Цензура 2025: Какие игры запрещают и почему

27 Июн Время чтения 6 мин 287

В 2025 году индустрия видеоигр переживает период активного давления со стороны цензуры. Игры уже давно перестали быть исключительно развлечением, они стали медиапродуктами с мощным социальным, политическим и культурным влиянием. Именно поэтому власти различных стран стали рассматривать видеоигры как объекты регулирования наравне с кино и литературой.

Речь идёт не только о контроле за возрастным контентом. Всё чаще игры оказываются под ударом из-за спорных тем: политических заявлений, изображений насилия, сексуального контента, отсылок к религии и альтернативных трактовок истории.

Пример: в 2025 году сразу несколько тайтлов были сняты с продажи или ограничены в разных странах. Среди причин ЛГБТQ+ сюжетные линии, критика государственной власти, сцены чрезмерного насилия или философские размышления о суициде. Игры попадают под блокировки, лишаются платформы и теряют рынки.

Кто запрещает игры и как это работает

Цензура видеоигр — это не всегда прямой запрет. Чаще всего она проявляется через механизмы:

Платформенные ограничения: Apple и Google активно модерируют свои магазины приложений. Игры с «нежелательным» контентом удаляются или не допускаются к релизу.

Региональные баны: Steam применяет ограничения по географии. Игра может быть доступна в США, но заблокирована в Китае или РФ.

Госрегулирование: в России — Роскомнадзор и Минцифры. В Китае — специальные комиссии, в Турции и ряде стран Ближнего Востока — религиозные советы.

Закрытые списки: некоторые государства не афишируют критерии, просто не пускают игру на рынок.

Контроль ужесточается в условиях геополитической напряжённости: цифровая продукция становится вопросом идеологии и влияния.

Какой контент запрещают

Политические темы: сюжеты о протестах, революциях, тирании, альтернативные трактовки исторических событий (например, Вторая мировая, распад СССР), символика, запрещённая в странах (от флагов до названий организаций).

Секс и гендер:сюжеты и персонажи, представляющие ЛГБТQ+ повестку (в РФ, ряде исламских стран, Китае — недопустимы), визуальные новеллы с эротическим контентом под запретом даже при наличии 18+ маркировки.

Насилие и жестокость: симуляции массовых убийств, пыток, сексуализированного насилия, тайтлы с акцентом на реализм насилия (особенно в мобайле).

Религия и культура: изображение пророков, религиозных лидеров, использование священных символов в игровом контексте.

Мораль и «традиционные ценности»: антисемейные нарративы, пропаганда суицида, гедонизм, нигилизм; ирония над государственными и социальными институтами.

Свежие кейсы 2024–2025

"Six Days in Fallujah" — военный шутер о конфликте в Ираке. Запрещён в нескольких странах Ближнего Востока.

Игра о жизни ЛГБТ+ подростка — запрещена в РФ по закону о запрете «нетрадиционных отношений».

"Cyberpunk 2077" (обновление 2024) — цензура сцен, иронизирующих над бюрократией, в версии для Китая.

Визуальные новеллы от японских студий — удалены из Steam для стран с жёсткой регуляцией контента.

Инди-игра о протестах в Южной Америке — снята с платформ по запросу локального правительства.

Реакция индустрии

Разработчики и издатели адаптируются, студии вырезают или «замыливают» острые сцены, собирают разные версии игры для разных регионов (например, «нейтральная» для Китая), сложные темы маскируют под сказочные миры. Некоторые инди-проекты используют провокации как маркетинговый ход, зная, что скандал принесёт охваты.

“Сегодня ты не просто создаёшь игру — ты ведёшь тонкую дипломатическую игру между рынками, законами и идеологией”, — говорит инди-разработчик из Петербурга.

Что происходит в России

С 2023 года наблюдается усиление контроля. Применяется Закон о «пропаганде нетрадиционных отношений», под него попадают даже намёки. Запрещены игры, содержащие антигосударственную символику, переосмысление истории, наркотическую тематику.VK Play, RuStore и другие российские платформы начали внедрять собственные фильтры. Некоторые локализаторы отказываются от перевода и продвижения спорных игр в РФ.

Как обходят запреты

Игроки и студии ищут обходные пути, среди которых использование VPN и аккаунтов в других странах, продажа через Itch.io, фанатские репаки, размещение на альтернативных платформах. Создаются моды и патчи, меняющие проблемные сцены. Новый нейтральный визуал, другое описание, отсутствие ключевых сцен и повторный запуск.

Прогноз: цензура как новая реальность

В ближайшие годы можно ожидать рост числа "безопасных" платформ с локальной модерацией, бум артхаусных проектов с двойным дном. Появление инди-жанра "цензурного триллера", где форма важнее прямого месседжа. Усиление контроля над подписочными сервисами, например, PS Plus или Game Pass могут не допускать определённые тайтлы.

Игры становятся полем борьбы не только геймдизайна, но и идеологий.

Заключение

Цензура в видеоиграх в 2025 году — не эпизод, а структурная часть рынка. От неё невозможно «отгородиться», с ней нужно работать. Разработчики должны учитывать, какие рынки они хотят охватить, и в каком виде их проект будет доступен в разных странах.

Кто-то считает это потерей творческой свободы. Другие — вызовом для более умного и тонкого сторителлинга. В любом случае, игровая индустрия учится жить в условиях новой нормы.

Категории: Прочее