательном сроке собирать обратную связь от команды — как человек коммуницирует и насколько комфортно с ним работать.
Итак, мы, казалось бы, учли ошибки прошлого. Нанимая руководителя одного из ключевых подразделений, запросили рекомендации с предыдущих мест работы. Во время испытательного срока собирали обратную связь от его непосредственных подчиненных — и они были в восторге от того, какой новый руководитель компетентный и внимательный.
Мы не учли одного: качество кросс-функциональной коммуникации. Новый руководитель с трудом взаимодействовал с отделом продаж, бухгалтерией, отделом мониторинга и прочими — его волновало только собственное подразделение. Я решила, что нужно больше времени для интеграции, но проблема усугубилась, и вместе с ней снизились результаты работы всего агентства.
Когда руководителю объяснили, почему хотим расстаться, реакция была острой: «Почему вы не говорили об этом раньше? Раньше всё устраивало, а теперь просто хотите меня “слить”». Ситуация переросла в трудовой спор и требование восстановить человека в должности на основании якобы неправомерного увольнения.
Урок: во время испытательного срока собирать обратную связь не только от непосредственной команды, но и от руководителей и сотрудников других подразделений. Надо понять, насколько человек интегрируется в целый коллектив, а не только в свой отдел.
Людей приходится увольнять до сих пор, хотя и гораздо реже, но процесс расставания всё равно сложный. Чаще всего дело не в плохой компетенции: просто не совпали в ценностях и корпоративной культуре. Важно объяснить человеку, что с профессионализмом у него все в порядке, поддержать, подготовить положительную рекомендацию для следующего места работы, держаться корректно и аргументировать свою позицию.
Как мы перестроили систему найма:
Ошибки в найме неизбежны, и я отношусь к ним философски: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Сегодня HR‑департамент закрывает большую часть рисков до того, как они становятся проблемой. Наём для агентства SL — отдельная система, которую выстраивают профессионалы.
Подписывайтесь на мой тг-канал — там много интересного о внутрянке бизнеса, управлении репутацией и диджитал-сфере.