1 апреля вступили в силу важные изменения в законе N 38-ФЗ «О рекламе». Теперь часть участников рынка интернет-рекламы обязана платить отчисление 3% с дохода от нее.
26 марта был опубликован проект Постановления Правительства «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 182 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений». На данный момент он находится в стадии публичного обсуждения, поэтому его содержание к моменту публикации окончательной версии может измениться.
В этой статье эксперты click.ru разберут, кого коснется нововведение, как избежать лишних трат и какие стратегии адаптации помогут рекламным агентствам, маркетологам и фрилансерам не терять прибыль.
Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. № 479-ФЗ внес изменения в Закон о рекламе, добавив новую статью 18.2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вот основные нововведения:
Производить 3%-ные отчисления обязаны:
Кроме того, в ч. 10 статьи 18.2 указано, что платить отчисления также обязаны лица, «осуществляющие действия в целях распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или оказывающих услуги по распространению рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя».
Значит, если вы запускаете рекламу для клиента — вы тоже попадаете под этот закон.
Важно: если 3% заплатил тот, кто первым получил деньги от рекламодателя, например рекламная площадка, то другие участники цепочки платить не обязаны. Однако агенты обязаны оплатить только 3% от полученного ими вознаграждения, а не ото всей суммы рекламного бюджета. В этом случае 3% от дохода от рекламы обязан оплатить другой участник цепочки, обычно оператор размещения рекламных материалов.
Новый платеж называется «ОРР» — «отчисление с дохода от распространения рекламы». С юридической точки зрения это не налог и не сбор, поэтому к нему применяются другие правила.
Отчисление рассчитывается на основе дохода от деятельности, которая связана с размещением интернет-рекламы.
Для площадок и рекламных систем это вся сумма за размещение рекламы, а для агентств и фрилансеров — только их комиссия или вознаграждение, если они работают по агентской модели.
В законе не уточняется, должно ли отчисление рассчитываться с суммы до или после вычета НДС. Мы предполагаем, что он будет исключен из базы расчета, так как ОРД изменили форму подачи данных и внедрили ставку НДС. Однако остается риск, что расчет будет происходить с полной суммы с учетом НДС.
Изначально многие беспокоились, что 3%-ные отчисления придется платить всем участникам цепочки. Однако проект Постановления уточнил: платит только один из них — тот, кто первым получил оплату за размещение рекламы. Остальные могут избежать отчислений.
Однако если в цепочке участвует агент, то он имеет право по договоренности заплатить 3% с оборота, но обязан платить 3% только от своего вознаграждения. В этом случае за оператором сохраняется обязанность оплаты 3% от дохода, полученного за размещение рекламы.
Отчисление выплачивается по кварталам. До 15 числа второго месяца после окончания квартала Роскомнадзор рассчитает сумму. До 5 числа третьего месяца нужно выплатить ее. Если есть расхождения — можно подать уточнение в течение 10 дней после расчета.
Пока конкретные штрафы в ст. 18 не прописаны, но в случае неуплаты отчисления 3% будут применяться меры ответственности по закону «О рекламе»:
От уплаты отчислений освобождаются:
По мнению некоторых законодателей, маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Авито и другие) могут не подпадать под новый закон, так как занимаются не прямой рекламой, а продвижением товаров.
Это может касаться и других направлений интернет-маркетинга, включая:
Но официальных разъяснений пока нет, поэтому действовать стоит осторожно.
Для начала приведем общие советы.
Теперь рассмотрим и сравним три конкретные стратегии для рекламных агентств.
1. Включение сбора в цену (самый легкий вариант). Увеличение цены для рекламодателя. Заключение договора на услуги, где уже учтены и стоимость рекламы, и отчисление 3%. Так клиент сразу понимает финальную сумму, а агентство не тратит время на перерасчеты.
2. Запуск рекламы из кабинета клиента (средний уровень сложности). Этот способ позволяет не участвовать в цепочке платежей за рекламу и избежать сбора. Клиент сам оплачивает рекламу в своем рекламном кабинете, а агентство оказывает только услуги по настройке и сопровождению, не участвуя в распространении.
3. Работа через агентский договор (сложный, но выгодный вариант). Если работать по агентскому договору, то сбор в 3% рассчитывается не со всего рекламного бюджета, а только с комиссии. Агентство выступает посредником, а не исполнителем услуг. Клиент платит ему агентское вознаграждение, с которого рассчитывается отчисление.
Разберем пример расчета отчисления при каждой стратегии для цепочки Рекламодатель → Агентство → Рекламная площадка. Допустим, рекламный бюджет клиента — 120 000 ₽ с НДС, а все дополнительные расходы переложены на конечного рекламодателя.
Здесь предполагается, что НДС не включается в базу для расчета отчислений, а доход агентства формируется за счет ретробонусов от рекламных платформ или/и в рамках отдельного договора услуг, не участвующего в маркировке.
Мы уже обратились в Роскомнадзор за разъяснениями. Пока подзаконные акты не утверждены, мы не будем взимать дополнительных сборов и будем держать пользователей в курсе всех изменений.
Чтобы разобраться во всех деталях нового закона, на конкретных примерах увидеть, как будет начисляться и уплачиваться сбор, узнать, как адаптировать свой бизнес к изменениям, можно зарегистрироваться на бесплатный вебинар от click.ru, который пройдет 23 апреля в 15:00 по Москве. За регистрацию вы получите подробный план по подготовке к изменениям и другие полезные бонусы.
Отметим основные ожидаемые изменения на рынке интернет-рекламы.
Новое 3%-ное отчисление — это серьезное изменение для рынка. И хотя его механизм пока окончательно не утвержден, лучше подготовиться заранее: пересмотреть договоры, изменить схемы работы и понимать, как избежать лишних трат.
Мы продолжим мониторить ситуацию. Следите за обновлениями в Telegram-канале click.ru.