В этой статье расскажем о двух довольно контрастных подходах к обновлению дизайна упаковки. В одном из них (и его результатах) превалирует рациональное, в другом — эмоциональное начало. Примерами выступят два разных продукта, разных типа клиента и характера проектов. Покажем не только их различие, но и схожесть. И сделаем выводы, какой маршрут проекта стоит выбрать в каждой конкретной ситуации.
Первый, рациональный пример — проект с компанией «АФГ Националь». Агропромышленный холдинг — лидер на российском рынке круп, крупнейшая рисовая компания России и Европы — пришел к нам за визуальным обновлением своей торговой марки «Националь», в ассортименте которой крупы и большая линейка риса.
Задача не из легких. Когда ты лидер на рынке, когда у тебя продажи по всей России и за рубежом — при обновлении есть риск потерять узнаваемость, место на полке, продажи и прибыль. Кроме того, в спину дышат конкуренты, растет роль СТМ, которые тоже стремятся откусить кусок общего пирога.
Поэтому клиент вел проект именно рационально: очень вдумчиво, по длинному маршруту, проведя огромное количество исследований, посвященных восприятию бренда, предпочтениям и ожиданиям широкой целевой аудитории. А на этап разработки дизайна были приглашены несколько агентств.
Мы работали с показателями «знание — потребление — лояльность». Помимо общего обновления, актуализации дизайна и усиления восприятия бренда как эксперта по рису, для упаковки предстояло решить ряд утилитарных задач.
Как обычно на подобных проектах, сначала мы анализировали итоги исследований, переводя их в прикладные дизайнерские задачи. Дальше пошли «в поля», то есть в магазины, чтобы со своей стороны сделать выводы о том, как работает продукт на полке, с кем соседствует, какие заметили сильные и слабые стороны, где есть зоны риска — непросматриваемые части упаковки, специфика раскладки, расположение ценников и так далее.
Провели также собственный анализ конкурентов клиента, чтобы оценить приемы категории и понять, как в них встроиться или отстроиться от них, а также посмотреть, как подобные задачи решают ближайшие соседи, чтобы взять лучшее или не повториться.
После полевых исследований началась разработка дизайна упаковки. Он был должен отразить главную идею и сообщение бренда — о его экспертности в вопросах риса. При этом обновленной упаковке следовало сохранять преемственность предыдущей и, что немаловажно, — решать утилитарные задачи, связанные с размером зоны-бренда, читабельностью названий продуктов и других текстов, дифференциацией между SKU.
Повторимся — такому крупному клиенту, как «АФГ Националь», есть чем рисковать и что терять в случае неудачных решений. Поэтому процесс рассмотрения и принятия наших разработок был, так сказать, весьма многослойным и многоэтапным.
Первая подача, как обычно, строилась на принципе поступательной смелости. От самого «безопасного» первого варианта, максимально сохраняющего узнаваемые черты существующего дизайна, — через менее преемственный второй — до самого неожиданного третьего, решенного в духе модульной структурности и четкости.
Разумеется, «АФГ Националь» не был бы собой, если бы что-то принял сразу и безоговорочно. Кроме собственного внутреннего обсуждения, команда клиента отправила наши варианты на фокус-группы. И как это зачастую (но все равно почти всегда неожиданно) бывает, для доработки выбрали третий, самый смелый вариант.
...И мы вышли на следующий круг, взяв в качестве точки отсчета модульность дизайна. Здесь важно отметить, что выбранный вариант — это лишь направление мысли, иначе говоря — концепция. До итогового результата пока далеко.
Нам пришлось еще глубже проанализировать бренд и продуктовую линейку, провести классификацию продуктов, разложить все по дополнительным полочкам. Это помогло по-новому взглянуть на дизайн. Плюс в доработках мы учитывали комментарии клиента и инсайты с фокус-групп.
В итоге этой и последующей кропотливой работы мы показали «АФГ Националю» несколько переосмысленных вариаций дизайн-концепции. Все они пошли на второй этап исследований и очередные фокус-группы, на которых были обнаружены новые интересные инсайты.
Не нужно беспрекословно и во всем следовать мнению фокус-групп. Потому что, кроме этого мнения, есть еще много важных факторов (история бренда, понимание контекста, технологические особенности производства упаковки и тому подобное). Их стоит принимать в расчет в неменьшей степени. Так и делал наш клиент.
В результате всей этой истории тот самый смелый модульный вариант, обогащенный по ходу доработок иллюстративными элементами, стал победителем. Но, конечно, нужно было еще искать и работать над деталями. Такова данность рационального подхода.
