Медиатренды
с Андреем
Мирошниченко

Следующая медиа-революция – голосовой робот

Компьютеры, лаптопы, планшеты, смартфоны... Прошло уже десять лет после презентации iPhone, а цифровой прогресс все пытается нащупать «следующую большую вещь». Но что-то не выходит. Очки, носимые девайсы (часы), шлемы виртуальной реальности не дотягивают до уровня революции, совершенной смартфоном. Их использование слишком хлопотно, а выгоды очевидны разве только для развлечения.

В качестве очередного претендента на роль революционной технологии сейчас рассматривают голосовых помощников. А поскольку опыт внедрения «next big thing» уже есть, все смежные индустрии на низком старте. Включая медиа во всем их многообразии. Ведь если голосовые помощники оправдают ожидания, нужно скорее найти им отраслевое применение. В условиях быстрого копирования идей и технологий только первые участники срывают куш.

Предреволюционные ожидания нагнетаются еще тем обстоятельством, что голосовой помощник – это ведь не просто железный автоответчик. И даже не просто долгожданный новый тип интерфейса. Это голос Искусственного Интеллекта. Вполне логично, что общение человека с ИИ будет проходить не в форме кода и не в форме текста, а форме живой речи. Настоящий ИИ скажет «Hello World» не буквами, а звуками.

Исследования показывают, что уже 20% запросов в Google приходят через голос, а не через текст. Разговор с предметами больше не выглядит странным. Для СМИ, безусловно, этот ожидаемый поворот сулит большие перемены. 

Поэтому, например, Туршар Бэрот, техножурналист из BBC считает, что будущее медиа – это не тексты и не видео. Это люди, говорящие с машинами. Бэрот уверен, что переход к голосовым интерфейсам ИИ окажет более существенное воздействие на отрасль, чем даже мобильные девайсы. 

Как сообщает Nieman Reports, разговор с компьютером вместо ввода текста – это не временная фишка. Это очередной глобальный сдвиг в новостных информационных системах. Голос – это следующая большая угроза тексту.
Что же делать (помимо паники)? Пока что – следить за технологиями и первыми попытками применения голосовых помощников в медиа (Состав писал о некоторых примерах). Радиостанции, как американская NPR, начинают дружить с амазоновской Алексой, чтобы она позволяла в любой точке дома спрашивать радиостанцию о новостях и получать подобранные новостные или тематические выпуски. Washington Post наняла радиоредактора и в сотрудничестве с той же амазоновской платформой сделала подкасты, которые по запросу пользователя могут читать истории из Post как голосом Алексы, так и голосом автора статьи. CNN, Buzzfeed, BBC, многие другие – да почти все ведущие медиа, в независимости от того, были ли они изначально печатными, радийными, телевизионными или мультимедийными, – экспериментируют с голосовым ИИ.

О подобных экспериментах в российских СМИ пока ничего не известно.