Посылка в никуда

Категории: Кейсы

Пока в Норвегии говорят о том, что обычная посылка по почте может сделать человека счастливым, у нас, напротив, про почтовые отправления слагают поговорки – канул в воду, как посылка на почте в России. Между тем, «Почта России» вкладывает значительные средства в рекламу и модернизацию, но все равно остается объектом горьких насмешек.

В Норвегии подготовили социально-информационную кампанию о том, что посылки и письма, отправленные обычной почтой, значат для получателя гораздо больше, чем все остальные. Чтобы вдохновить людей на трогательные и романтичные поступки с участием писем, открыток, посылок и бандеролей, был создан ролик «Лучшая посылка Норвегии» - история о коробках, которые отправляет девушке ее возлюбленный, живущий в соседнем доме.

В России же не до романтики. «Почта России» у наших граждан ассоциируется с бесконечными очередями, в которых стоят люди, желающие не только отправить или получить посылку, но и оплатить кредит и коммунальные услуги. Это место, где всегда острый дефицит сотрудников (которые, кажется, при поступлении сдают тест на хамство), а письма и бандероли идут месяцами…

Подарок, отправленный друзьями из Финляндии к Рождеству, пришел аккурат через полгода – в конце июня, когда надежда получить посылку уже умерла. После стольких месяцев ожидания порадовало, конечно, что посылка все же нашлась. Но как же можно так работать?! Почему в других странах посылки доставляют в течение одной-двух недель, а у нас на почте до сих пор интернет – редкость и только недавно появились компьютеры?! Отрасль переживает не лучшие времена, хотя сумма инвестиций в развитие «Почты» неустанно растет.

«Почта России» не жалеет денег и на рекламу. По данным исследовательской компании «TNS Россия», предприятие в 2011 году заняло восьмое место в рейтинге крупнейших рекламодателей на радио. Во втором квартале 2011 года ролики «Почты» о достижении и профессионализме в общей сложности крутились на радио 22 часа (в тот же период 2010 года радиослушатели получали сведения о «Почте России» только 25 минут).

В 2010 году «Почта России» отличилась социальной рекламой. Тогда на билбордах в ряде городов граждан учили писать индексы. На рекламу правильного написания индексов «Почта России», если верить СМИ, потратила 100 млн руб. Практический смысл этих плакатов так и остался не всеми понят – писать индекс на конверте учат еще в школе.

В этом году вокруг «Почты России» разгорелся скандал. Люди не могли (да и до сих пор не могут) получить свои посылки. Предприятие стало рекордсменом по количеству жалоб, полученных Роскомнадзором. Около 90% претензий ко всем операторам связи, полученных надзорным ведомством с начала 2013 года, касались почты (более 27 тысяч жалоб).

В московских аэропортах скопился больший объем зарубежной корреспонденции, что вынудило складского оператора ввести эмбарго на прием новых грузов. В конце мая против «Почты России» из-за задержки посылок в московских аэропортах было возбуждено 13 административных дел. Прокуроры выяснили, что в «Шереметьево» на середину апреля лежала необработанная корреспонденция за март. Аналогичные нарушения нашли в «Домодедово» и «Внуково».

Обвинили в скопившихся посылках виртуальных шопоголиков - дескать, нечего много покупать по интернету, почта не успевает разбирать посылки! В других странах до такого не додумались: клиент всегда прав, в том числе и в своем желании отовариться через сеть. Однако интернет-торговля будет только расти, учитывая и мировой тренд, и цены в российских магазинах.

После ряда показательных увольнений «Почту России» решили модернизировать. Кстати, ее модернизируют уже давно. Так, в 2012 году инвестиции в развитие составили 11,2 млрд рублей. И все равно ситуация в «Почте» непростая: из 42 тысяч ее отделений около 70% - убыточны, практически вся инфраструктура, созданная еще при СССР, изношена. Необходимо строительство автоматизированных сортировочных центров (на сегодня около 65% корреспонденции в РФ сортируется вручную), а также мест международного почтового обмена, где обрабатывается зарубежная почта.

Инвестиции в «Почту России» в текущем году вырастут на 46% до 16,4 млрд рублей. Из указанной суммы 44% планируется направить на модернизацию логистики, еще 20% - на развитие IT. В 2014 году «Почта России» намерена вложить в собственное развитие около 17,1 млрд рублей, в 2015 году - 17,9 млрд.

Недавно появилось сообщение, что «Почта России» сократила остаток посылок в местах международного почтового обмена (ММПО) до 186 тонн. Об этом сообщил в своем твиттере руководитель Минкомсвязи Николай Никифоров, отметив, что два месяца назад остатки составляли 900 тонн. В разы сократить время доставки писем и посылок «Почта» должна к 2018 году. Такой план почтовикам установило Минкомсвязи. И может, тогда посылки будут приятным сюрпризом – их не придется ждать годами.