Итог, который вы наверняка встречали в магазинах, включил и оправдал все лучшее, найденное в процессе проекта. Получилось актуализировать дизайн, отразить экспертность и внимание к потребителю, отстроиться от конкурентов, сохранить узнаваемость, освоить все выводы исследований. Мы гордимся нашим общим трудом. Он был непростым, но благодарным — и действительно рациональным.
А теперь — кардинально другой подход. Здесь на первый план — и в процессе, и в дизайне упаковки — вышли эмоции и эксперимент. Что закончилось неожиданно для нас и клиента: вместо одного бренда в результате проекта родилось два. Речь пойдет о «Ярко» и Des.
На первый взгляд задача была схожа с запросами «АФГ Националь» — обновление, актуализация, сохранение преемственности дизайна и общего восприятия продукта. Да и сфера та же — продукты питания: на этот раз стики с растворимым кофе и какао.
Но различия не менее существенны. Во-первых, клиент хотел смены названия: стики назывались довольно безлико — BigStick. Во-вторых, по сравнению с АФГ «Националь», создатели BigStick — представители, скорее, малого бизнеса. Здесь меньше рисков в плане потери узнаваемости, при этом больше гибкости, адаптивности, мобильности — не только у бизнеса, но и в характере самого клиента.
Поэтому в этот раз мы шли по сокращенному маршруту, который не включал долгие исследования и фокус-группы. Клиент был склонен решать вопросы во многом интуитивно, эмоционально. Ему проще запустить продукт с новым названием и дизайном на практическое тестирование: поставить сразу на полку, оценить первые впечатления потребителей и показатели продаж — приняв после этого решение, прекращать дело или развивать.
Не меньше эмоциональности включали и ситуация покупки, и характер продукта. Это широкая аудитория, которая импульсивно покупает на прикассовой зоне — с желанием попробовать разные яркие, новые и необычные вкусы, получив столь же яркие впечатления. Как говорил наш клиент — «покупает глазами вкус и дизайн».
Итак, клиенту хотелось удивить всех ярким обликом своей коллекции вкусов, сочностью красок, получить дизайн, который хочется съесть. При этом сохранить преемственность — для покупателей, которые знали и узнавали BigStick.
Здесь мы тоже разработали три варианта концепции, по принципу поступательной смелости отходивших все дальше и дальше от дизайна BigStick. Последовательное продолжение сменилось концепцией с появлением несколько мультяшных дружелюбных персонажей, а визуальным лейтмотивом третьего варианта стала ложка — символ замешивания наших кофейно-какао-коктейлей.
Существовала и одна особенность, связанная с требуемым обновлением имени бренда и характером нашего клиента: каждый вариант дизайна мы показывали с разными вариантами названия.
Решение клиента было, в духе всего проекта, эмоциональным. Ему понравились все три предложенных концепции. И, не став долго размышлять, прибегать к помощи анализов и фокус-групп, он запустил два новых бренда: первый — преемственный BigStick и с предложенным нами названием Des (произошедшим, естественно, от dessert), второй — с персонажами-ингредиентами и своим названием, «Ярко».
Все завершилось быстро, все были довольны и даже счастливы — логичный итог эмоционального процесса и решения.
При всей разнице проектов общее у них — успешное завершение и одновременно продолжение. Продукты и «АФГ Националя», и «Ярко», и Des стоят на полках российских магазинов, где отлично себя чувствуют, привлекают внимание покупателей и, по отзывам клиентов, показывают впечатляющие результаты продаж.
На выбор рационального или эмоционального подхода и маршрута проекта влияет огромное количество факторов — позиции на рынке, время существования бренда, поведение конкурентов. В конце концов, влияют и ресурсы: на серьезные исследования, фокус-группы и тому подобное может не быть ни времени, ни денег.
Ориентироваться нужно в первую очередь на задачу и контекст. Когда-то требуется скрупулезность и рациональность, а в других случаях стоит оставить место для эмоциональных интуитивных решений и экспериментов, которые могут дать ход по-хорошему неожиданным результатам и развитию портфеля брендов вдвое, а то и втрое.
Важно — договориться о координатах и критериях с самого начала. Какую мысль должен транслировать ваш бренд. Каким он должен обладать характером. Какие ценности должен доносить до аудитории. И так далее. В зависимости от этого будут меняться аргументы и акценты в дизайне и презентации: с упором на эмоциональную составляющую или на рациональные преимущества.
Лично мы, в сухом остатке, — за разумный баланс функционального и креативного, рационального и эмоционального. Ведь гармония и равенство всегда в выигрыше.
Читать нас можно не только на Sostav — пишем много о брендинге и не только на нашем сайте и в телеграм-канале. Всем брендинг, Питер, рок-н-ролл!