Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

FORBES

На алкогольном рынке идет крупный передел. Кто сорвал главный куш?

Новые правила лицензирования на руку Аркадию Ротенбергу

фото Дмитрия Духанина / Коммерсант

В компании «МБ группа Импэкс», поставляющей в Россию импортные вина, в пятницу, 7 октября, был настоящий праздник: фирма наконец-то получила лицензию на оптовую торговлю алкогольной продукцией. Решения регулятора в «Импэксе» ждали с замиранием сердца с июля 2011 года, когда закончилась прежняя лицензия. Без нее осуществлять торговлю алкоголем нельзя (как и производить алкогольную продукцию). И с подобной проблемой столкнулись все участники рынка.

Дело в том, что еще в 2006 году в связи с принятием нового законодательства всем фирмам, связанным с производством и оборотом алкоголя, было предписано пройти лицензирование. Тогда этой процедурой ведала Федеральная налоговая служба (ФНС). Лицензии выдавались на пять лет, поэтому с весны 2011 года предприниматели начали в массовом порядке обращаться за их продлением. Однако уже не в ФНС — с весны 2009 года функции лицензирования были переданы в новое ведомство, Росалкогольрегулирование (РАР), которое возглавил бывший директор ФГУП «Росспиртпром» Игорь Чуян.

В РАР подошли к делу со всей строгостью. Отказ в продлении лицензии гарантирован, если, например, не соблюдается температура на складе (даже если разница всего в 0,90С), не в каждом помещении есть деревянные поддоны, недостаточно подробно указан адрес предприятия (нужна не только улица, дом и корпус, но и номера комнат), на справке из налоговой нет гербовой печати и т. п. Только в Московском арбитражном суде находится более сотни дел с участием РАР. Некоторые из его решений суд признал обоснованными, некоторые — нет, но в любом случае судебный иск — это месяцы разбирательств, а бизнес все это время стоит.

Всего в РАР обратилось около 800 организаций, по состоянию на 1 сентября лицензировалось около половины. «К нам не обратилось за продлением лицензии более 40% оптовых организаций и чуть более 30% производственных», — говорит пресс-секретарь РАР Александр Куликов. По словам участников рынка, раньше было много фирм-однодневок, которым в новых условиях не выжить.

В основном пострадали мелкие компании. Представители одной из них, ООО «Викон», даже приходили в сентябре с митингом к офису РАР, но так ничего и не добились. Впрочем, некоторых новый порядок устраивает. «У нас обороты только выросли за счет тех, кто не прошел регистрацию», — говорит представитель оптовой компании «Вестор». «В кои-то веки я солидарен с госорганами! — радуется владелец «ДП Трейд» Дмитрий Пинский. — Ну да, нам пришлось поползать, подбивая свои стандартные 14-сантиметровые европоддоны фанерками, чтобы они стали высотой 15 см, как того требует РАР. Но это, пожалуй, единственное глупое требование было, все остальное по делу».

Кто сорвал самый крупный куш от зачистки на рынке? «РАР, ставший акционерным обществом «Росспиртпром», и находящаяся под его управлением «Восточно-Европейская дистрибуторская компания» (ВЕДК) с самого начала взяли курс на укрупнение рынка, — говорит независимый аналитик алкогольного рынка Вадим Дробиз. — Это «частно-государственное алкогольное партнерство».

«Росспиртпром» на 100% принадлежит государству, а ВЕДК — предпринимателю Василию Анисимову. Он же вместе с СМП-банком братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов, знакомых Владимира Путина, владеет Московским заводом «Кристалл». «С водочным направлением все очевидно — приходят и предлагают 40% отдать «Росспиртпрому», второй раз приходят уже с департаментом экономической безопасности МВД и парнями в бронежилетах, — говорит торговец алкоголем, пожелавший остаться неназванным. — По-моему, это банальный рейдерский захват». Директор департамента информации и внешних связей ОАО «Росспиртпром» Александр Коровка возражает: на конкурентном алкогольном рынке потребителям или партнерам по бизнесу невозможно административным путем навязать желание покупать чью-то продукцию.

«Регулирование алкогольного рынка осуществляется единообразно, и никаких преференций никто из его участников не имел и иметь не будет», — говорит Александр Куликов.

Некоторые компании, чтобы быстрее пройти лицензирование, пошли на хитрость. Например, «Русский стандарт» предпринимателя Рустама Тарико заключил в конце 2010 года партнерское соглашение с ВЕДК о дистрибуции своей водки. Хотя у «Русского стандарта» есть собственная дистрибьюторская компания «Руст Инк». В апреле 2011 года «Руст Инк» получил необходимую лицензию на пять лет, и альянс «Русского стандарта» с ВЕДК был расторгнут. Впрочем, в «Русском стандарте» связь этого соглашения с выдачей лицензии отрицают.

«Количество производителей алкоголя в результате лицензирования сократилось на 40%, а дистрибьюторов — минимум вдвое», — оценивает Дробиз. Пострадали и крупные компании. В Ростове, например, осталось без лицензии предприятие «Регата», владелец популярной водочной марки «Белая березка». «У них не было административного ресурса, зато была привлекательная марка. Вот и посмотрим, кому она теперь достанется», — говорит Дробиз. В «Регате» от комментариев отказались.

То ли еще будет: «Росспиртпром» обнародовал планы к 2015 году занять 40% российского алкогольного рынка.

Роман Кутузов

18.11.2011

22.11.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов