Россия без овощей

Категории: Продукты

Осень – пора сбора урожая. Но на рынках и в магазинах по-прежнему засилье импортных овощей и фруктов: китайский чеснок, израильский картофель, испанские сливы и персики. Хотя программа поддержки фермеров, как заявляют СМИ, идет полным ходом, в ней не хватает одного важного звена – отлаженной системы логистики, связывающей производителей и торговые сети.

«Откуда у вас персики?» - спрашиваю у продавщицы. «Крымские», - отвечает она, немного подумав и отведя глаза. Ну уж нет, таких стеклянных, хрустящих «красавцев» на юге Малороссии точно не найти. Импортные, за редким исключением, сливы, иностранные яблоки (при своем, небывалом в этом году урожае!), «неродной» сельдерей и даже морковь и арбузы, как говорят, выращены китайцами. Отдельно следует сказать о ценах. Помидоры по 100-150 рублей за кг это совершенно нормально (есть и по 200 – однако то, что они бакинские, никто не гарантирует), хурма по 200 тоже. Взлетели цены на картошку, лук и морковь. Впрочем, в «народных» магазинах овощи стоят в разы дешевле, но их качество и происхождение еще более сомнительное, чем на рынке. Получается, официальная пропаганда здорового образа жизни слабо коррелируется с потребительскими и финансовыми возможностями россиян.

Как сообщил Росстат, инфляция в России по состоянию на конец августа в 11,25 раза превысила среднеевропейскую, набрав за январь-август 4,5% против 0,4% в среднем по странам ЕС. За восемь месяцев больше всего выросли цены на овощи – на 14,1%, хлебобулочные изделия и крупы – на 5,1%, фрукты - на 1,4%. Вступление в ВТО только усугубило ситуацию на овощном рынке в стране. Импорт сельскохозяйственной продукции существенно вырос: капусты, лука и чеснока в Россию стали привозить больше на 17%, а яблок - на 15%. Общий импорт продовольствия за первое полугодие 2013 года достиг $20 млрд. При этом местная картошка стоит уже дороже импортной. Повысили тарифы на энергоресурсы – цены на овощи отреагировали незамедлительно. В результате у фермеров на складах гниют тонны овощей, которые торговым сетям и поставщикам на рынок приобретать невыгодно.

Да, с 2012 года активно реализуются программы поддержки начинающих фермеров. Чиновники, банкиры и сельхозобъединения думают над новым видом финансирования аграриев, когда банки будут выдавать кредит под залог будущего урожая. Но что с ним делать, пока не очень продумано. Ярмарки выходного дня проводятся далеко не везде, да и продать на них весь запас овощей вряд ли получится. Система логистики между производителем и ритейлером в стране отсутствует. И в этом главная беда. Вырастили в Краснодарском крае помидоры, а закупочную цену перекупщики предлагают смешную, не оправдывающую затрат производителя. Либо оптовики и вовсе игнорируют фермеров: по соседству в хозяйстве у обрусевших китайцев можно купить больше овощей – дешевых, «долгоиграющих» и с привлекательным товарным видом. Самим развозить продукцию по мелким магазинам фермерам нет смысла, а крупные сети напрямую не сотрудничают с производителем.

Какой следует быть логистике, чтобы наш производитель чувствовал себя защищенным и уверенным, что плоды его труда бесцельно не сгинут? Логика подсказывает, что должна быть цепочка - от фермера до прилавка, непременным элементом которой будут овощехранилища, обеспечивающие сохранность товара. Так можно было бы снизить зависимость от импорта, понизить цены и обеспечить страну доморощенной продукцией, как в советские годы. Однако для этого властям на местах и представителям бизнеса необходимо создавать условия для воплощения в жизнь такой, казалось бы, простой стратегии.

Пока же подобная логистика – исключительно частная, локальная инициатива. Калужская сеть супермаркетов «Звездный», например, налаживает сотрудничество с местными фермерами. В гипермаркете «Лента» в Ульяновске представлено более 22 тысяч наименований продовольственных и промышленных товаров, в частности и от своих производителей. Сеть «Перекресток», которая открывает рыбные отделы «Новый океан» с долей отечественной продукции около 80%, собирается запустить и фермерские магазины в сети: местным аграриям выделят площади, на которых те смогут продавать мясную, овощную, а также хлебобулочную продукцию по выгодным ценам.