Сергей Андронов

Думаю, каждому дизайнеру знакомы ситуации, когда клиент требует внести «нелепые комментарии», тайминг проекта по желанию сверху неожиданно уменьшается в несколько раз, и плюс ко всему сваливается огромный объем рутинной работы, от которой никак не избавиться.

Все это – особенности работы дизайнера, работающего в сервисном бизнесе. Рекламные агентства, дизайн-студии, которые борются за получение нового заказа или победу в очередном тендере зачастую вынуждены мириться с таким положением вещей. Разумеется, часто клиента удается переубедить и направить в нужное русло, но такая удача встречается не каждый день.

Постоянный поток неаргументированных указаний и неразумные ограничения могут потрепать нервы любому, даже самому закаленному дизайнеру. Людей, способных воспринимать такие комментарии философски, крайне мало. Из-за этого дизайнеры перегарают, теряют интерес к работе и в итоге уходят из агентства.

Очевидно, что от таких негативных эмоций нужно избавляться, переключаться на что-то, что приносит удовольствие, позволяет раскрыть свой потенциал и развиться.

Если посмотреть на самых популярных западных дизайнеров, то можно увидеть, что помимо основной работы каждый из них постоянно ведет пару-тройку параллельных проектов. Это могут быть проекты в смежных областях дизайна или шуточные проекты, которые сделаны просто ради фана – не важно. Важно только то, что они приносят удовлетворение авторам. А зачастую не только удовлетворение, а вполне ощутимые и измеримые результаты.

Как раз именно такие параллельные, не связанные с работой проекты, мы и будем называть сайд-проектами.

Не фриланс

Сайд-проекты сразу же стоит отделить от фриланса. К сожалению, в большинстве случаев фриланс имеет те же минусы, с которыми мы сталкиваемся на ежедневной работе, а именно:

1) наличие клиента с собственными комментариями;
2) жесткие временные ограничения;
3) отсутствие возможности развиваться в новых техниках и направлениях, так как в большинстве случаев клиент платит исполнителю за ожидаемый результат, который он видел в портфолио, а не за новые негарантированные эксперименты.

Конечно, на фрилансе гораздо проще отсеивать входящих клиентов, но «идеального» заказчика удается встретить не каждому.

Сайд-проект же направлен в первую очередь на получение удовольствия именно дизайнером.

Чтобы окончательно понять, что же из себя могут представлять сайд-проекты, стоит посмотреть на пару успешных примеров:

1) authenticweather.com
2) readymag.com
3) sendamessage.to
4) findguidelin.es
5) unsplash.com

6) googlenews.gkvasnikov.com

Как можно увидеть, сайд-проекты могут быть абсолютно разными. Серьезными, смешными, полезными, вдохновляющими и так далее. Свобода – ключевое качество сторонних проектов, которое нужно использовать.

Плюсы сайд-проектов

У каждого сайд-проекта есть как минимум 2 больших плюса:

1) во-первых сторонние проекты помогают вам развить новые навыки, попробовать новые инструменты и техники, которые вы не можете опробовать в рамках своей ежедневной работы. Таким образом вы не только получаете удовольствие, но и повышаете свой профессиональный уровень.

2) во-вторых успешный сайд-проект будет работать на вас как полноценный PR-инструмент. Причем проект способен привлечь к вам внимание как со стороны новых заказчиков, так и со стороны вашего текущего работодателя, который увидит вас с другой стороны.

Условия для сайд-проекта

Для любого сайд-проекта нужны 3 простых условия, которые позволят получить удовольствие и переключить эмоции в нужную сторону:

1) отсутствие рисков
Провал вашего проекта не должен никаким образом отражаться на вас и вашей жизни. Максимум, чем вы должны рисковать, это пара вечеров, которые вы потратите на проект. Не должно быть никаких серьезных инвестиций, кредитов и всего подобного. Сайд-проект – это в первую очередь фан и развитие!

2) отсутствие неразумных ограничений
Вы должны иметь полную свободу в том, что и как вы будете делать, и сколько времени вам на это понадобится. Какие инструменты вы задействуете решать только вам.

3) искренний интерес
Основное условие любого сайд-проекта – это ваш искренний интерес. Проект должен вдохновлять вас. Поэтому для отвлечения занимайтесь только тем, что приносит вам настоящую радость, удовлетворение и вызывает интерес.

С чего начать?

Если у вас появилось желание заняться сайд-проектом, то вам стоит определиться с направлением, в котором вы будете двигаться. Проще всего это сделать, посмотрев на типологию уже сделанных успешных проектов.

Если в основу деления положить отношение зрителей, пользователей к вашему проекту, то получится приблизительно следующая структура:

1) источники вдохновения (куда люди приходят поглазеть, использовать в качестве референса)

2) ресурсы (куда люди приходят для повышения своей эффективности)

  • подборки (дайджесты)
  • freebies
  • полезные онлайн инструменты
  • блог
  • курсы

Проблемы 

Обычно в начале работы над сайд проектом каждый дизайнер сталкивается с тремя основными проблемами, которые я опишу ниже и попробую дать свои рекомендации по каждой из них:

1) боязнь провала, боязнь неоригинальности
Часто при появлении новой идеи начинают мучать сомнения о том, что подобная идея уже наверняка реализована или о том, что идея настолько очевидна, что никому не нужна. Здесь стоит провести быстрый поиск подобной идеи через Google, например, и если за 10-15 минут не удалось найти ничего стоющего, то смело можно приниматься за работу. Даже если схожий проект уже кем-то реализован, то он может уступать вашему по качеству проработки, либо эффективности.

