Пластиковая упаковка, или ПЭТ - один из самых популярных в России видов тары для пищевой продукции, безалкогольных и слабоалкогольных напитков, в основном, в низкой ценовой категории. Именно эта тара попала под пристальное внимание депутатов Госдумы, которые в настоящее время готовят запрет на использование ПЭТ для пивных бутылок объемом более 0,5 л. В преддверии рассмотрения данного закона мы решили напомнить, какие возможности давала ПЭТ для дизайнеров и чего пивовары могут лишиться.

Впервые речь о запрете выпуска алкогольной продукции в пластиковой ПЭТ зашла еще в 2013 году. Депутаты от фракции "Единая Россия" предложили запретить реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 4% от объема в полимерной потребительской таре, а также алкогольной продукции в ПЭТ объемом более 0,5 литра.

По словам вице-спикера Госдумы Андрея Исаева, инициатива направлена на реализацию госпрограммы по снижению алкоголизма в России и призвана поддержать здоровый образ жизни среди граждан. Правительство РФ поддержало законопроект со следующей корректировкой: запрет должен касаться не только розничной продажи, но и производства продукции. По плану чиновников, изменения должны были вводиться постепенно: с 1 июля 2016 планировалось ограничить продажи пива в ПЭТ объемом 1,5 литра, а дальше - поэтапно снижать разрешенный объем упаковки до 0,5 литра.


Фото: Depositphotos

 

Однако пивовары эти изменения не одобрили: сейчас, согласно исследованию Nielsen, в России доля пива в ПЭТ составляет 46,9% рынка, и гибельные последствия запрета использования пластика предсказать несложно. Председатель правления Carlsberg Group Йорген Буль Расмуссен написал письмо российскому премьеру Дмитрию Медведеву, в котором заметил, что подобный запрет может привести к «полной катастрофе для потребления» пива.

Свое недовольство инициативой выразили и производители пластиковой упаковки, для которых запрет может обернуться существенным снижением производственных мощностей, сокращением рабочих мест и даже закрытием концернов.

В июне национальный союз защиты прав потребителей запустил рекламную кампанию «Запретим пластиковую бутылку - спасем Россию!». В рамках акции полноэкранные баннеры можно было увидеть на сайтах «Ведомостей» и «Коммерсанта», а билборды - на Рублевском шоссе. Одновременно в соцсетях продвигалась петиция за запрет ПЭТ для розлива пива.

 

После выступлений бизнеса против законопроекта его принятие замедлилось. Однако "единороссы" не готовы смириться и подвергли критике российское правительство. "В связи с активизировавшимся в последнее время натиском со стороны пивного нероссийского лобби мы еще раз подтверждаем нашу решимость добиться того, чтобы этот закон был принят и заработал 1 января 2016 года", - подчеркнул Андрей Исаев.

Союз российский пивоваров, в который входят такие крупные производители как «Балтика», «САН ИнБев», Heineken, Efes Rus и др., выразил готовность к самоограничению по объемам полимерной тары. С 1 июля 2016 года участники союза перестанут выпускать пивную продукцию в ПЭТ-упаковке более 1,5 л.

Эти изменения коснутся не только пивоваров, но и креативной индустрии: данный формат тары дает широкие возможности для дизайнеров.

 

Евгений Разживин, старший дизайнер Cocoon Group, Прага

Если говорить об инициативе ограничения объёма пивной ПЭТ упаковки как таковой, то это, скорее, политическое популистское решение, напрямую не связанное с борьбой за здоровый образ жизни. Свинья везде грязь найдёт, а любители напиться возьмут пару 1,5-литровых бутылок вместо одной 2-литровой. Как известно, состояние культуры и экономики влияют на массовый алкоголизм в гораздо большей степени. Остальные аргументы, про экологическую безопасность и чистоту окружающей среды, также не состоятельны: какой смысл тогда обсуждать объём ПЭТ бутылки в конкретной отрасли? С загрязнением окружающей среды пластиком давно пора начать бороться, но удачные примеры связаны с раздельным сбором мусора и системой депозитной тары, как, например, в Германии.

В Центральной Европе, имеющей давние пивные традиции, пивной ПЭТ-формат до сих пор с трудом пробивает себе дорогу на полке. Появившись несколько лет назад на рынке он вызвал недоверие потребителей. Потребовалось время, чтобы этот формат занял свою нишу, связанную прежде всего с удобством транспортировки: в ситуации большой компании на природе, за городом трудно найти более удобную альтернативу.

А вот на случай большой вечеринки, например, дома есть отличная альтернатива – 5-литровый алюминиевый мини-кег (емкость для хранения и транспортировки напитков - прим. Sostav.ru): и доверия к продукту форма бочонка вызывает больше и сам ритуал розлива вносит дополнительный игровой эффект.

Абсолютное большинство пивных брендов в Центральной Европе имеют давние традиции и дорожат репутацией, не позволяющей идти на компромисс с точки зрения восприятия качества. В этом смысле, розлив известных брендов в ПЭТ-бутылку – это вызов, заставляющий искать решения как сохранить премиальное впечатление в пластике. Самое распространённое решение – по возможности максимальное копирование оригинальной стеклянной бутылки, попытка мимикрии под стеклянный формат. В России популярен другой приём – имитация бочонка.

Учитывая технологические ограничения ПЭТ-упаковки и специфику пивного визуального языка большой ПЭТ формат, по-моему мнению, до сих пор не стал заметным и отличным "инструментом креатива". Основная особенность этого формата, которой пользуются дизайнеры и производители – это размер! А размер на полке имеет значение. Особенно, если это размер мульти упаковки из 6 бутылок в термоусадочной пленке. Такое ударное визуальное присутствие бренда определённо помогает продвижению. К сожалению, непредсказуемость деформации и невысокое качество печати на термоусадочной плёнке не всегда позволяют добиваться хорошего воплощения идеи, задуманной дизайнером.

Если говорить о форме бутылки, то при объёме более 1,5 л возникают проблемы, связанные с эргономикой – такую бутыль попросту не удобно держать в руках, не говоря уже про удобство розлива. Так что определённая логика ограничивать объём ПЭТ-бутылки 1,5 литрами всё-таки есть, но чисто эстетическая и эргономическая. Стоит ли ради этого принимать запретительные законы – вопрос риторический…

 

Креативнее всего в пластикой таре подходит бренд Gold Mine Beer (компания Efes Rus), который работает с ведущими российскими брендинговыми агентствами и выпускает на рынок проекты, которые получают награды на профессиональных фестивалях по всему миру.

 

 

 

 

Так как пиво в пластиковой таре в основном представлено в низкоценовой категории, ему свойственен некоторый традиционализм. Но и тут дизайнеры стараются найти креативные решения, выделяющие продукт на полке и подходящие для целевой аудитории.

 

 

 

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать неутешительный вывод: запрет на выпуск пива в пластиковой упаковке не только скажется на финансовых показателях пивоваров и спровоцирует рост цен на их продукцию, но и существенно сузит возможности по обслуживанию пивных брендов для брендинговых агентств.