Новая волна громких дорожно-транспортных происшествий привела к истерии в обществе – в Госдуме в срочном порядке решают, каким образом наказывать нетрезвых водителей. Однако одним рублем в стране, где многие живут не по законам, а понятиям, едва ли удастся воздействовать на лихачей. Чем круче у тебя авто, тем больше тебе дозволено, а прейскурант служителей дороги известен даже не самому состоятельному водителю. Наряду со штрафами просто необходимо вернуться к активной пропагандисткой работе, чтобы люди за рулем обращали внимание не только на себя, но и на то, что происходит вокруг.
В первом полугодии этого года в России с участием пьяных водителей произошло 5 тысяч ДТП, в которых погибли более 700 человек. Однако говорить об ужесточении ответственности для нетрезвых автомобилистов начинают лишь после резонансных происшествий. В сентябре пьяный водитель протаранил автобусную остановку на Минской улице в Москве. В результате аварии погибли пять воспитанников детского дома-интерната и двое сопровождавших их взрослых. Недавно жертвами аварии стали актриса Марина Голуб и подвозивший ее водитель. В этой истории еще предстоит разобраться. На счету предполагаемого виновника трагедии, водителя «Cadillac» Алексея Русакова, скрывшегося с места происшествия, по данным МВД, 10 ДТП, в шести из которых его признали виновным, а также 50 нарушений, включая превышение скорости, выезд на встречную полосу и езду в состоянии алкогольного опьянения. Водитель авто, в котором ехала Голуб, вообще был лишен прав и управлял машиной незаконно по поддельному удостоверению. Сама актриса, как утверждают, не была пристегнута ремнями безопасности.
Чтобы как-то нивелировать творящийся беспредел на дорогах, чиновники решили принимать меры. Впрочем, об усмирении пьяных водителей уже не раз говорили на самом высоком уровне. Помните, в 2006 году нетрезвый автомобилист врезался в колонну курсантов под Рязанью - шесть человек погибли, 20 получили травмы различной степени тяжести. Тогда кардинальные меры по борьбе с нарушителями ПДД так и не были приняты. Может, хоть в этот раз борьба с лихачами будет доведена до конца.
Пока же всего восемь лет колонии дают за пять жизней. Именно столько получила Екатерина Заул, сбившая летом в состоянии алкогольного опьянения насмерть пятерых на автобусной остановке близ Старой Купавны. Процесс, безусловно, стал резонансным, иначе дело могло закончиться по-другому. Не факт, что женщина отсидит весь срок. Но даже в этом, показательном случае, восемь лет – приговор спорный.
Государственные органы пытаются решить вопрос в репрессивной форме. Например, увеличить размер штрафов. Или ввести прогрессивную шкалу штрафов для тех, кто платит неоднократно: со второго раза предлагают вводить меру уголовной ответственности. Для злостных нарушителей хотят установить повышающий коэффициент ОСАГО. Как считают многие, при таких предложениях процент коррупции только возрастет, а лихачей меньше не станет. В нашей стране почему-то останавливают обычных граждан, на людей с ксивами и тонировкой патрульные службы не обращают внимания.
Сухой закон для автомобилистов и принудительная установка «алкозамков» на машины для тех, кто уже попался на пьяном вождении, не сдвинут дела с мертвой точки. Пока мы говорим о запрете кефира и корвалола, число аварий растет на глазах. При этом в европейских странах, где водителю позволяется пропустить стакан вина за обедом, статистика ДТП уменьшается.
Дело не в законах, а в умах. Когда граждане, в том числе и судьи, и депутаты, поймут, что для всех равная ответственность и наказание за проступки неминуемо, нарушений будет меньше. В США работает система баллов за нарушения – после определенного набора баллов страховка растет, а страховые компании передают информацию штрафнику на работу, где тоже могут возникнуть проблемы.
Во многих странах действует общественный контроль над водителями. Если кто-то увидел, что человек в «неадеквате» садится за руль, то сразу звонит в полицию или на горячую линию. И это не стукачество, а ответственность перед обществом: оказаться под колесами нетрезвого водителя может любой. Повышать уровень этой ответственности следует вместе с уровнем культуры вождения (например, ограничить те же мигалки) и профилактическими программами: ввести в школах и институтах постоянный предмет о безопасности дорожного движения и развивать услуги для нетрезвых автомобилистов, когда водитель доставляет гражданина из бара до дома на его же авто.