Когда маркетолог продвигает товары или услуги, ему приходится организовывать подготовку текстов с привлечением копирайтеров. Клиенты (как внешние заказчики, так и внутренние — например, коллеги из других подразделений) бывают недовольны материалами. Разбираемся, что в таком случае делать маркетологу.
Сразу подчеркнем: речь не идет об отделах маркетинга крупных организаций. В статье говорим о малом и среднем бизнесе, где средства на продвижение ограничены. За сравнительно небольшие деньги компании надо:
— создавать статьи для блога, посты для Tg и VK, рассылки, лайны для креативов;
— делать макеты баннеров;
— записывать видео, монтировать ролики.
Если нанять талантливого журналиста, который станет изучать литературу по теме, вдумчиво работать над статьей, то на него уйдет весь бюджет клиента, не хватит денег на дизайнера, видеографа и других специалистов. Чтобы уменьшить расходы, тексты генерируют в сервисах ИИ.
«Россия переживает бум частной медицины. В последние годы люди все чаще готовы платить за скорость, сервис и уверенность, что их услышат. На фоне перегруженных государственных поликлиник, роста доходов среднего класса и развития digital-сервисов, частный сектор стал точкой притяжения не только пациентов, но и предпринимателей.
Рынок частной медицины в России растет быстрее экономики в целом. По данным Минздрава и Росстата, объем платных медицинских услуг увеличился почти на 40% за последние пять лет, а доля частных клиник в общем объеме оказания услуг превысила 30%. После пандемии доверие к частному сектору укрепилось: пациенты привыкли к телемедицине, быстрым анализам и возможности выбрать врача.
Спрос стимулирует предложение. В регионах, где государственная инфраструктура перегружена, частные игроки становятся фактически единственным источником доступной медицины. При этом на рынок все активнее выходят не только медицинские профессионалы, но и предприниматели, ранее не связанные с отраслью».
Текст сгенерирован ChatGPT. Что здесь бросается в глаза:
— Факты без ссылок на источники. Человек должен проверить, действительно ли рынок частной медицины растет быстрее, чем экономика страны? Правда ли, что объем платных медицинских услуг увеличился почти на 40% за последние пять лет, а доля частных клиник в общем объеме оказания услуг превысила 30%?
— Тавтология. В соседних предложениях встречаются слова «медицина», «медицинский».
— «Чатджипитизмы». Например оборот «не только, но»: «стал точкой притяжения не только пациентов, но и предпринимателей», «выходят не только медицинские профессионалы, но и предприниматели».
— Речевые штампы. Вместо «стал точкой притяжения» проще было бы сказать «притягивает».
— Огрехи стиля. «Люди готовы платить за уверенность, что их услышат». «Медицинские профессионалы». «На фоне перегруженных государственных поликлиник, роста доходов среднего класса и развития digital-сервисов...»
— Повторы тезисов. Первый и второй абзац начинаются с предложений о росте рынка частной медицины. В начале и конце отрывка говорится о перегруженности государственных поликлиник.
Если редактировать идеально, то надо материал практически полностью переписывать, причем хорошему журналисту. Но тогда работа будет называться копирайтингом, и ее стоимость сильно вырастет.
Чтобы текст выглядел прилично, его немного «причесывают».
«Россия переживает бум частной медицины. По данным Национального рейтингового агентства, за год рынок коммерческого здравоохранения увеличился более чем в 2,5 раза и сейчас превышает полтора триллиона рублей.
В последние годы люди чаще готовы платить за скорость и качество услуги. Государственные поликлиники перегружены, и пациенты идут в коммерческие центры. После пандемии доверие к частному сектору укрепилось: люди привыкли к телемедицине, к тому, что можно выбрать врача, а анализы делаются быстро.
Спрос стимулирует предложение. На рынке появляется все больше медицинских центров, основанных как врачами, так и предпринимателями, которые ранее не работали в здравоохранении».
Редактор убрал повторы, тавтологию, обороты, характерные для ИИ. Добавил ссылку на исследование НРА о рынке коммерческого здравоохранения.
У текста по-прежнему есть недостатки. Например, нет ссылок на исследования, которые подтвердили бы тезисы:
— «В последние годы люди чаще готовы платить за скорость и качество услуги».
— «Государственные поликлиники перегружены».
— «На рынке появляется все больше медицинских центров».
Но если искать данные статистики и результаты исследований по каждому тезису, который встречается в статье, на это уйдет много времени, и тогда агентство рискует не уложиться в бюджет.
