Челябинск - крупный промышленный металлургический центр Урала. Это восьмой по численности населения город России с населением около 1 168 тыс. человек. Социально-экономическое положение региона можно охарактеризовать как благоприятное стабильное. По основным социально-экономическим показателям: численности населения, уровню ВВП, занятости населения, уровню экономической активности населения, обороту розничной торговли и услуг, доходу на душу населения регион в течение последних нескольких лет демонстрирует умеренный рост.

Рейтинговое агентство РИАРЕЙТИНГ ставит Челябинскую область на 18 место среди всех регионов России по социально-экономическому положению региона, и на 10 – среди промышленных регионов. По оценке Национального Рейтингового Агентства (НРА) Челябинск в конце 2013 года вошел в группу регионов со средней инвестиционной привлекательностью IC5. Эксперты агентства Standard & Poor's оценили финансовые показатели области на начало 2014 года как умеренные, и присвоили региону кредитный рейтинг на уровне «ВВ» и «ruAA» по международной и национальной шкалам. Это означает, что в ближайшие годы регион сохранит стабильные финансовые показатели, однако темпы роста экономики Челябинска несколько снизятся. Причина замедления темпа роста будет связана со снижением роста экономики страны в целом, а также с ее зависимостью от металлургической отрасли и машиностроения.

Положение в производственных отраслях в регионе в последнее время стало менее определенным. Политические события, связанные с Украиной, сказались на состоянии и развитии этих ведущих отраслей экономики Челябинской области. Правда, это не всегда имело отрицательный эффект. Были нарушены некоторые связи с украинскими поставщиками оборудования для машиностроительных заводов, не все обязательства со стороны украинских партнеров выполнялись. В то же время необходимость замещения украинской стали и проката, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, привели к увеличению производства в металлургической отрасли, а запуск в ближайшие месяцы некоторых международных проектов, в частности, строительство газопровода «Сила Сибири», по оценке экспертов, должен вызвать рост спроса на продукцию трубной отрасли.

По итогам первого полугодия Челябинская область лидирует среди уральских регионов по темпам роста инвестиций (если по России он составил 97%, то в Челябинской области – 116%). Наибольший объем инвестиций был направлен в производственные отрасли. В первом полугодии завершилось более 20 инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, ввод новых мощностей, приобретение нового оборудования.

По мнению экспертов, Челябинская область в состоянии компенсировать невысокие темпы роста бюджетов и некоторую непредсказуемость в сфере производства. Если производственные отрасли экономики региона составляют около 40% ВРП, то оборот розничной торговли и платных услуг, - порядка 16% ВРП. В Челябинске функционируют крупные торговые сети федерального и регионального уровня: Молния, Ашан, Castorama, METRO, Карусель, Дикси, Пятёрочка, Перекрёсток, Проспект, Магнит, Красное & Белое, Мавт, Fix Price, Media Markt, М.Видео, Эльдорадо, Ситилинк, DNS, Монетка, Техносила, Эксперт, Найфл, Связной, Евросеть.

В регионе производятся известные в России марки кондитерских изделий Mirel, Русская Нива, Усладов, Частная Галерея, Dr.Korner, Merba, Elmarino, Uniservis (торгово-производственной компании ХЛЕБПРОМ), макаронные изделия и крупы фирмы «Макфа», пиво «Балтика», и др.

Как крупный и стабильный регион с высокой численностью населения Челябинск представляет интерес для крупных рекламодателей. Среди городов миллионников он занимает 8 место по рекламным расходам на душу населения.

Медиаландшафт

Телевидение

В Челябинске в эфире вещает 17 телекомпаний федерального и сетевого уровня и 6 региональных телекомпаний, 4 из которых выходят в эфир в партнерстве с сетевыми телекомпаниями и вещают не более полутора часов в день и два региональных канала 31 ТВК и ОТВ - полновещающих.

Цифровое эфирное телевидение в области на данный момент охватывает 81% жителей, региональный филиал РТПЦ обещает увеличить технический охват цифрового эфирного телевидения до 96%. С августа 2013 года в Челябинске началось вещание первого мультиплекса в формате DVB-T2. Первый мультиплекс цифрового эфирного телевидения состоит из десяти федеральных каналов: «Первый канал», «Россия», «Культура», «Россия-2», «Россия 24», НТВ, «Петербург-5», «Карусель», «ТВ-Центр», ОТР. С января 2014 года в городе и области в тестовом режиме запущено вещание второго мультиплекса, в который вошли следующие телевизионные каналы: РЕН ТВ, «СТС», «Домашний», «СПОРТ Плюс», «ТВ-3», «Звезда», «Мир», ТНТ, «Муз ТВ», «Спас». Реальный охват аудитории у цифрового эфирного телевидения в Челябинске пока небольшой, в том числе из-за высокого уровня проникновения кабельного телевидения.

В настоящий момент наибольшей популярностью у аудитории Челябинска пользуются федеральные телеканалы «Россия 1», «Первый канал» и НТВ. Эта тройка телеканалов делит первые места в топе каналов на протяжение уже многих лет в Челябинске и по России в целом. Если к двум ведущим государственным телеканалам «России 1» и «Первому каналу» интерес у жителей Челябинска относительно стабилен, то НТВ постепенно теряет свою аудиторию. Несколько меньше аудитории собирают сетевые телеканалы ТНТ, СТС, «Пятый канал» и РЕН ТВ. На малых сетевых телеканалах, таких как «ТВ-3», «Россия 24», выходящая в партнерстве с окружным телеканалом «Ермак», «ТВЦ», «Пятница», «Звезда» наблюдается приток зрителей, чему, видимо, способствовало развитие кабельного и цифрового эфирного телевидения в городе.

Хотя все эти каналы вещают в эфире, но технический охват их аналогового эфирного вещания не превышает 50% от населения города. Распространение кабельного телевидения и запуск вещания первого и второго мультиплекса сделали эти каналы более доступными для челябинских телезрителей. За счет развития средств доставки сигнала в Челябинске постепенно растет и аудитория тематических телеканалов, которые так же становятся все более доступными. Рост аудитории телеканала «Россия 24» почти вдвое обусловлен и повышенным интересом к новостям у аудитории. Высокий интерес к новостному и общественно-политическому вещанию наблюдается с начала 2014 года не только в Челябинске, но и в других регионах России, и связан во многом с событиями в мире и на Украине.

