Когда в феврале 2023 года студия Mundfish выпустила Atomic Heart, это стало настоящим прорывом. Впервые за долгое время Россия громко заявила о себе в сфере высокобюджетных одиночных игр: визуал, арт-дирекшн, музыка и атмосфера вызывали восторг, а сама игра обсуждалась и в СМИ, и на Reddit, и в Steam. Atomic Heart показала, что «русская игра» может быть не просто конкурентоспособной — она может быть стильной, амбициозной и коммерчески успешной.
Но с тех пор прошло уже более года. Хайп осел, крупных обновлений не вышло, в инфополе тишина, а аудитория всё чаще задаётся вопросом: а что дальше? Кто станет следующим громким именем, каким будет следующий шаг российского геймдева, способный вновь привлечь внимание не только внутри страны, но и за её пределами?
Этот материал не про «свержение» Atomic Heart, а про тех, кто идёт следом. Кто может предложить что-то своё, пусть и с меньшим бюджетом, но с не меньшей амбицией.
По данным VK Play, интерес к российским тайтлам вырос на 38% за 2024 год. Особенно заметен рост в жанрах шутеров, ролевых игр и сюжетных экшенов.
Сама Atomic Heart продолжает продаваться, стабильно собирает новых игроков в распродажи и имеет узнаваемое лицо. Но с 2024 года вокруг проекта заметно снизилась активность. Новые DLC оказались менее обсуждаемыми, пиар стал более спорным, а сам Mundfish переключился на следующий проект, о котором пока почти ничего не известно.
Тем временем в медиа-пространстве стали всплывать новые имена. Некоторые из них — это ответвления от крупных аутсорс-команд, другие смелые стартапы, опирающиеся на госгранты, поддержку платформ или краудфандинг. Главное, что их объединяет — смена вектора. Вместо громоздкого блокбастера осмысленный midcore, вместо слепого копирования Запада ставка на локальную атмосферу и стиль. Так рождается новая волна AA+-разработки с российской спецификой.
Один из самых обсуждаемых проектов 2025 года. Исторический экшен, действие которого разворачивается в Смутное время, предлагает игроку моральные выборы, элементы RPG и глубокий нарратив. Проект поддержан VK и входит в федеральные инициативы по продвижению культурного кода через геймдев.
Несмотря на неидеальную графику и анимацию, "Smuta" цепляет узнаваемым визуалом, мрачной эстетикой и сюжетом, в котором легко угадываются аллюзии на современные реалии. Игра позиционируется как потенциальный ответ российской индустрии на Assassin’s Creed, но с акцентом на собственную историю и этическую драму.
"Beast" (рабочее название, ex-Mytona/Best Way)
Тактический шутер с упором на реализм, одиночную кампанию и кооператив. Разрабатывается бывшими сотрудниками Best Way — студии, стоявшей у истоков Men of War. "Beast" обещает быть более медленным, тактическим, чем условный Call of Duty, и делает ставку на хардкор и визуальную суровость.
Созданный на Unreal Engine 5, проект нацелен на международный релиз через Steam. В комьюнити называют его "достойным потомком тактических шутеров 2000-х".
Этот проект не о стрельбе и спецэффектах, а о настроении. Артхаусная sci-fi-адвенчура в альтернативном технократическом СССР от студии из Екатеринбурга рассказывает о заброшенных исследовательских комплексах, странных законах физики и одиночестве человека в мегасистеме.
"Mira" захватила внимание блогеров в TikTok и YouTube, где визуальный стиль и необычный саундтрек вызвали бурные обсуждения. Несмотря на инди-бюджет, проект воспринимается как культурное высказывание нового поколения отчасти продолжая традиции Pathologic и The Final Station.
Пожалуй, самый "игровой" из новых претендентов. Экшен от третьего лица с элементами выживания и сюжетом, напоминающим гибрид Metro, The Last of Us и STALKER. Разрабатывается молодой командой под патронажем российского издателя, релиз заявлен через VK Play.
Игрока ждут мутанты, моральные выборы, открытые локации и крафт. Особый акцент на нарратив, личные драмы и последствия решений. Уже на стадии демо проект активно обсуждается в стримах и превью-роликах.
Несмотря на разницу в жанрах, все они не пытаются стать клонами западных хитов, а вместо этого строят свою игру вокруг локальной эстетики: истории, культуры, образов.
Вместо дорогущей кинематографичной графики они берут стилистикой, художественным подходом, а также смелыми, пусть и неровными, экспериментами.
Второй важный тренд в использовании внутренних ресурсов. Поддержка VK Play, RuStore, участие в федеральных программах и доступ к российским платформам дают студиям шанс развиваться без оглядки на международных инвесторов.
И наконец ориентация на одиночный опыт. Многопользовательские функции не исключены, но стартуют эти проекты как персональные истории, что особенно важно в условиях усталости от бесконечных сервисов и баттлпассов.
Много лет российская индустрия геймдева находилась в тени, а большая часть AA и AAA-команд работала на внешний рынок в аутсорсе. Сегодня начинается обратный процесс: появляются студии, которые хотят делать игры для себя и про себя.
Это ещё не полноценная альтернатива Atomic Heart, Metro или Escape from Tarkov. Но это начало становления нового пласта рынка, который может со временем вырасти в нечто большее.
По данным VK Play, за вторую половину 2024 года более 500 млн рублей было выделено на поддержку 27 AA-проектов. Это не голливудские бюджеты, но и не инди с Kickstarter.
Во-первых, скепсис аудитории. После волны «сырого» контента и псевдо-блокбастеров игроки осторожны. Любой проект, претендующий на большую игру, проходит жёсткий фильтр ожиданий.
Во-вторых, дефицит кадров. Опытные специалисты часто уехали или ушли в крупные ИТ-компании. Студии жалуются на нехватку аниматоров, дизайнеров уровней, сценаристов.
В-третьих, неизбежное сравнение с Западом. Даже если игра хороша, её будут мерить по метрикам Naughty Dog или Bethesda, и это часто несправедливо.
Atomic Heart останется в истории как знаковое событие, открывшее новую главу российского геймдева. Но эпоха не стоит на месте, и сегодня мы наблюдаем восход новой волны: смелых, нишевых, самобытных проектов, которые не стесняются своих корней и ищут другой путь к сердцу игрока.
Пока рано говорить, кто из них станет следующим хитом. Но одно ясно: 2025 год показывает, что у Atomic Heart появились не конкуренты, а наследники. И каждый из них пробует рассказать свою историю.