Эко безобразие

Категории: Кейсы

Нам кажется более чем странным, когда социальная реклама призывает владельцев домашних животных убирать за ними экскременты в парке – как, например, в Великобритании. Не менее экзотично для россиян, занятых своими проблемами, выглядит американская статистика: свыше трети граждан США являются ярыми сторонниками вторичной переработки. В России выбрасывать можно что угодно, где угодно – и не нести при этом никакой ответственности. Размер свалок – в том числе стихийных и несанкционированных - уже охватывает территорию в две Франции и неустанно растет. Массовый рециклинг пока выглядит символом далекого светлого будущего.

Объявление на дачном пляже - «штраф за выброс мусора 5000 рублей», под которым валяются пустые пивные бутылки и пакеты из-под чипсов и мороженого, - обычное дело. В нашей стране нет культуры не то что раздельного сбора мусора, но и вообще складирования его в контейнерах. Каждый год в стране появляется более 60 млн тонн бытовых отходов. На сегодняшний день только 7% собираемых твердых бытовых отходов (ТБО) проходят рециклинг и в том или ином виде используются вновь. А ведь минимум 40 % ТБО - макулатура, пластмассы, стекло, металл – вполне можно было перерабатывать и вновь направлять в хозяйственный оборот.

В России скопилось уже более 100 млрд тонн различных отходов, в том числе токсичных. И мусор надвигается. Такими темпами мы можем превратиться в одну большую свалку, что примерно происходит в таких «развитых» странах, как Гаити. Эту животрепещущую мусорную тему обсуждали на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге. И в Екатеринбурге на «Иннопроме-2013». Посетители выставки знакомились с одноразовым дизайном, когда, например, духи заканчиваются, а вместе с ними растворяется и упаковка. Из аналогового мира мы переходим в цифровой, из двухмерного пространства - в 4D. Но все это еще не про Россию. Отечественные специалисты сферы ЖКХ говорили о вчерашнем для многих стран дне, о том, как правильно обращаться с твердыми бытовыми отходами.

Утилизация мусора в России находится в зачаточной стадии, хотя отдельные пункты по переработке мусора существуют (в Подмосковье уже несколько лет пытаются внедрить немецкие технологии сортировки). Уже очевидно, что вторичная переработка мусора потребует создания в России новой отрасли промышленности на условиях частно-государственного партнерства, первым шагом к которой станет введение утилизационного сбора. Такое мнение высказал член Общественной палаты РФ Богдан Новорок. В Министерстве природных ресурсов и экологии РФ подготовлен законопроект, который будет устанавливать утилизационный сбор на холодильники, стиральные машины, микроволновки, пылесосы и другую бытовую технику. По оценке Международной финансовой корпорации (IFC), уровень переработки отходов в России можно увеличить с нынешних 7% до 40% к 2025 году, однако это потребует инвестиций в объеме 43 миллиардов евро.

В странах ЕС и США уже много лет проводят программы раздельного сбора и последующей утилизации мусора. Там закапывается в среднем не больше 20 процентов отходов. Впрочем, в последнее время все чаще раскапывается, поскольку Швеция уже давно пережгла собственный мусор в тепло и электричество и совсем не прочь забрать отходы из соседних стран. Большую роль играет и социальная реклама.

Еще в 1971 году, ко Дню Земли, Рекламный Совет США и организация «Сохранение красоты Америки» создали социальную кампанию, подчеркнув, как мусор и прочие загрязнения наносят ущерб окружающей среде. Железный глаз Коди в ролике «Плачущий индеец» продемонстрировал, что каждый человек несет личную ответственность за состояние окружающего нас мира. По сюжету ролика индеец плывет на каноэ по загрязненному заводскими выбросами и мусором потоку, мимо извергающих столбы дыма фабричных труб. Затем зритель видит, как индеец бредет вдоль забитой машинами автострады. Крупный план лица актера: одинокая слеза сползает по щеке. Слеза оказалась куда красноречивее слов, зрители были глубоко тронуты и разделили с одиноким индейцем его эмоции. Ролик завершался слоганом «Люди начинают загрязнения, люди могут их остановить» («People Start Pollution, People Can Stop It»). Ролик стал одним из самых ярких и успешных кампаний в истории рекламы.

На днях появилось новое творение Рекламного Совета США, которое заставит население взглянуть на мусор другими глазами. По данным управления по охране окружающей среды США, только в настоящее время перерабатывается около 35% мусора. Рекламный Совет США в партнерстве с организацией «Сохранение красоты Америки» (Keep America Beautiful) организовал социально-информационную кампанию «Хочу в утиль» (I Want To Be Recycled), направленную на повышение осведомленности о преимуществах вторичной переработки мусора, чтобы сделать рециклинг ежедневной социальной нормой.

Только 52% американцев признают, что они являются «очень» или «чрезвычайно» хорошо осведомлены о том, как правильно утилизировать отходы. Кроме того, лишь 38% заявляют о себе как об «алчных переработчиках», которые готовы рециркулировать как можно больше отходов и готовы и дальше работать в этом направлении. До сих пор для успешного рециклинга отходов населению не хватало информации, куда сдавать ненужные вещи на переработку и что может получить вторую жизнь.

Созданная агентством Pereira & O’Dell (Сан-Франциско), кампания «Хочу в утиль» мотивирует американцев на ежедневную сортировку мусора, демонстрируя, что если человек выберет переработку, то привычная вещь превратится во что-то новое. Кампания направляет аудиторию на новый сайт IWantToBeRecycled.org, где можно найти пункты утилизации, узнать о процессе переработки мусора с помощью интерактивной инфографики и о том, во что рециклинг может превратить знакомые вещи. Например, «Я привыкла быть пластиковой бутылкой, теперь я скамейка», - гласит рекламный постер.

Ну а что до социальной рекламы в Великобритании, то русскому человеку она вообще не понятна. Культуры убирать за своими питомцами на улице у нас нет, хотя защитников собак много. Как нет и штрафов за такое безобразие. На улицах города Бристол в Великобритании появились билборды с маленькой девочкой, которая испачкалась фекалиями, играя в парке. Как сообщает The Huffington post, социальная реклама призывает владельцев животных собирать за домашними питомцами экскременты, чтобы их не съели дети.

«Дети все подряд пихают в рот», - говорит слоган на билборде.

Социальная реклама появилась на улицах по инициативе городского совета. Кстати, в Бристоле действуют штрафы за фекалии домашних животных на улицах. За неубранные экскременты домашних любимцев придется заплатить 1,5 тысяч долларов.