 

Доли аудитории телеканалов Челябинска в 1-3 кв. 2012-2014 гг., %

Данные: TNS Russia, аудитория 4+

 

Челябинск, как и Екатеринбург, отличается от многих других регионов России развитым региональным вещанием. Некоторые телеканалы, такие как «Челябинская ГТРК», «Восточный экспресс» работают в эфире уже около 20 лет, более молодые «31 канал», «ОТВ», «Ермак» вещают больше 10 лет. Естественно каналы конкурируют друг с другом. Так, телеканал «Восточный экспресс», с 1992 года выступающая на медийном ландшафте Челябинска как полновещающая телекомпания, потеряла частоту в 2011 году, сохранившись только как партнер телеканала «Домашний», сократив объем вещания с 23 часов до 2 часов. Телеканал «ОТВ», напротив, с 2013 года получил статус полновещающего, - до этого периода он выходил в партнерстве с телеканалом «Звезда».

Телеканал «ОТВ» - полновещающий областной телеканал, охватывающий 87% населения Челябинской области. Телеканал тесно сотрудничает с 24 телеканалами городов и сел области и имеет доступ к оперативной и эксклюзивной информации, трансляции событий этого канала пользуются большой популярностью у зрителей. Корреспонденты телеканала создают порядка 15 программ в год собственного производства. Некоторые из них номинировались на всероссийские и международные конкурсы, например, программа «Сделано на Урале».

«З1 канал» - один из самых молодых телеканалов города, начал вещание в 2005 году. Сегодня «31 канал» ежедневно знакомит жителей Челябинска с новостями городской жизни, проводит обзоры основных событий в стране и области. Основная новостная программа телеканала «Новости 31».

Малые региональные телекомпании в городе представлены «Челябинской ГТРК», «Восточным Экспрессом», телеканалом «Ермак». Эти телеканалы не имеют собственной частоты вещания, но имеют свое собственное лицо и специализацию. Безусловным лидером по аудиторным показателям среди малых каналов является «ГТРК», партнер «России 1» с сильным новостным и социально-политическим контентом. «Восточный экспресс» канал с длинной историей, сложившимися традициями и оригинальным контентом. «Ермак» - окружная телекомпания, вещающая на весь УрФО, цель которой создание единого окружного информационного пространства.

На данный момент, существенная проблема челябинских полновещающих региональных телеканалов - это контент. Региональные телеканалы не могут соревноваться с крупными телекомпаниями по уровню качества и стоимости кинопроката и развлекательных передач, которые и составляют топ программ ведущих российских телеканалов. У регионального телевидения своя специализация – информационно-аналитическая. Но 24 часа эфира не получится наполнить новостями и общественно-политическими программами. «31 канал» сделал акцент на ретрансляцию художественных и документальных фильмов, которые возглавляют топ телепрограмм канала. Так же в топ попадают и новости телеканала «Новости 31», «Агентство Чрезвычайных новостей». Топовыми программами трех кварталов 2014 года на телеканале «ОТВ» стал в основном кинопоказ для детей, мультфильмы, а так же трансляции актуальных событий области: парада Победы, спортивных соревнований в Челябинске. Яркие и разнообразные социально-политические программы предлагает телеканал Челябинская ГТРК. «Восточный экспресс» сократив объем вещания, оставил в эфире программы собственного производства, в основном познавательного характера.

Радио

В Челябинске вещают 25-FM и 2-УКВ радиостанции, из них 7 региональные. Сетевые радиокомпании представлены компаниями с различной тематической направленностью, ориентированные на разную целевую аудиторию. Так информационно-аналитическую нишу занимают станции: «Радио России», «Вести ФМ», «Бизнес ФМ», «Комсомольская правда», «Эхо Москвы», «Маяк». Информационно-развлекательные радиостанции, ориентированные на более молодых активных радиослушателей представлены радиостанциями «Серебряный дождь», DFM, «Юмор ФМ», NRJ, «Европа Плюс». Очень большой выбор музыкальных радиостанций на любой вкус: «Радио 7», «Ретро ФМ», «Русское радио», «Радио Дача», «Шансон», «Авторадио», «Дорожное радио», «Наше радио». В Челябинске так же вещает «Детское радио» и радио «Спорт».

Региональные радиостанции главным образом имеют музыкальную или информационно-развлекательную направленность, за исключением радио «Южный Урал», которое специализируется на информационно-аналитическом вещании.

«Южный Урал» – информационно-аналитическое радио. В эфире сотрудничают два медиахолдинга «Челябинская ГТРК» и «Ермак», окружное радио. Программное наполнение эфира, - это новости челябинской области и уральского федерального округа, аналитика, социально-политические и экономические обзоры.

«Континенталь» - музыкально-информационное радио. Вещает на всю область. В эфире региональные новости, обзоры последних событий и, преимущественно, популярная музыка. Позиционирует себя как креативное радио, «законодатель мод» в радиоэфире. Обладатель многочисленных наград всероссийских и международных конкурсов. Ориентировано на молодую и зрелую успешную аудиторию. Континенталь можно слушать в онлайн-версии.

«Олимп» – информационно-музыкальное радио. В эфире актуальные для жителей Челябинска новости, музыкальные хиты 70-х, 80-х годов и наших дней. Ориентировано на взрослую и пожилую аудиторию.

«Интерволна» – музыкально-развлекательная радиостанция. В эфире популярная музыка 90-х – 00-х годов, множество развлекательных программ, игр и конкурсов. Ориентировано на успешных мужчин и женщин 25-45 лет. Вещает с 1992 года. Присутствует в онлайн-версии.

«Студия 1» – музыкальное радио для искушенных слушателей. Работает с 1994 года. В эфире тематические музыкальные программы, посвященные рок-н-роллу, джазу, танцевальной музыке. Общение ведущих со слушателями носит преимущественно интерактивный характер. Радио выходит также в онлайн-версии.

«Радио 100» - музыкальная радиостанция. В эфире современная музыка от классического рока до релакс-композиций. Радиостанция стремиться создать атмосферу конфорта для радиослушателей, не перегружая их информацией. Ориентировано на взрослую энергичную аудиторию.

L-radio (Эль Радио) – полностью музыкально-развлекательное радио. Начало вещание в 1998 году. В эфире только современная клубная музыка, автомобильные новости, сводки погоды. Ориентировано на молодежную аудиторию. Вещает в онлайн-версии.

 

Долевое распределение аудитории радио в Челябинске в 2013 г.

Данные: TNS Russia Radio Index – города, аудитория 12+

 

Обращает на себя внимание то, что аудитория в Челябинске больше ориентирована на музыкально-развлекательные радиостанции, чем на информационные. В 2014 году ожидается выход на челябинский рынок еще 2-х радиостанций: на выигранных в минувшем году частотах начнут вещание радиостанции «Мир» и «Love-радио».