Я, например, не думал, что мой дайджест для дизайнеров вызовет такой интерес. Ведь, казалось бы, это давно известный формат, которым пользуются достаточно многие. Но мне хотелось сделать его по своему, со своими разделами и логикой. В результате уже почти полгода выходят новые выпуски, каждый из которых прочитывает несколько тысяч человек.

2) отсутствие времени на сайд проект
Самым популярным оправданием отсутствия возможности заняться своим проектом является «отсутствие свободного времени». Много работы, домашние дела, хочется поспать еще часок… Но все это почему-то не мешает многим тратить время на пассивный просмотр facebook’а на работе, валяться дома перед теликом, или залипать до 2-3 ночи за сериалами или бессмысленным серфингом.

Время можно найти в подавляющем большинстве случаев. Если есть искреннее желание что-то сделать, то приоритеты довольно просто перераспределить.

Работая по таймеру (о котором я писал в прошлом выпуске), можно выкраить порядка 50-60 минут в рабочее время, которое раньше вы тратили на очередную проверку новостей в соц. сетях. Используя mindmap’ы можно более четко структурировать план своей текущей работы, а также план создания вашего стороннего проекта, что тоже приведет к повышению эффективности. Но все эти тайм-менеджерские штуковины ничто по сравнению с основным пунктом – искреннее желание. Если вы действительно хотите что-то сделать, то время точно найдется.

3) нехватка ресурсов для реализации идеи
Очередная крупная проблема, с которой сталкивается большинство дизайнеров – это нехватка ресурсов для реализации своей идеи. «Потребуются фронтэнд разработчики», «Ну для этого мне нужен крутой прогер», «А тут мне нужен тридэшник в помощь».

Происходит это потому, что все сразу начинают мыслить масштабами крупных стартапов, социальных сетей, навороченных приложений и так далее. Большинству кажется, что чтобы идея проекта была крутой, она должна быть сложной, с большим количеством деталей, навороченным функционалом и так далее.

На самом же деле чем проще идея, тем она круче. В самом начале всегда нужно заставлять себя производить обратное скаллирование, отрезая функционал и лишний смысл до тех пор, пока идея не станет доступна для реализации только вашими силами, либо с минимальной доступной вам помощью.

Для меня хорошим ориентиром является срок в 48 часов. Если идею можно реализовать и запустить через 48 часов, значит скорее всего она действительно увидит свет. Да, наверняка она растянется не на 48 часов, а на пару недель, но она будет сделана.

Если планировать в одиночку сделать проект, который требует пары месяцев работы, то скорее всего он растянется и так и не будет реализован.

Это не только для дизайнеров

Разумеется, от всей этой рутины и нервотрепки на работе нужно отвлекаться не только дизайнерам. Креаторам, продюсерам, аккаунтам, да и людям из сфер, никак не связанных с рекламой, нужно периодически переключаться на что-то интересное, что поможет «подзарядить батареи».

Не стоит считать, что сайд-проект можно сделать, только обладая какими-то специальными дизайнерскими навыками или навыками программирования. Пишите стихи? Выберите интересную узкую тематику и сделайте сборник стихов на любой блоггерской площадке. Любите футбол? Сделайте youtube-канал с альтернативными комментариями опасных моментов. Много читаете? Откройте полезный блог с рецензиями на прочитанные книги.

Вариантов много. Не нужно загонять себя в рамки и пытаться найти отговорки. Стоит просто попробовать.

Сайд-проект в масштабах бизнеса

Но сайд-проекты могут быть полезны не только конкретному человеку, но и агентству, студии в целом. Показателен пример ребят из Crew.

В один момент они оказались на грани закрытия, потому что не было ни инвесторов, ни заказов. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, они решили обновить сайт. Для сайта решили провести фотосессию в кафе с Макбуком, Молескином, деревянным столом, очками, кофе и прочими хипстерскими атрибутами. В результате получили достаточно большое количество красивых фотографий, из которых потребовалось лишь одна. Остальные они решили выложить без каких-либо ограничений на использование на ресурсе unsplash.com, которые сделали за пару часов на готовой теме Wordpress. Они решили выкладывать по 10 новых фотографий каждые 10 дней.

Спустя считанные дни количество посетителей ресурса исчислялось сотнями тысяч. Посетители переходили с этого сайд-проекта на их основной сайт и начинали пользоваться их основным сервисом, что спасло бизнес, и позволило ребятам начать новый этап развития.

Многие интересные стартапы и бизнесы начинаются, как сторонние проекты. Думаю, что ни для кого не секрет, что Gmail появился в рамках 20% времени, которая компания выделяет для развития сторонних проектов. И это далеко не единственный пример.

Так что на самом деле нет ни одной причины оттягивать работу над сторонним проектом. Достаточно просто попробовать, а дальше все пойдет само собой.

Автор: Сергей Андронов, арт-директор Hungry Boys