Встретились как-то стратег, копирайтер и PR… Как пошутить и сохранить лицо бренда, рассказывает DDB Navigator.
Какие рекламные кампании вы помните? Готовы поспорить, большая часть — юмористические.
Юмор сегодня — многомиллиардная индустрия. Яркий пример — российская комедия «Холоп», которая принесла авторам более 62 млн долларов. В то же время социальные сети живут за счёт монетизации бесконечного потока мемов, а комики и авторы такого контента становятся героями поп-культуры.
Реклама тоже не стоит в стороне. Ещё на рубеже 60-х копирайтеры соревновались в остроумии, а уличные баннеры заигрывали с прохожими визуальными гэгами. С тех пор многое изменилось, но кое-что осталось прежним — юмор работает. Креативные директора по всему миру добавляют щепотку комедии в свои работы. Но у юмора и рекламы гораздо более запутанные отношения, чем может показаться на первый взгляд.
В 2024 году на международном фестивале креативности Cannes Lions появилась новая категория для комедийных рекламных кампаний. Смешные ролики и раньше участвовали в конкурсе, но только в прошлом году для них ввели специальную номинацию. Организаторы объяснили это изменением информационной и культурной повестки: в последние годы мир переживает потрясения и медиа сосредоточены на «серьёзных темах».
Рекламный мир точно передаёт это настроение, достаточно посмотреть на шорт-листы крупнейших фестивалей — чаще других призовые места занимают кейсы, посвящённые социальным проблемам. В то же время массовая реклама стремится быть более «безопасной»: бренды избегают острых углов, предпочитая выходить в эфир с нейтральной коммуникацией. По данным Kantar, количество рекламных кампаний, в которых используется юмор, снизилось — с 53% до 34%, что особенно заметно на фоне мировых кризисов. При этом люди всё меньше готовы видеть в рекламе трудности жизни и хотят больше поводов улыбнуться. Дом Бойд, управляющий директор Kantar UK, считает, что смех в кризисные времена — лучшее из лекарств.
Отдельная категория в Каннах — сигнал для креативщиков: смешить людей в рекламной коммуникации — благородный риск, который заслуживает золотой статуэтки. Более того, юмор создает эмоциональную связь, которая влияет на бизнес- и маркетинговые метрики.
В 2022 году писательница Гретхен Рубин совместно с корпорацией Oracle провела исследование, в ходе которого авторы пришли к таким выводам:
Кстати, такие кампании обладают хорошим вирусным потенциалом: люди любят делиться тем, что их рассмешило.
Несмотря на все преимущества, юмор в рекламе — очень рискованный инструмент. Легко понять бренд-менеджеров, которые отказывают смешным и необычным идеям: плохая шутка способна перечеркнуть все маркетинговые усилия.
IPSOS исследовал поведение зумеров и узнал, что абсолютное большинство опрошенных (81%) любят, когда бренды шутят. Однако только 28% отметили, что бренды понимают их чувство юмора. В этом и есть главный челлендж шуток в рекламе: без глубокого понимания ЦА любая попытка шутить как минимум окажется незамеченной, как максимум вызовет отторжение.
Нужно помнить, что даже безупречно написанная шутка может навредить бизнесу. Слишком яркий и цепляющий юмор может привести к ситуации, когда потребители легко считывают и запоминают шутку, а не сам бренд или его продукт.
Наконец, самый опасный риск — юмор, который может быть воспринят как оскорбительный. В эпоху массмедиа и соцсетей даже невинная шутка запросто превратится в репутационный кризис. Иногда лучше выйти с безопасной коммуникацией, чем восстанавливать бренд после комедии на грани добра и зла.
Что мы знаем о радуге? Она вкусная! Ролики Skittles призывают нас не киснуть и попробовать её вместе с героями. В сюжетах радугу едят, поджигают, пересаживают, ею заражаются (вспомним скитлз-трянку) и её добывают самыми невероятными способами. Всё, что можно было сделать с радугой, Skittles уже сделал.
Созданный в 2017 году бренд питьевой воды Liquid Death с явным алкогольным дизайном был призван помочь людям, которые хотят быть трезвыми на вечеринке и избежать постоянных вопросов: «Почему ты не пьёшь?»
Вся коммуникация Liquid Death строится на контрасте между продуктом и его визуальным оформлением. С первых роликов мы видим, как обычная вода выдаёт себя за алкоголь в руках водителей, хирургов и беременных женщин. Она становится спутником торжества и веселья, не мешая оставаться трезвым.
С каждым годом реклама, основанная на сексуальных образах, теряет эффективность и воспринимается как избитая и пошлая. К этому приёму прибегают всё реже, справедливо опасаясь критики и неодобрения аудитории. Однако бренд мужской косметики Old Spice выбрал иной путь: вместо отказа от сексуальности и маскулинности он усилил их до гротескной иронии. Если это мускулистый мужчина, то он непременно будет кричать во всё горло и хвастаться бицепсом сразу на трёх руках. Если же это образ романтичного мужчины, то пусть он будет ехать верхом на двух конях и при этом задом наперёд.Изначально Old Spice в своей коммуникации ориентировался на женщин, ожидая, что они будут покупать продукцию или убеждать партнёров пользоваться ей. Однако позже бренд стал обращаться напрямую к мужчинам, поскольку именно они — их целевая аудитория, и эффективно изменил свой маркетинг.
Прежде чем выйти в медиа с какой-либо коммуникацией, убедитесь, что:
«Реклама должна вызывать эмоции у зрителя. Юмор оказывает сильное эмоциональное воздействие, а значит, он прекрасно может работать в рекламе. Главное, чтобы юмор был связан с сообщением от бренда, иначе за весёлой шуткой можно и не заметить продвигаемый продукт».
В мире, переполненном информацией и призывами к покупке, юмор может стать компонентом, который сделает бренд ближе и понятнее аудитории. Главное — использовать его с умом и ответственностью.