Наружная реклама

В декабре 2013 года и июне 2014 года в Челябинске прошли аукционы, на которых перераспределялись права на наружные рекламные конструкции города между операторами. Такие аукционы можно было наблюдать во многих регионах России в 2013-2014 годах. В отличие от других крупных городов, таких как Казань, Нижний Новгород, Самара, Краснодар, где аукционы привели к существенному уменьшению числа операторов и конструкций, росту цен, - Челябинский рынок наружной рекламы практически не почувствовал на себе их воздействия. Если на сентябрь 2013 года в outdoor- секторе Челябинска работало 106 операторов, то к сентябрю 2014 года осталось 96, т.е. их число сократилось только на 9%. Первая десятка операторов, которая в 2013 году держала 81% всех рекламных поверхностей города, сохранила свое лидерство и в 2014 году, уже после двух волн аукционов, сохранив и объем принадлежащих им конструкций (82%). Общее число рекламных поверхностей так же осталось неизменным. В то же время произошло перераспределение инвентаря по типам конструкций.

 

Доля конструкций различных типов, принадлежащие операторам Челябинска, от общего числа конструкций города на сентябрь 2014 г.
Данные – ЭСПАР-Аналитик

 

Как мы видим из таблицы 3, сократилось число конструкций city-формата, на 13%, а щитов 3х4 – только на 6%, что составило порядка 130 шт. (или 264 поверхности). Зато почти вдвое увеличилось число рекламных поверхностей крупного формата, большая часть которых незаконная.

Первая пятерка операторов выиграла от торгов, - все они в той или иной степени увеличили объем инвентаря, притом больше всего выиграли сетевой оператор Russ Outdoor и челябинский «ЭЛИС». На 41% вырос инвентарь у оператора «АЗБУКА». Остальные более мелкие игроки потеряли от аукционов. В целом мелкие операторы потеряли около трети своих конструкций.

Особенностью сегмента наружной рекламы в Челябинске в том, что тройка самых крупных на рынке игроков, которым принадлежит более 50% всех рекламных поверхностей города, - это региональные операторы.

«Армада» - самая крупная сеть наружной рекламы в городе и области. Первые свои шаги делала в качестве рекламного агентства, еще в 90-х годах. В 2002 году произошла переориентация компании на оutdoor-сектор и ребрендинг, в результате которого компания стала называться «Армада Аутдор». Вскоре «Армада» начала распространять свою сеть щитов 3х6 не только в границах города, но и в области. На настоящий момент компания сотрудничает с крупнейшими сетевыми брэндами МТС, "Мегафон", "Эльдорадо" и др.

«Элис» - один из самых молодых среди лидеров игрок, - компания работает на рынке наружной рекламы Челябинска только с 2006 года. Компания выступает на рынке, как агентство полного типа: своим клиентам она предлагает разработку дизайна макетов конструкций, подбор подходящего рекламоносителя, помощь в разработке и проведении рекламной кампании.

«Карус» на рынке с 1996 года. Как и «Элис», компания предлагает клиенту полный пакет услуг: подбор адресных программ, монтаж, ежедневный мониторинг и сопровождение заказов и др. Компания не ограничивает свои интересы только на биллбордами 3х6, но ищет другие формы размещения рекламы: в ее коллекции сеть брандмауэров, суперсайтов, крупноформатных ограждений. Кроме того, как и «Армада» компания распространяет свои сети в городах Южного Урала.

Прогнозируемый агентством Deltaplan в начале 2014 года для городов-миллионников рост цен на размещение наружной рекламы в полтора-в два раза, в Челябинске не оправдался. Прогноз строился на основании последствий первой волны аукционов, которая прошла еще в 2013 году в ряди регионов и привела в увеличению цен в два раза в некоторых из них, например, в Казани и Красноярске. В 2014 году экономическая и политическая обстановка с стране стала несколько тревожной, а рекламодатели стали более осторожными. В городах-миллиониках, где в 2014 прошли аукционы, цены поднялись не более чем на 50%, а большинстве случаев не превысили порога в 30% . В Челябинске рост цен на размещение рекламы в 2014 году был сопоставим с инфляцией рубля.

Пресса

Пресса Челябинска по разным источникам насчитывает от 100 до 180 различных изданий, как общероссийских, так и ориентированных на жителей области или города. В последней волне исследований NRS-Города компании TNS их насчитывалось чуть менее 107. Если дополнить этот список изданиями, которые присутствовали в предыдущие волны, но не попали в волну весны 2014 года, то их список расширится до 116 изданий. Это 22 газеты, 72 журнала и 13 рекламных издания. Если среди информационных и рекламных изданий, как ежедневных, так и еженедельных присутствует региональная пресса, то журналы представлены в основном общероссийскими изданиями.

 

Топ газет и журналов Челябинска по типам изданий, данные на апрель 2014 г.

Данные: TNS Russia NRS – города, аудитория 16+.

 

К сожалению не все издания Челябинска измеряются TNS. Так в этот список не попали газета «Южноуральская панорама», «Челябинский работодатель», «Итоги 74», журнал «Деловой квартал».

Газета «Вечерний Челябинск» - лидер среди ежедневных газет Челябинска. Существует с 60-х годов 20-го века. Газета рассчитана на широкий круг читателей. Оперативно предоставляет читателям официальную информацию о решениях городской администрации и думы, рассказывает о жизни города. Выходит 3 раза в неделю.

«Челябинский рабочий» - это еженедельное общественно-политическое издание, одно из старейших газет в Челябинске. Газета ведет свою историю с 1902 года. С 1990 года она получила статус независимой. В последние годы не раз выступала с критикой администрации области и города. Выходит тиражом в 23 000 экз. и распространяется не только в городе, но и в области.

«Южноуральская панорама» - региональная общественно-политическая газета. Издается с 1997 года. Распространяется на территории Челябинской области. В издании широко освещаются политическая, экономическая, культурная, спортивная, социальная жизнь города и области. Выходит три раза в неделю, тираж 13 000 экз.

«Соседи» – самый массовый информационно-рекламный еженедельник Челябинска. Издается с 2000 года и выходит тиражом в 400 тыс. экземпляров. Распространяется бесплатно собственной службой доставки по почтовым ящикам и фирменным стойкам в крупнейших супермаркетах и офисных центрах.

«Синегорье» - еженедельная газета для семейного чтения. Новости, статьи о событиях в городе, скандальная хроника, программа телепередач на неделю.

Все топовые печатные издания Челябинска уже начали осваивать интернет-пространство и выходят в онлайн-версии.

