Какие психологические и социальные триггеры влияют на популярность готовой еды в индивидуальной упаковке, и какие инструменты позволяют выстроить аналитику, чтобы превратить знания о клиенте в ключевое преимущество, рассказывает Диля Хасанова, директор по маркетингу компании Mr.Food, выпускающую готовую еду под брендами Creative kitchen, Cook chart и др.
Рынок готовой еды чрезвычайно конкурентен. Это HoReCa, ритейл, доставка – огромная совокупность продукции, избавляющей человека от необходимости стоять у плиты. На сегодняшний день объем рынка составляет 5,8 трлн рублей, и уже к 2028 году аналитики прогнозируют его рост в 1,5 раза.
Выделиться, завоевать своего потребителя и, главное, удержать его лояльность в подобных условиях сложно.
Сегодня доминирует эмоциональная экономика. Люди часто руководствуются не функциональностью и утилитарностью продукта, а теми ощущениями, которые принесет покупка и использование. А в случае с продуктами питания эти два аспекта необходимо сочетать. Безопасность, качество состав, чисто практические характеристики имеют для потребителя критическое значение. Но не менее важна и эмоциональная составляющая, побуждающая покупателя выбирать один из десятков брендов.
Чтобы создать УТП и грамотно выстроить коммуникацию, производителям готовой еды важно не только знать психологию потребления, но и уметь ее прогнозировать. Реализовать эту стратегию помогает ряд инструментов, психологических приемов и современных технологий.
Спрос на готовую еду, в том числе на блюда в индивидуальной упаковке, формирует ряд запросов и образов, которые складываются под влиянием культурного и социального контекста.
Время стало самым ценным активом современного человека, и возможность перераспределить его на более интересные или полезные занятия, чем приготовление пищи, становится главным триггером для покупки. Это доказывают и собственная аналитика компании Mr.Food, и масштабное исследование РБК, проведенное в 2024 году. Согласно их опросу, 39% респондентов назвали экономию времени главной причиной выбора готовой еды.
Кроме того, покупатель не только сохраняет силы на готовку, но и избавляет себя от ежедневной необходимости придумывать, «что приготовить».
Сегодня 49% работающего населения страны, то есть почти половина, – женщины. Постепенно размывается понятие «женских» или «мужских» обязанностей. В результате выбор готовых блюд становится логичным продолжением этой трансформации.
Она позволяет не только удовлетворить базовую потребность – голод, причем сделать это доступно и быстро, но и закрыть «гедонистический голод»: желание получить удовольствие и новые вкусовые ощущения.
Кроме того, выбор готовой еды часто основан на потребности закрыть психологические нужды, с голодом не связанные. Это стремление снизить уровень стресса, испытать ностальгию, наградить себя за хорошую работу.
Понимание всех этих триггеров позволяет создать релевантное предложение. Так, например, бороться со стрессом помогает comfort food – знакомые с детства блюда. А яркие вкусы и сложные для приготовления дома рецепты – это возможность побаловать себя, например, за закрытый проект.
Основа продвижения любого продукта – понимание, что цена и ценность не одно и то же. В случае с продуктами питания, в том числе готовой едой, ценность — это совокупность многих параметров: качества, объема порции, удобства употребления, времени, которое сэкономил этот выбор, а также эмоций, полученных и при покупке, и во время употребления.
Зачастую потребитель готов переплатить, если чувствует, что получает больше ценности. И задача производителя – создать ее.
Дополнительной ценностью может стать:
Понимание дополнительных смыслов, которые будут отвечать интересам ЦА, – один из ключевых инструментов для производителей готовых блюд, позволяющий значительно улучшить коммуникацию с покупателем и выделиться на фоне конкурентов.
Когда бренд определился с теми, какие психологические аспекты поведения покупателей необходимо учесть, важная глубокая аналитика. Она поможет понять: на верном ли компания пути, действительно ли ее представления о нуждах ее ЦА релевантны действительности. В числе ключевых аналитических инструментов:
Систематизация и анализ полученных знаний о клиенте позволяют смоделировать сценарии его поведения и создать соответствующее предложение.
Например, мы выявили сценарий, подразумевающий импульсивные покупки. Покупатель рассуждает: «Я голоден сейчас», «Устал, не хочу готовить», «Хочется чего-то вкусного». Ответом на такой запрос станут видимость и доступность продукции (размещение в первых рядах витрины, у кассы, в лифтах офисных зданий), скорость покупки или доставки (какую сегодня предлагают сервисы «Яндекс Лавка», «Самокат», OZON Fresh и аналогичные), а также эмоциональные триггеры: яркая аппетитная упаковка, ароматы выпечки в магазине и так далее.
Рациональный сценарий, например, «Покупка обедов на всю рабочую неделю», «Планирование семейных ужинов», «Желание вписать еду в бюджет на месяц» диктует другую коммуникацию. Это предложение комплексных решений (например, 5 обедов со скидкой), повышение доверия за счет подробной информации о продукте (подробный состав, КБЖУ, упоминание аллергенов).
Сценарий: «Хочу порадовать себя», «Решили устроить праздник вечером в будни», «Хочу сфотографировать инстаграмный ужин» подразумевает такие решения, как красивая, эстетичная, фотогеничная упаковка, формирование ощущения эксклюзивности и ограниченного предложения. Например, блюда от приглашенного шефа или необычные сочетания вкусов.
Понимание психологии покупателя в сегменте готовой еды – ключ к успеху для любого бизнеса в этой сфере. Это не просто про «вкусно» и «недорого», а про сложный комплекс эмоций, подсознательных триггеров и социальных установок. И компании, которые умеют вовремя отвечать на подобные запросы, оказываются в выигрыше.