Фото из личного архива

 

На основании цифр, опубликованных АКАР, можно сказать, что контекстная реклама становится основным драйвером роста рекламного рынка в этом году. На фоне всего рекламного рынка, который вырос на 12%, контекстная реклама показала рост в 37% (что почти в 3 раза больше, чем медийная реклама с 13-процентным ростом).

По объему контекст уже составляет 23,4 млрд рублей, то есть 75% рынка интернет рекламы и 15% всего рынка рекламы в России. 48% рынка по-прежнему занимает ТВ-реклама.

Внутри контекстного сегмента есть свои драйверы. Активнее всего растет сегмент малых и средних предпринимателей, которые массово «открывают» для себя контекстную рекламу и увеличивают бюджеты. Это рекламодатели, которые тратят на контекст до 500 тыс руб в месяц. Они растут наиболее активно, по оценкам экспертов – на 50% в год.

Сегмент крупных рекламодателей скорее замедлился с точки зрения темпов роста. Рынок в большинстве категорий насыщен, и крупные рекламодатели «прирастают» на 20-30% в год.

Если посмотреть в разрезе тематик на крупных рекламодателей, то основными драйверами роста являются сегменты одежды и обуви, финансовая тематика, фармацевтика. В одежде и обуви по-прежнему большие темпы прироста бюджетов показывают некоторые инвестиционные проекты, для которых контекст и подобные каналы являются основными способами привлечения клиентов.

Финансовая тематика остается среди лидирующих, но при этом внутри нее наблюдается раскол: снижаются затраты по тематикам «ипотека», «вклады», растет активность по кредитным картам и потребительским кредитам. Например, бюджеты рекламодателей в тематике «кредитные карты» в первом полугодии выросли примерно на 40-45%.

Фармацевтические компании «открыли» для себя контекстную рекламу только в прошлом году и в этом году активно наращивают объемы размещения. Тематиками с ростом ниже рыночного можно назвать автомобили - рекламодатели снижают или «замораживают» расходы, купоны и скидки, которые в предыдущие годы были одними из драйверов.

В целом картина рынка интернет-рекламы выглядит более позитивной, чем в других сегментах. Темпы роста контекста и медийки остаются почти стабильными и замедляются незначительно: 38% и 15% по итогам первого квартала против 37% и 13% по итогам всего полугодия.

Если говорить о прогнозах, то мы по-прежнему ожидаем роста в 35-40% по итогам года. В следующем году, скорее всего, рост замедлится до  20-30% прироста. Общая ситуация на рынке будет сильно влиять и на контекстную рекламу. Изменения в налоговом законодательстве, рост или падение прибылей и т.д. обязательно отражается на контексте.

Кроме того, контекст все-таки становится «взрослым» рынком, а значит взрывного роста уже ждать нет смысла. Тем не менее, мы рассчитываем, что количество малых и средних рекламодателей будет продолжать расти и в следующем году, что перекроет потенциальные «снятия» бюджетов крупных рекламодателей.

Но и крупные рекламодатели могут перейти в контекст. Например, в 2008 году мы наблюдали, что крупные рекламодатели в случае стагнации рынка снимают бюджеты из медийных каналов и переносят в контекст, потому что контекст более прозрачен для оценки эффективности, при меньших затратах – сильнее влияет на продажи, более гибок (нет необходимости бронировать или выдерживать «комитменты»).

Текст: генеральный директор "Блондинка.Ру/Aori" Татьяна Костенкова