Интернет

Проникновение интернета в Челябинске на начало 2014 года – порядка 70%. В области в целом этот показатель несколько ниже – около 60%. По данным ФОМ, рост числа интернет-пользователей в регионе на протяжении последних двух лет был очень интенсивным, а с середины 2013 года он несколько замедлился..

На сегодняшний момент основная конкуренция на рынке в Челябинске идет между тремя провайдерами Интерсвязь, Ростелеком и Эр-Телеком. Среди клиентов крупнейших провайдеров на 70% востребовано подключение к широкополосному доступу в интернет и на 27% кабельное ТВ. Количество клиентов широкополосного доступа в интернет в Челябинске и Челябинской области за 2014 год увеличилось по крупнейшим компаниям в среднем на 8%, в основном за счет увеличения доли частных клиентов.

В городе, на фоне распространения интернета, активно развиваются региональные интернет-порталы. По данным аналитиков «Делового квартала, liveinternet.ru и других источников, наиболее популярен среди жителей города сайт 74.ru. Это большой портал с множеством тематических вкладок: новости, автомобили, бизнес, форумы, СМИ и т.д.

«Деловой квартал» летом 2014 года составил Топ-35 региональных челябинских порталов, среди которых также встречаются федеральные проекты с региональным контентом. Наиболее популярные федеральные проекты – это справочник chel.pulscen.ru, который собирает трафик с коммерческих запросов пользователей в интернет-поисковиках, и chel.kp.ru - региональная страница федерального СМИ, которая привлекает пользователей обилием вкладок по совершенно различным интересам: новости, спорт, дача, работа, игры и др. Все они, однако, по аудиторным показателям не могут сравниться с локальным лидером топа 74.ru.

 

Аудитория региональных интернет-порталов в Челябинске

Данные «Делового квартала» на июль 2014 года

 

В Топ-10 локальных интернет-ресурсов, представленных в таблице 5 , вошли 10 ведущих сайтов из рейтинга «Делового квартала». Больше всего в них информационных справочников, сайтов средств массовой информации (региональных и федеральных). За пределами этой таблицы остались, также популярные среди челябинских пользователей интернета сайты государственных и муниципальных структур, в частности администрации города Челябинска (cheladmin.ru), Управления федеральной миграционной службы по Челябинской области (fmschel.ru) и Правительства Челябинской области (pravmin74.ru), а также новостные порталы. Все они вошли в Топ-35. В рейтинг самых популярных локальных интернет-ресурсов в основном попали сайты, которые присутствуют на рынке региона 5-7 лет и более.

Другие медиа

Помимо рекламы в традиционных медиа, таких как печатные издания, радио и телевидение, а также рекламы в outdoor-сегменте и в новых цифровых медиа (на интернет-сайтах), в Челябинске достаточно много операторов занимаются размещением рекламы в транспорте и indoor.

Рекламой в транспорте занимаются в городе такие операторы, как «Первое маршрутное телевидение», «Южно-Уральское бюро рекламы» (реклама на трамваях, троллейбусах, автобусах, маршрутных такси, так же внутри салона), «РА Медиа-транс» (реклама на бортах, листовки в транспорте), М74 и др. «Южно-Уральское бюро рекламы», в отличие от перечисленных выше игроков, которые специализируются в основном на «транспортной» рекламе, предлагает рекламодателям размещение и в других, традиционных, медиа. Также в этом сегменте работают некоторые крупные операторы наружной рекламы, например, URAL ATL.

Indoor – сегмент также осваивают крупные операторы наружной рекламы («Азбука», «Южно-Уральское бюро рекламы» и др.) и операторы, размещающие рекламу преимущественно в данном медиа, например, INDOOR group. Indoor-реклама распространяется в регионе в крупных бизнес-центрах и торговых центрах, в крупнейших сетевых магазинах: Ашан, Карусель, Перекрёсток, Пятёрочка, Магнит, Медиа Маркт, М.видео, Эльдорадо, Техносила, METRO, Castorama и т. д.; в кинотеатрах сетей Синема Парк, Киномакс, Мегаполис; в спортивных сооружениях: Ледовая арена Трактор, Ледовый дворец спорта Уральская молния, Стадион Центральный, ДЦ Юность и фитнес-центрах.

В магазинах Челябинска реклама встречается звуковая (в ТК Никитский, Куба, Фиеста, Калибр, Европа-Азия, Маяк, в сети Проспект, ТРК Родник, ТРК Урал и др.), плазменная (в сети Проспект, Магнит, Медиа Маркт, Пятерочка, Перекресток, ТРК Родник, ТРК Урал и др.), полиграфическая (ТЦ Башня, Молния).

В кинотеатрах Киномакс, Синема Парк, ГагаринПарк-Nikaland и др. перед сеансом посетителям обычно демонстрируются рекламные ролики. Кроме того в фойе кинотеатров размещаются плазменные панели с рекламными роликами, реклама в постерных рамках, на промо-стойках. В кинотеатрах проводятся промо-акции. Также практикуется выпуск печатной рекламы на билетах и листовках, которые распространяются через кассу.

Реклама в транспорте и indoor-реклама востребована у рекламодателей и неплохо развивается в Челябинске. На рынке уже определились региональные и сетевые игроки, которые специализируется на размещении только в данном медиа, однако им приходится постоянно конкурировать за свои позиции в сегменте с крупными операторами наружной рекламы.

 

Общие тенденции рекламного рынка Челябинска

 

Последние годы рекламный рынок Челябинска демонстрирует высокую стабильность, занимая 9 позицию по объему рекламного рынка среди городов-миллионников. К концу 2013 года челябинский рекламный рынок потеснил ростовский в рейтинге рекламных рынков городов-миллионников. Но в 2014 году приостановил свой рост и стагнировал, в то время как в Ростове-на Дону существенно подрос сегмент Outdoor, что не могло не сказаться на его рынке в целом. За три квартала 2014 года челябинский рекламный рынок собрал по нашей оценке 1 451,4 млн. рублей без НДС, что только на 0,3% больше, чем в январе-сентябре 2013 года. Основной рост рынка произошел в сегменте интернет-рекламы. Несколько подросли сегменты наружной рекламы и «других медиа». Телевизионная реклама удержала бюджеты на уровне, близком к показателям прошлого года. Закономерно упала пресса, хотя падение этого сегмента по темпам несколько уступает темпам падения прессы на национальном рынке.

