Есть мнение, что молодежь больше не смотрит телевизор. У него нет автора, зато есть немалое число сторонников. Социологи АЦ Vi изучили <1>, как и сколько смотрит ТВ и разнообразный видео контент молодежь (и не только), и это исследование позволило ответить на два ключевых вопроса: верно ли такое суждение, и откуда оно взялось.

Действительно, далеко не каждый современный горожанин в возрасте 15-34 лет ежедневно включает телевизор. Так поступает только… 66% представителей молодого поколения. Еще примерно четверть молодых горожан смотрит телевизор несколько раз в неделю (но не каждый день!) и лишь 8% делают это так редко, что легко можно сказать, что они действительно не смотрят телевизор.

Казалось бы, в расследовании можно ставить точку, однако вопреки всем фактам мнение про «не смотрящую телевизор молодежь» звучит рефреном вновь и вновь. В чем же здесь дело?

 

Частота просмотра телевизора в возрастных категориях 15-34 и 35+

Для современного человека телевизор превратился в надежного спутника жизни, который не спит 24 часа в сутки и по расписанию приносит в дом новости, развлекательные передачи, сериалы и прочий контент. Помимо этого многие отмечают, что включенный телевизор создает ощущение уюта, другие ценят его за поддержание распорядка дня, третьи – за ощущение причастности к жизни в большой стране и так далее.

Притягательность телевидения настолько велика, что лишь единицы горожан в возрасте 35+ могут обходиться без него: 86% смотрят телевизор каждый или почти каждый день и 99% - хотя бы раз в неделю. В среднем, каждый горожанин 35+ проводит перед телевизором 20,5 часов в неделю. На этом фоне молодежь действительно можно назвать мало смотрящей телевизор (чуть более 14 часов в неделю).

Однако это не новость, поскольку молодежь всегда смотрела телевизор меньше взрослого населения, и социологи обратили на это внимание еще в начале 70-х годов прошлого столетии <2>. Важно, что данное обстоятельство до сравнительно недавнего времени не порождало суждения о том, что молодежь «перестала» смотреть телевизор.

Ситуация изменилась с приходом нового медиа – интернета. Молодежь первой освоила его и стала регулярно использовать. Современный городской подросток (15-19 лет) использует интернет каждый день, и за неделю у него набегает порядка 23 часов его использования. Тогда как перед телевизором он проводит намного меньше времени – около 10 часов.

Впрочем, подростки – это совсем «узкая» целевая группа, поэтому мы вернемся к более значимой возрастной группе 15-34 года. Среди них интернетом дома на ежедневной основе пользуется абсолютное большинство (85%), и за неделю у них набегает порядка 18 часов использования этого медиа. Это больше того времени, которое они проводят перед телевизором (порядка 15 часов в неделю).

Более того, за последние несколько лет продолжительность телепросмотра именно в этой возрастной группе (15-34) заметно снизилась. К примеру, с 2012 года по 2014 год горожане 15-34 стали смотреть телевизор на 100 минут в неделю меньше. Сочетание этих двух обстоятельств и породило представление о том, что молодежь «перестала смотреть телевизор», поскольку «ушла в интернет».

 


Фото Depositphotos

 

Интернет дает доступ к бесконечному множеству возможностей, при этом почти все время, проведенное в интернете, можно свести к пяти основным активностям: просмотр видео, использование социальных медиа, поиск информации, прослушивание музыки и онлайн-игры. В среде активных пользователей <3> на просмотр видео приходится почти половина (42%) всего времени, проведенного в интернете <4>.

Просмотр онлайн-видео стал столь популярной активностью несколько лет назад в результате трех важных обстоятельств. Во-первых, существенно увеличилась скорость домашнего доступа в интернет. Сегодня в каждом втором городском домохозяйстве (56%) имеется фиксированный широкополосный доступ в интернет, который позволяет просматривать любое онлайн-видео (в том числе художественные фильмы) без пауз и зависаний.

Во-вторых, в интернете оказался в доступе колоссальный объем видео, включая пользовательское и профессиональное, в том числе и телевизионный контент (сериалы, телепрограммы). Этот контент сегодня доступен на бессчетном множестве разнообразных онлайн-ресурсов. В-третьих, в домохозяйствах увеличилось число (и разнообразие) компьютерных устройств, то есть по сути – экранов для просмотра видео. Сегодня в каждом третьем городском домохозяйстве (35%) имеется 2 и более компьютерных устройства.

В совокупности эти обстоятельства обеспечили интернет-пользователям возможность просматривать онлайн любой желаемый контент в любое удобное время, и вот уже несколько лет подряд растет как число онлайн-зрителей, так и общий объем просматриваемого в интернете видео контента. С ростом популярности онлайн-просмотр постепенно вытеснял более раннюю практику - просмотр скачанного видео.

На сегодняшний день большинство (75%) просмотров видео, взятого из интернета, уже приходится на онлайн-режим, и в ближайшие годы это соотношение вряд ли повернет вспять. Впрочем, совсем списывать со счетов практику скачивания (и просмотра скачанного) еще рано.

Какое же видео смотрит молодежь через интернет? Как показало исследование АЦ Vi, третья часть объема (37%) приходится на просмотр художественных фильмов. Еще четверть объема (26%) приходится на телесериалы. Еще четверть (27%) - на прочие телевизионные жанры (юмор, развлекательные передачи, документальные передачи и т.п.).

И только 11% от суммарного времени всех просмотров приходится на короткие видео ролики. Получается, что для молодежи интернет – это, помимо социальных сетей и прочего, важный канал доступа к художественным фильмам и разнообразному телевизионному контенту.

Структура видео контента (по типу), потребляемого через интернет
(в % от суммарного времени просмотра, в группе 15-34)

 

Можно предположить, что при таких обстоятельствах интернет напрямую конкурирует с телевидением за молодежную аудиторию. Сравним, сколько времени тратят на просмотр телевизора те представители возрастной группы 15-34, что смотрят видео через интернет и те, что не смотрят. Оказывается, что представители первой категории проводят перед телевизором 14 часов в неделю, а представители второй – 14,5 часов.

Эта разница не существенна и означает, что просмотр фильмов, сериалов и телепрограмм из интернета для молодежи не является альтернативой просмотру телевизора. Зато общий объем просматриваемого телеконтента существенно вырастает. Молодежь, практикующая просмотр художественных фильмов, разнообразного телевизионного контента и короткого видео в интернете, за неделю потребляет 19,5 часов видео контента.

Медийное потребление молодежи гораздо более разнообразно, чем у представителей старших возрастных категорий. Во многом – благодаря способности молодежи (сравнительно) легко осваивать новые экраны, новые интернет-технологии, новые сервисы. Представителя возрастной категории 15-34 гораздо чаще можно застать с ноутбуком или планшетом в руках, чем с пультом от телевизора.

Это формирует представление, что молодежь перестала смотреть телевизор. Хотя в действительности молодежь, благодаря новым технологиям и сервисам, даже нарастила объем потребления телевизионного контента. Просто они смотрят «телек» по-другому, по-новому.

Текст: Анна Воронцова, ведущий эксперт отдела социологических исследований АЦ Vi

1 Исследование «Телевидение глазами телезрителей-2014», АЦ Vi
2 Б.М.Фирсов «Телевидение глазами социолога», 1972
3 Особая целевая группа, выделенная для изучения современных форм медийного потребления: москвичи в возрасте от 15 до 50 лет, ежедневно пользующиеся интернетом.
4 По данным исследования «Digital Day», 2013 год, АЦ Vi