Иллюстрация Fotolia

 

Sostav.ru продолжает исследовать российский рынок новостных медиа. На этот раз мы представляем ТОП-20 ресурсов за девять месяцев 2013 года по данным, предоставленным нашему порталу сразу тремя исследовательскими компаниями – TNS Russia, comScore и Gemius. Обзор призван показать объективную картину соотношения сил между лидерами новостного рынка Рунета.

За основу были взяты показатели по среднемесячной аудитории площадок за январь-сентябрь текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Sostav.ru проследил динамику порталов и перемещение позиций в рейтинге.

Лидерство в рейтинге новостных медиа по-прежнему у агрегаторов: по данным TNS и comScore, первое и второе место занимают Яндекс.Новости и Mail.ru Новости соответственно с небольшим, но устойчивым ростом. У Gemius также с положительной динамикой Mail.ru Новости – на первом месте, Яндекс.Новости – на шестом месте (UPDATE 25.11.2013. Все поисковые запросы раздела Новости у Gemius приписываются разделу Поиск).

Новостной агрегатор Rambler Новости сдает позиции по всем измерителям: его среднемесячная аудитория за отчетный период снизилась на 18,2% по Gemius, 10% по TNS и 2,3% по comScore.

Существенно наращивает аудиторию и укрепляет позиции (плюс одна позиция в рейтингах TNS и Gemius) новостной агрегатор Smi2.ru, который вырос на 35,6% по TNS и 41,5% по Gemius (в ТОПе comScore агрегатор отсутствует).

Среди новостных СМИ борьба развернулась между РИА Новости (ria.ru) и РБК (rbc.ru). Сайт Ria.ru значительно увеличил аудиторию, в то время как rbc.ru ее потерял – таким образом, сайт РБК пропустил вперед РИА, который поднялся выше и занял третье место в топе TNS, второе место в топе Gemius и четвертое место в топе comScore. Среднемесячная аудитория ria.ru по разным метрикам выросла более чем на 10% и составила, по разным данным, 7,1-9,1 млн пользователей, а rbc.ru уменьшилась до 8 млн пользователей, по данным TNS и Gemius (comScore учитывает только РБК Main news – 4,6 млн пользователей).

Среди сайтов информагентств по темпам роста лидирует ИТАР-ТАСС: среднемесячная аудитория itar-tass.com за 9 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 71,7% по TNS, 49,5% по Gemius и 40,3% по comScore, что позволило усилить позиции в рейтинге. Сайт «Интерфакса» (interfax.ru) вырос на 5,1% (TNS) и 10,5% (Gemius), в топ-20 comScore информагентство не попало. ИА Regnum вошло только в рейтинг comScore (+24,35%).

По среднемесячной аудитории новостные сайты газет из ТОП-20 выросли: rg.ru («Российская газета») показал более 36% роста, aif.ru («Аргументы и Факты») – более 33% (причем по TNS рост – более 84%), rbcdaily.ru («РБК Daily») – более 23% (в ТОП-20 comScore сайт отсутствует), mk.ru («Московский комсомолец») – более 26% (в ТОП-20 Gemius отсутствует), kommersant.ru («Коммерсантъ») – более 14% (у TNS и Gemius более 25%). Существенную динамику не продемонстрировал лишь сайт «Комсомольской правды» (kp.ru).

Что касается интернет-СМИ из топ-20, то здесь динамика неоднородна. Существенный рост – у Lenta.ru и Gazeta.ru. Lenta увеличила среднемесячную аудиторию за первые 9 месяцев 2013 года на 15,1% по TNS, 10,7% по Gemius, а по comScore – на 170,2%. Gazeta подросла на 50,1% по TNS, 25,5% по Gemius и 23,2% по comScore.

У Vesti.ru зафиксировано падение всеми измерителями (-0,6%-12,7%). Теряют аудиторию Newsru.com и Utro.ru. У первого падение аудитории – на 2,4% по TNS и 3% по comScore (исследовательская компания считает все сайты Newsru, включая newsru.ua, который посещают пользователи из России). У второго падение – на 3,5% по TNS и 2,6% по comScore. По данным Gemius, эти сайты показывают небольшой прирост.

Кроме того, в рейтинге comScore представлен News Media (все сайты, входящие в холдинг Арама Габрелянова) с отрицательной динамикой в 3%.

Как видно из рейтингов TNS, Gemius и comScore, новостных сайтов из сегмента ТВ и радио – всего три. 1tv.ru («Первый канал») попал в ТОП-20 Gemius (+8,2%), ntv.ru (НТВ) – в рейтинги Gemius и comScore (+29,6% и +23,8% соответственно), echomsk.ru («Это Москвы») – в ТОПе TNS (+0,3%).

В ТОП-20 по среднемесячной аудитории в сравнении 9 месяцев этого года с аналогичным периодом прошлого года у TNS и comScore были перемещения лишь между существующими игроками, а у Gemius новичком стал сайт ИТАР-ТАСС – в прошлом году в ТОП-20 его не было.

МЕТОДОЛОГИЯ
Исследование TNS Web Index охватывает российские города 100 тыс+ и аудиторию в возрасте 12-54 по среднему количеству человек, заходивших на сайт. comScore измеряет всю Россию в возрасте 15+ по категории News/Information, в которую включены сайты о погоде (но Sostav.ru их не учитывал) и показателю «среднее количество уникальных посетителей». Исследование Gemius затрагивает аудиторию (real users) в возрасте 18+, города 100 тыс+.