 

Динамика бюджетов различных сегментов рекламного рынка Челябинска в январе-сентябре 2014/2013 гг.
Данные – АЦ Vi

 

Падение бюджетов в прессе и рост интернета, тем ни менее, не привели пока к существенным изменениям долевого соотношения сегментов рынка. Как и в 2013 году, на сегодняшний момент, ведущим сегментом на региональном рекламном рынке Челябинска является наружная реклама, второе место занимает телевидение. На третьем месте пресса. Интернет постепенно догоняет по объему прессу, хотя отрыв еще существенный (19% рынка против 13%).

 

Долевое распределение бюджетов по медиасегментам в 1-3 кв. 2013 и 2014 гг. на рекламном рынке Челябинска
Данные АЦ Vi, АКАР

 

Обращает на себя внимание достаточно высокая для региональных рынков доля интернет-сегмента и низкая - доля прессы в Челябинске. Для сравнения, в других городах-миллиониках, по оценке экспертов АЦ VI, доля интернета на рекламном рынке колеблится от 8 до 15%. Правда, по мнению специалистов РА «Дельта-план», в Новосибирске и Екатеринбурге она достигает 19-20% от общего объема рынка. Пресса, по оценке и экспертов АЦ VI и экспертов РА «Дельта-план» собирает более 25% от всего объема рынка в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону. Сегменты прессы и интернета, как показывает практика, тесно связаны между собой. И на национальном и на региональных рынках все больше снижается доля печатных СМИ и растет интернет-сегмент, в том числе за счет перехода печетных изданий в онлайн-формат. Судя по доли данных сегментов на национальном рынке, где на прессу приходится порядка 10% рынка, а на интернет – более 20%, в Челябинске предел роста Интернета еще не достигнут, как впрочем и предел падения прессы. Однако темпы роста/падения в данном регионе скорее всего будут постепенно замедлятся.

Давайте подробнее рассмотрим отдельные сегменты рынка Челябинска, и динамику их бюджетов к концу третьего квартала 2014 года.

Телевидение

Как мы уже упоминали выше, к сентябрю 2014 года телевизионный сегмент по абсолютному значению собранных бюджетов остался практически на уровне аналогичного периода 2013 года. Справедливости ради необходимо отметить, что рост телевизионного рекламного сегмента в России в целом в 2014 году замедлился. Так, федеральная реклама выросла в 1-3 кв. на 4,3%, а на региональном – на 3,4%. Динамика бюджетов в крупнейших городах России в телесегменте на сентябрь 2014 года очень разнонаправленная: в ряде городов бюджеты сопоставимы с аналогичными показателями предыдущего года (Самара, Ростов-на-Дону, Омск), где-то наблюдается небольшой рост сегмента (Санкт-Петербург, Красноярск, Нижний Новгород), а где-то – падение (Екатеринбург, Новосибирск). Однако динамика, в основном, не выходит за пределы интервала +3%/-3%, - в этом смысле Челябинск оказался в тренде общих тенденций на рынке.

Телевизионный сегмент челябинского регионального рынка привлекателен для крупных рекламодателей, размещающих рекламу из Москвы. Этих рекламодателей в дальнейшем мы будем называть «московскими». Как правило, такие рекламодатели приносят в город достаточно большие бюджеты и занимают большую часть позиций в ТОП 20 по сегменту и рынку в целом. Процент «московских» рекламодателей в общем объеме телевизионного сегмента в первых трех кварталах 2014 года составил порядка 56%. Это достаточно высокий показатель по сравнению с другими регионами России. Высокий процент в сегменте крупных рекламодателей федерального уровня, как правило, помогает относительно спокойно пережить кризисные периоды: если малые рекламодатели в кризис стараются максимально сократить рекламные расходы, то ведущие рекламодатели, чаще всего, продолжают размещаться. Таким образом, высокая доля «московских» бюджетов делает сегмент более стабильным и устойчивым. Крупнейшие на региональном рынке рекламодатели составляют костяк Топа 20 по телевизионному сегменту в Челябинске. Это «ЭКСПЕРТ» (сеть магазинов электроники), «ТЕЛЕ 2», X5 RETAIL GROUP, NESTLE, FERRERO, METRO GROUP, - все они, кроме FERRERO, увеличили расходы на телевизионную рекламу: «ЭКСПЕРТ» в два раза, «ТЕЛЕ 2» - на 20%, NESTLE и METRO GROUP более чем на 50%. METRO GROUP в целом изменила свою рекламную стратегию, - если раньше основную рекламную компанию он проводил в Outdoor-сегменте, то в 2014 году этот рекламодатель перебросил существенную часть рекламных бюджетов на ТВ, равномерно распределив бюджеты между двумя сегментами. В этом году на рынок города пришел новый крупный рекламодатель CALZEDONIA, который расширил список интересных для себя регионов с 11 до 14 (из 28 измеряемых TNS). Лидер топа прошлого года PEPSI CO на 2/3 сократил рекламные бюджеты в телевизионном сегменте и на 14% - в наружной рекламе. Среди региональных рекламодателей устойчиво держится в топе 20 CAPITOL (бутик). Челябинская агрофирма «АРИАНТ» почти в 4 раза увеличила расходы на рекламную компанию в 2014 году, на порядок увеличили рекламные бюджеты екатеринбургская сеть магазинов электроники «НОРД» и новосибирский салон шуб «ИСТ-НОВА».

 

Динамика и доля ТОП 20 рекламодателей в телесегменте, 2013-2014 гг.

Данные АЦ Vi

 

Топ 20 рекламодателей по сравнению с 2013 годом обновился на 50%. Высокая ротация рекламодателей характерна не только для телевизионного сегмента челябинского рынка, но и для наружной рекламы, и радио. Так в прошлом году в телеэфире разместились 1040 рекламодателей, половина которых в 2014 году ушла из сегмента, унеся 20% рекламных бюджетов. Однако к сентябрю в сегмент пришло еще 550 новых рекламодателей (+15% рекламных бюджетов). Это движение рекламодателей происходит в основном за счет региональных и межрегиональных рекламодателей с небольшими бюджетами.

Порядка 36% рекламодателей можно отнести к группе лояльных к сегменту, - эти рекламодатели размещаются только в телеэфире, и нигде более. 77% из них – это «московские» рекламодатели.

В целом пришедшие в телевизионный сегмент Челябинска рекламодатели, а также игроки, увеличившие свои бюджеты в сегменте, компенсировали потерю денег, вызванную ротацией, но недостаточно, чтобы сегмент к сентябрю 2014 года показал рост.

