Михаил Федоринин, CallTouch

Колтрекинг (call tracking) – непонятное слово для пользователей Рунета. Многие до сих пор не знают, что можно анализировать звонки, оценивая таким образом эффективность рекламных кампаний. Тем не менее, именно этому инструменту специалисты в области интернет-маркетинга пророчат наиболее интенсивное развитие.

До 2012 года российский рынок колтрекинга почти не развивался, однако в последние два года увеличение спроса на услугу call tracking составило минимум 150-200% в год. Динамика роста рынка следующая: в 2012 году – примерно 1 млн. долларов, в 2013 – 2 млн. долларов, а в 2014 произошел резкий скачок, и к концу года мы получим цифру не менее 6 млн. долларов. Исходя из этих данных видно, что в 2013 году рынок вырос на 100%, а в 2014 – предполагаемый рост составит 200%.

Мы оцениваем потенциал российского рынка в ближайшие три года в 50 млн. долларов. Эта динамика сохранится до тех пор, пока не произойдет насыщение сферы. При этом важно помнить, что основная часть региональных компаний пока не готова к массовому подключению колтрекинговых сервисов. В перспективе, когда динамика роста рынка в Москве и Санкт-Петербурге замедлится, он не остановит свое развитие именно за счет подключения региональных игроков.

Российский рынок колтрекинга сейчас только набирает обороты. На его развитие положительно влияет, как это не удивительно, нестабильная экономическая ситуация в стране: сервис становится все более востребованным, так как компании стремятся оптимизировать свои расходы. Я считаю, что следующие 3 – 5 лет российский рынок колтрекинга ожидает стадия активного роста.

Рухнуть рынок колтрекинга может в двух случаях. Во-первых, если кто-то из крупных компаний начнет активно демпинговать и работать «в минус». Но это, конечно, маловероятно, так как рынок находится на этапе формирования, и развалить его именно в этот момент будет, как говорится, «ни себе, ни людям». Сейчас нужно делать технологичные инструменты, а уже после того, как произойдет насыщение, предстоит бороться за стоимость услуг. Но если кто-то решится на такой мощный демпинг, то, теоритически, рынок может рухнуть. Но объективно, с точки зрения бизнеса, это не самое правильное решение.

Во-вторых, если крупные поисковые системы, такие как Яндекс и Google, начнут скрывать запросы для контекстной рекламы. Ценность колтрекинговых сервисов заключается в том, что мы можем узнать по каким запросам звонят люди. Если же поисковики будут скрывать запросы, то мы станем такими же, как «Целевой звонок» Яндекса (Целевой звонок — это инструмент Яндекс.Метрики, который позволяет анализировать статистику звонков и сравнивать эффективность различных каналов привлечения клиентов). Конечно, вряд ли для платного трафика будут закрыты запросы, ведь тогда люди, занимающиеся контекстной рекламой, ничего не смогут анализировать, а так как именно это является хлебом поисковых систем, проиграют все.

Хоть это не свойственно для интернет-маркетинга, но российский рынок колтрекинговых сервисов практически ни в чем не уступает мировому. В Европе это направление пока развито очень слабо, в Азии его практически нет.И лишь США оценили пользу колтрекинга.

Мы анализируем мировых конкурентов, так как планируем выходить на западный рынок. Однако Европе пока похвастаться не чем. Пожалуй, только в Англии есть несколько сильных сервисов, которые находятся на хорошем уровне и появились раньше, чем в России. А в половине европейских стран сейчас пока еще совсем нет таких сервисов.

В США рынок более-менее сформирован, на нем присутствуют несколько серьезных игроков. Специфика их рынка в низкой стоимости виртуальных номеров, и за счет этого цена решения на порядок ниже. У нас пока это основная статья расходов. Кроме того, потребители по привычке отдают предпочтение номерам с префиксом 495, а их ограниченное количество и есть проблема с нехваткой номерной емкости. Но я думаю, что это временная ситуация.

В Азии дело обстоит гораздо хуже: в Гонконге только появился первый колтрекинговый сервис, и они сейчас на том зачаточном уровне, на котором мы находились года два назад. Можно сказать, что во всем мире рынок колтрекинга только формируется, и мы значительно опережаем другие страны.

Для владельцев компаний звонки – это «черный ящик». Им совершенно неясно, откуда человек позвонил, как узнал о них. Раньше единственным способом понять это был опрос, не самый совершенный, но максимально точный. Однако теперь появились колтрекинговые сервисы, позволяющие исключить человеческий фактор. Это инструмент отслеживания звонков по ключевым словам, благодаря которому владельцы сайтов могут оценить эффективность проводимых рекламных кампаний.

Если коротко ответить на вопрос, зачем предпринимателям нужны колтрекинг-сервисы, то однозначно, что это та самая технология, которая дает полноценную аналитику о содержании рекламной кампании. Например, ваш рекламный бюджет составляет 200 тыс. рублей в месяц и включает в себя контекстную рекламу, SEO, социальную рекламу. Получается, что деньги уходят, но вы не понимаете, что сработало эффективно, а что нет. Благодаря колтрекинг-сервисам, перед глазами будет отчет, который покажет и каналы, и стоимость звонков. В результате, можно смело отказаться от каналов рекламы, которые либо не приносят звонки, либо дорого стоят. В итоге сократится бюджет, но вырастет количество звонков.

Несмотря на очевидную полезность колтрекинга для бизнеса, основной проблемой, мешающей развитию сервиса, остается неосведомленность пользователей. Определенную помощь на этапе становления рынка колтрекинговых-сервисов оказал Яндекс, запустивший некоторое время назад свой сервис «Целевой звонок». После того, как это произошло, владельцы бизнесов заговорили про его эффективность. На российском рынке достаточно представителей колтрекингового сервиса, но, по большей части, это совсем небольшие компании. Из серьезных игроков можно выделить троих: Comagic, Call Tracking и CallTouch.

К развитию рынок колтрекинга может подтолкнуть осведомленность пользователей о сервисе. Если мы донесем до клиентов мысль о том, что важно контролировать окупаемость всех каналов, если они сами начнут приходить в агентства и рассказывать, что хотят измерять звонки, то это вызовет цепную реакцию: агентства начнут активнее использовать колтрекинг-сервисы.

Больше всего с колтрекингом работают компании, представляющие следующие тематики:
- автодилеры;
- медицинские центры;
- недвижимость;
- мебель;
- туризм;
- образование;
- e-commerce с высоким средним чеком.

Текст: Михаил Федоринин, коммерческий директор CallTouch