Проблемы возникают, когда заказчик хочет хорошего слога, глубокой проработки темы. Однако ни то, ни другое невозможно за те средства, которые он готов потратить. Нередкая жалоба в малом бизнесе:
— У нас бюджет на статью — 2000 рублей. Мы сотрудничаем с копирайтером. Но нам не нравится, как он пишет.
Кроме того, клиенты чаще всего не учитывают, что сам по себе процесс генерации статьи в ИИ-сервисе требует времени и усилий — по следующим причинам:
Это значит, около полутора–двух тысяч рублей из бюджета клиента уходит только на генерацию первоначальной версии статьи, которая соответствует требованиям к объему и уникальности по text.ru. А получившийся черновик надо еще редактировать, иногда еще и оптимизировать для SEO-продвижения.
Представим, клиент готов выделять 85 000 рублей в месяц на контент-маркетинг, включая 3600 рублей за подготовку трех статей (генерацию в ИИ-сервисе с последующей редактурой). Качество лонгрида за 1200 рублей будет невысоким. Чтобы статья выглядела более-менее прилично, 3600 рублей целесообразно тратить только на один материал (т.е. 10 800 рублей на три статьи). Тогда общие расходы на контент-маркетинг увеличатся с 85 000 до 92 200 в месяц.
Клиенты или работодатели маркетолога — это бизнес (ИП или ООО). Даже для маленькой компании дополнительные расходы в размере 7200 рублей в месяц — небольшая сумма. Тем более заказчик ее не дарит команде, а тратит на улучшение качества текстов для своей организации.
Зачем улучшать качество:
— 55% потребителей заинтересуются компанией и ее продукцией, если им понравился контент, который она создает [1].
— По мнению 83% маркетологов, контент высокого качества эффективнее, чем низкого [2].
— 11% специалистов отмечают, что низкое качество контента способно помешать достижению целей маркетинговой стратегии [3].
Если маркетолог сможет объяснить это заказчику, то совместная работа пойдет легче. Редактор будет делать в ChatGPT нормальные тексты. С их помощью компании станет проще получить хорошие результаты продвижения.
В таких случаях маркетологи часто пытаются организовать производство контента за те деньги, какие согласен платить заказчик. Процесс не всегда идет нелегко: приходится перебирать копирайтеров, пока не встретится тот, кто способен редактировать ИИ-тексты и желает делать это за небольшие деньги. Иногда найти такого человека не получается совсем.
Что может сделать маркетолог:
— Договориться с клиентом, чтобы тот сам писал статьи. Маркетолог станет размещать их в подходящих каналах коммуникации. В малом бизнесе заказчики иногда согласны на такое распределение функций.
— Спросить, есть ли у заказчика в команде человек с литературными способностями, который сможет писать тексты или редактировать материалы, сгенерированные ИИ. Например, компания, оказывающая услуги бухучета, может поручить писать статьи кому-то из своих бухгалтеров, ИТ-компания — программисту, сеть частных детских садов — воспитателю.
Бывает, что клиент не может организовать подготовку текстов своими силами или увеличить бюджет на подрядчиков. Однако требования не снижает. Тогда разумное решение — на время отказаться от некоторых составляющих контент-маркетинга. Допустим, продолжать вести соцсети, но не писать статьи в блог, если на сравнительно качественные лонгриды не хватает средств, а плохие публиковать не хочется.
О том, что еще можно делать при подготовке контента для заказчика, писали в статье: Как маркетологу и пиар-менеджеру сделать текст, который понравится клиенту
Ссылки:
1 - More Than Half of Consumers (55%) Will Revisit a Company's Website If the Content Is "Useful and Valuable". https://clutch.co/press-releases/more-than-half-consumers-revisit-company-website-if-content-useful-valuable (дата обращения: 31.10.2025)
2 - 83% of marketers believe it is more effective to focus on quality rather than quantity when it comes to content, finds survey. https://www.djsresearch.co.uk/MediaAdvertisingAndPRMarketResearchInsightsAndFindings/article/83percent-of-marketers-believe-it-is-more-effective-to-focus-on-quality-rather-than-quantity-when-it-comes-to-content-finds-survey-05282#:~:text=83%25%20of%20marketers%20believe%20it,Top%20marketing%20trends%20of%202022 (дата обращения: 31.10.2025)
3 - Enterprise Content Marketing Benchmarks, Budgets, and Trends: Outlook for 2025. https://contentmarketinginstitute.com/enterprise-research/enterprise-content-marketing-research-findings (дата обращения: 31.10.2025)