Наружная реклама

Наружная реклама на данный момент – ведущий сегмент челябинского рекламного рынка, - он собирает 32% всех рекламных бюджетов. Если в других крупных городах, правила игры в сегменте задают федеральные игроки, то в Челябинске рынок держат сильные региональные операторы «Армада», «Элис», «Карус», которые собирают 49% бюджетов сегмента. Доля федеральных операторов, напротив, невелика. Возможно именно поэтому, проведенные в городе аукционы почти не повлияли на рынок города. Не произошло ни существенного сокращения числа поверхностей в Челябинске, ни изменения структуры Outdoor-рынка, ни сколько-нибудь значимого повышения цен на размещение. Характерная для региона высокая ротация рекламодателей в других сегментах рынка (более 50% за год в телевизионной рекламе и более 40% на радио), в Outdoor-сегменте выражена значительно меньше. Ротация здесь составляет около 20% рекламодателей и 6-7% бюджетов сегмента. Более 50% денег приносят лояльные рекламодатели, которые предпочитают размещаться только в наружной рекламе. Из них 63% - региональные рекламодатели.

Хотя в целом крупные рекламодатели федерального уровня значительно меньше вкладываются в Outdoor-сегмент, чем, например в телевизионный (18% бюджета сегмента против 56%), Топ 20 рекламодателей по сегменту состоит преимущественно из крупных рекламодателей федерального уровня. Это, в основном, производители автомобилей (FORD MOTOR CO, VOLKSWAGEN, KIA MOTORS, MITSUBISHI MOTORS), мобильные операторы («РОСТЕЛЕКОМ», «МЕГАФОН». «БИЛАЙН», «МТС», TELE 2) и ритейлеры (METRO GROUP, «ЭЛЬДОРАДО», «М.ВИДЕО», X5 RETAIL GROUP). 2/3 топовых рекламодателей 2013 года удержали свои позиции и в 2014 году. Однако лидировали в топе рекламодатели, проводившие в Челябинске разовую рекламную компанию в связи с каким-либо событием или экспансией на рынок нового бренда. На сентябрь 2014 года топ возглавили организаторы Чемпионата мира по дзюдо в Челябинске, - они принесли в Outdoor-сегмент денег в два раза больше, чем FORD MOTOR CO (лидер сегмента среди производителей автомобилей и третий в топе). Второй оказалась компания «ФИНТОРГ», которая в 2013 году открыла свое представительство в Челябинске.

Практически все топовые рекламодатели увеличили свои вложения в сегмент в 2014 году, в целом по топ 20 это составило +39% от бюджетов первых трех кварталов 2013 года. Именно они обеспечили, пусть незначительный, но рост сегмента. Средние и мелкие рекламодатели в целом снизили свои рекламные расходы на 5%. Поскольку концентрация бюджетов у топовых рекламодателей невелика, чуть более 20% от бюджетов сегмента, рост по сегменту составил только 1%.

 

Динамика и доля ТОП 20 рекламодателей в сегменте Outdoor, 2013-2014
Данные ЭСПАР-Аналитик

 

На сегодняшний момент наиболее крупные рекламодатели, определяющие динамику сегмента на рекламном рынке города, увеличили рекламные расходы не только в Челябинске, но и в других интересных для них регионах. Произошло это, главным образом, из-за торгов в наружной рекламе и из-за роста цен на 15-20% во многих крупных городах. В этом смысле Челябинск оказался исключением, где цены остались на уровне 2013 года. Однако можно ожидать, что, следуя за общими тенденциями рынка, в 2015 году цены здесь также поднимутся.

Пресса

Практически все медиа в Челябинске имеют сильных региональных игроков: телеканалы, радиостанции; и пресса тут - не исключение. Среди региональных печатных изданий больше всего газет. Они не потеряли, а наоборот, увеличили свои бюджеты относительно 2013 года. Их рост в целом составил порядка 7%. В то время, как журналы, среди которых лидируют, главным образом, «центральные» издания в целом потеряли около 9% от бюджетов трех кварталов прошлого года. Рекламные издания потеряли 12% своих бюджетов в 2014 году. При этом падение коснулось не только «центральных» рекламных изданий с региональными вставками, но и собственно региональные издания. На динамике сказалось сокращение объемов рекламных полос во многих «центральных» изданиях. Так, например, «Комсомольская правда» сократила площадь рекламных полос на 21%, «Российская газета» - 17%, «Аргументы и факты» - 9%, «Итоги» - 87%, «Вокруг света» - 21%, «За рулем» - на 20%, «Из рук в руки» - на 35%. Региональные информационные издания, таким образом, наоборот, несколько стабилизировали сегмент прессы в Челябинске и уменьшили степень его падения.

В то же время, структура печатного сегмента в Челябинске такова, что разные типы изданий имеют примерно равные доли в региональных бюджетах прессы. Доля рекламных изданий в регионе при этом несколько больше, чем в национальном сегменте, и меньше, чем в городах-миллионниках с традиционно сильной прессой (как в Нижнем Новгороде, например, где их доля - 56%).

 

Доли различных типов изданий в Челябинске и в России, в январе-сентябре 2014, %
Данные АЦ Vi и АКАР

 

Рекламные издания и на национальном, и на региональном рынках с начала 2012 года показывают наиболее интенсивную отрицательную динамику бюджетов. Падение доходов от рекламных изданий на национальном рынке (-12%) заметно опережает динамику рекламных бюджетов газет (-6%) и журналов (-11%). Они постепенно все больше вливаются в интернет-пространство, покидая печатные СМИ быстрее, чем газетные и журнальные форматы.

Интернет

В Челябинске наиболее интенсивно растущий сегмент - это интернет. В 2014 году прирост сегмента произошел в основном за счет контекстной его составляющей. Так если в 2011 году соотношение медийной и контекстной рекламы в долях бюджета сегмента было порядка 50% на 50%, то по результатам первых трех кварталов 2014 года это соотношение 37% (медийная реклама) и 63% (контекст). Более того, в январе-сентябре 2014 года медийная реклама приостановила свой рост в Челябинске, в то время как контекст собрал за этот период на 20% больше бюджетов, чем в 2013 году. Все эти тенденции сопоставимы с аналогичными процессами на национальном рынке интернет-рекламы, где медийная реклама снизила свои бюджеты на 2%, а контекстная – увеличила на 28%.

Особенностью интернет-сегмента в Челябинске является то, что порядка 80% всех бюджетов собирает один крупный информационный портал 74.ru. Еще 6% приходится на chelreal.ru и 4% - на turprofi.ru. Остальные порталы города собирают около 7-9% бюджета регионального интернет-рынка. Хотя интернет – интенсивно развивающийся сегмент, с большим количеством информационных, развлекательных сайтов, тем ни менее эти порталы привлекают, как правило, в месяц не более 10-15% челябинских интернет-пользователей, в то время как охват 74.ru составляет порядка 90% пользователей. Поэтому на сегодняшний момент данный портал является безусловным лидером региональной интернет-сети Челябинска и по собираемой аудитории, и по рекламным бюджетам. Здесь представлена информация по самым разным разделам: недвижимость, работа, медицина, бизнес и др.; на портале можно найти форум, справочники, новости, телеканал. Таким образом, портал удовлетворяет интересы различных интернет-пользователей Челябинска. Другие городские сайты оказываются значительно слабее по предлагаемому контенту, широте тематических вкладок и дизайну. Очень слабо в интернете представлены местные печатные СМИ. Такой сильный разрыв и по объему аудитории, и по объему собираемых бюджетов между лидером рынка и остальными сайтами уникален, и, скорее всего, говорит о недостаточном развитии регионального интернет-ландшафта.

Радио

Радио на сентябрь 2014 года не показало ни положительной, ни отрицательной динамики, собрав бюджеты, сопоставимые с показателями 2013 года. Как и телевидение, радио очень подвижный сегмент, - ротация рекламодателей составляет ежегодно порядка 40%. В 2014 году рекламодатели, покинувшие сегмент, унесли порядка 13 % бюджетов, а вновь прибывшие – принесли 21% бюджета. Казалось бы, такая динамика должна была привести к росту рынка. Однако сегмент сильно пострадал из-за изменения стратегии размещения в СМИ некоторых крупных рекламодателей, которые сократили свои расходы на рекламу на радио, с целью увеличения вложений в другие СМИ. Так, например, METRO GROUP и «ТАНДЕР» забрали часть бюджетов из радиосегмента (50% и 37%), существенно увеличив расходы на ТВ-рекламу. Лидеры радиосегмента прошлого года - крупная строительная компания «ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ИПОТЕКИ» и строительно-инвестиционная компания DEVELOPMAN - снизили свои рекламные бюджеты в целом по всем медиа на 48% и 30% соответственно. От 50% до 70% сократили рекламные расходы (по трем медиа) крупные ювелирные сети. В тоже время в несколько раз увеличили рекламные бюджеты в сегменте мобильный оператор «ТЕЛЕ2», строительная компания «ИНСИ», сеть автосалонов «АВТОМИР». Более половины рекламодателей в ТОП 20 2014 года по радиосегменту – это различные строительные и инвестиционные компании.

Лояльные рекламодатели, которые предпочитают размещаться только на радио, в Челябинске имеют значительно меньшую долю в бюджетах сегмента, чем в телесегменте и в наружной рекламе, - только 28%. Из этих денег более 70% приносят региональные рекламодатели.

Товарные категории

Перераспределение бюджетов рекламодателей по сегментам рынка, ротация рекламодателей не могли не отразиться на динамике бюджетов товарных категорий.

 

Динамика и структура бюджетов Топ 20 товарных категорий в Челябинске по сегментам, 2014 г., %
Данные АЦ Vi и ЭСПАР-Аналитик

 

Категория ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ является лидером во всех трех сегментах челябинского рекламного рынка, как и в других регионах тоже. На телевидении эта категория собирает порядка 40% рекламных бюджетов в сегменте, в наружной рекламе - чуть более 25%, на радио – менее 20%. Категория представлена в регионе рекламодателями X5 RETAIL GROUP, METRO GROUP, «ЭКСПЕРТ», «ТАНДЕР», «НОРТ», «ЭЛЬДОРАДО» и др. Бюджеты этой категории выросли по трем медиа незначительно, на 6% относительно показателям прошлого года. Некоторые ритейлеры изменили стратегию размещения рекламы, выведя часть бюджетов из Outdoor-сегмента на телевидение. Так поступили METRO GROUP, «ЭКСПЕРТ», «НОРД». Произошло это, в связи с повышением цен на размещение в наружной рекламе во многих крупных регионах, где размещаются данные рекламодатели.

Вторая по значимости для рынка товарная категория ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, представленная главным образом в Outdoor-сегменте, выросла на 14%, относительно показателей прошлого года. Бюджеты выросли неравномерно по разным медиа: в связи с сокращением поверхностей и повышением цен на размещение в наружной рекламе в других регионах, многие крупные рекламодатели данной категории (FORD MOTOR CO, VOLKSWAGEN, KIA MOTORS, MITSUBISHI MOTORS) стали отказываться от рекламы на телевидении и на радио, чтобы сохранить свои позиции в outdoor-сегменте. Рекламные бюджеты на радио в этой категории так же выросли, но не за счет производителей автомобилей, а за счет сервисных центров, которые значительно увеличили в 2014 году расходы на радиорекламу.

Третьей значимой категорией в Челябинске на сентябрь 2014 года оказалась ДОСУГ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ТУРИЗМ, ОТДЫХ, которая выросла на 16%, главным образом за счет сегментов наружной рекламы и радио.

Рекламодатели категории ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ сократили свои рекламные бюджеты аж на 37%, сменив второе место в топе товарных категорий 2013 года на пятое. Падение расходов произошло во всех сегментах рынка. В меньшей степени потеряла в бюджетах категория ФИНАНСОВЫЕ И СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ, - объемы ее рекламных бюджетов сократились на 10%.

В сегменте наружной рекламы и телевидения сильно выросла категория МЕДИЦИНА и ФАРМАЦЕВТИКА – на 40% и 60%. Рост произошел в связи с некоторыми изменениями в законодательстве регулирующем размещение рекламы в СМИ в июне 2014 года. Реклама медицинских услуг ранее разрешалась только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров и конференций, и в профильных медицинских СМИ, - сейчас ее можно размещать в любых СМИ.

В радио и телевизионном сегменте показали очень высокий рост категории СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ и УСЛУГИ СОТОВОЙ СВЯЗИ. Рост первой категории обеспечили в основном крупные региональные и межрегиональные строительные компании, рост второй - рекламодатели «МЕГАФОН» и «ТЕЛЕ 2».

Категории НЕДВИЖИМОСТЬ, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, МЕБЕЛЬ, ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА, ПАРФЮМЕРИЯ И КОСМЕТИКА, СОТОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ показали отрицательную динамику в 2014 году, их бюджеты снизились.

В таблице видно, что рекламодатели тех или иных категорий, как правило, «неравнодушны» к отдельным сегментам и предпочитают размещаться именно там. Так можно сказать, что в наружной рекламе предпочитают размещаться рекламодатели категорий ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ДОСУГ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ТУРИЗМ, ОТДЫХ, ФИНАНСОВЫЕ И СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ. Радио выбирают рекламодатели категорий НЕДВИЖИМОСТЬ, ДОСУГ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ТУРИЗМ, ОТДЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ. Телевизионные категории на челябинском рекламном рынке – это ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА.

Агентства

73% региональных рекламодателей в Челябинске размещаются напрямую в СМИ, без помощи агентств, в то время как на рынке существует и функционирует множество подобных компаний. Самые крупные из них – это межрегиональные «Восход Регион», челябинский филиал «Дельта-План Сибирь», агентство «Бета РА» и «Река». В городе также работают порядка 30 агентств, специализирующихся в наружной рекламе, примерно столько же – в телевизионном сегменте. Тем ни менее, постоянных агентств, особенно таких, которые бы предлагали клиентам услуги полного цикла немного. Можно сказать, что рынок агентств в регионе только формируется. На сегодняшний момент только треть из вновь появившихся агентств после года работы остаются на рынке. Не первый год в Челябинске работают «ЭЛЕФАНТ», «ЮЖНО-УРАЛЬСКОЕ БЮРО РЕКЛАМЫ», «Рекостар». В несколько раз в 2014 году увеличило свою активность агентство «Радар Эдвертайзинг Солюшнс», которое по собранным бюджетам обошло межрегиональные агентства «ВОСХОД-РЕГИОН» и «Бета РА».

 

Доли региональных рекламных агентств в телевизионном сегменте Челябинска (локальные продажи) на сентябрь 2014 г.
Данные АЦ Vi

 

Размещение через агентства позволяет рекламодателю легче и эффективнее провести рекламную кампанию, охватив несколько медиа. Это уже поняли некоторые региональные рекламодатели. В будущем, без сомнения, произойдет осознание рекламодателями выгоды, которую они могут извлечь, размещаясь через агентства, и доля таких размещений вырастет. Такая тенденция уже наметилась в городах-миллионниках, постепенно за крупными подтянутся и другие регионы. К сожалению, среди множества региональных рекламных агентств единицы предлагают полный спектр услуг: разработку рекламной кампании, создание творческого проекта, размещение в СМИ, отслеживание рекламной компании. Челябинск в этом смысле не исключение и большая часть же агентств ограничивает свои услуги размещением рекламы и перепродажей рекламных мест.

Выводы

· Стабильный благоприятный экономический климат Челябинска привлекает рекламодателей и способствует развитию рекламного рынка региона. Повышение инвестиционной активности в 2014 году, запуск и успешная реализация ряда производственных проектов, может позитивно отразиться на региональном рекламном рынке и в дальнейшем (в перспективе 3-5 лет) привлечь новых рекламодателей федерального уровня.

· На данный момент интерес крупных рекламодателей федерального уровня к медиа в Челябинске неравномерен и концентрируется главным образом на телесегменте. В радиосегменте не только Челябинска, но и других регионов, большую часть бюджетов приносят региональные, а не «московские» рекламодатели. Одной из причин невысокой концентрации крупных федеральных рекламодателей в Outdoor-сегменте могут быть и слабые позиции в регионе операторов федерального уровня, с которыми ведущим рекламодателям работать удобнее. В тоже время именно сильные позиции региональных операторов в наружной рекламе обеспечили стабильность сегмента после проведения аукционов.

· Самый сильный на рекламном рынке Челябинска Outdoor-сегмент может вырасти в 2015 году за счет повышения цен на размещение. Однако, если крупные игроки рынка готовы к росту цен, поскольку уже в 2014 году в других городах-миллионниках они вынуждены были платить больше, то малых региональных рекламодателей изменение цен может заставить пересмотреть стратегию размещения и поискать другие медиа для своих рекламных кампаний. С учетом того, что крупных «федеральных» рекламодателей в сегменте мало, рост сегмента вряд ли будет высоким. Сегмент может подрасти в перспективе ближайших года-трех за счет категории «ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ», - в настоящий момент доля этой категории в сегменте неоправданно низкая, по сравнению с аналогичными региональными рынками. Категория УСЛУГИ СОТОВОЙ СВЯЗИ скорее всего продолжит расти в сегменте, в связи с развитием интернета и новых медиа. В четвертом квартале 2014 года ожидается приток бюджетов в сегменте по категории ПИВО, реклама которого с июля 2014 разрешена в местах проведения массовых спортивных мероприятий.

· Драйверами роста в телевизионном сегменте остаются категории ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ и МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА, которая уже к сентябрю показала рост в 60%. Категория ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ сильно просела в 1-3 кв. 2014 года. Тем не менее, динамика падения данной категории постепенно снижается и к декабрю сокращение бюджетов по категории частично должно компенсироваться. Рост бюджетов по сегменту может продемонстрировать категория ПИВО, рекламу которого с конца июля можно размещать в телеэфире во время трансляций спортивных соревнований.

· Интернет-сегмент продолжит свой рост, главным образом, за счет контекстной рекламы. Уже сейчас контекстная реклама в Челябинске имеет долю в бюджетах сегмента более 60%. Ее рост не может продолжаться бесконечно. Прямая баннерная реклама сдает свои позиции, уступая место видео-формату подачи рекламного сообщения. При этом последняя набирает темпы роста с достаточно большой скоростью и, возможно в ближайшей перспектива (2-3 года) медийная реклама, за счет видео-формата, потеснит-таки контекстную. Региональный интернет-ландшафт Челябинска на данный момент беден и представлен одним сильным проектом сети городских сайтов Rugion 74.ru и рядом других сайтов, которые не в состоянии пока конкурировать с лидером. Но как показывает динамика развития интернет-пространства в других крупных регионах, сопоставимых с Челябинском, такая ситуация в сегменте вряд ли сохранится долго. Конкуренцию ведущему интернет-порталу Челябинска в дальнейшем могут составить проекты издательских домов, которые все интенсивнее осваивают пространство интернета. Переход печатных изданий в интернет закономерно будет способствовать дальнейшему падению объемов сегмента прессы на рынке. Правда, в Челябинске, скорее всего пресса будет терять бюджеты медленнее регионов с высокой долей сегмента на рынке, как, например, в Нижнем Новгороде.

· Структуризации и стабилизации рынка в регионе способствует развитие сети региональных и межрегиональных рекламных агентств. В настоящий момент рынок города держат межрегиональные игроки. Своих собственных агентств, которые бы работали на рынке рекламы долго и предлагали бы рекламодателям полный спектр услуг, в Челябинске мало.

 

Текст: Олеся Ивашкина, эксперт АЦ Vi