Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

FORBES

«Киберсквоттеры могут находить алмазы среди навоза и продавать их»

Гендиректор Reg.ru Алексей Королюк о том, как сделать бренд из пустоты и причем здесь интернет-домены

Forbes продолжает публиковать интервью с известными российскими интернет-предпринимателями и специалистами. На этот раз о том, как быстро киберсквоттеры реагируют на новости, как за пять минут придумать и зарегистрировать популярный домен, зачем нужен домен .рф и как будет развиваться рынок имен интернет-сайтов, рассказывает гендиректор регистратора доменов Reg.ru Алексей Королюк. 

Полную аудиоверсию интервью можно послушать на сайте программы «Рунетология»

Максим Спиридонов: В бесконечно далекие времена с точки зрения скорости интернет-прогресса сетевые адреса сайтов задавались в виде набора цифр IP-адреса. Позднее для легкости запоминания, из маркетинговых соображений и просто для удобства пользователей появились домены. Уверен, что в момент их зарождения никому бы в голову не пришло, что на продаже доменных имен свой бизнес будут строить сотни и тысячи компаний, а обороты этих компаний будут составлять десятки или даже сотни миллионов долларов в год. Об этом и о многом другом мы поговорим с руководителем одного из крупнейших игроков доменного рынка в рунете — генеральным директором компании Reg.ru Алексеем Королюком.

Ты давно в интернете. Не жалеешь, что в свое время не зарегистрировал пару десятков красивых доменных имен и не заработал через несколько лет на этом несколько десятков миллионов долларов? Почему не купил домен Vodka.com или Sex.com?

Алексей Королюк: Все люди когда-то о чем-то жалеют, говорят о несвершившихся событиях. В интернет я пришел очень давно — в конце 1990-х. Пришел я в качестве разработчика интернет-ресурсов. В 1998 году, когда существовала компания «Русский экспресс», регистрируя доменные имена по $120, я не думал о том, что имена можно перепродавать. У меня не было такого опыта, я был совсем молод. Те люди, которые тогда были в интернете, регистрировали домены при помощи факса и шариковой ручки. Никто не понимал, что это ценность. Понимали только те, кто смотрел на Запад, кто в совершенстве владел технологией маркетинга. Я не был в их числе.

— Среди твоих знакомых есть те, кто купил в те времена несколько красивых доменов, а впоследствии продал их с большей выгодой? Это профессиональные киберсквоттеры?

— В том числе и профессионалы рынка, и случайные владельцы доменов. Есть люди, которые совершенно случайно когда-то зарегистрировали домены, они никогда не думали, что домены будут стоить дорого. Они мыслили реальными бизнесами, реальными проектами. Вторая категория людей, которая появилась в начале 2000-х, — профессионалы рынка, которые покупали домены для перепродажи. На мой взгляд, очень прозорливые парни и девушки, которые увидели возможность, реализовали ее и создали малые, средние и даже крупные бизнесы.

— К киберсквоттингу ты относишься спокойно?

— Я спокоен ко всем предпринимательским усилиям. Более того, я считаю, что ценность человеческой личности в том, чтобы находить новое, использовать его и зарабатывать на нем. В нашем столетии мы говорим о том, что мы не можем пойти забивать зверей, собирать корнеплоды. Мы занимаемся деятельностью «купи-продай». Мы либо продаем человеческие ресурсы, управляя компанией, которая создает услуги, либо продаем товары. Всё, что делает человечество, — это порождение природы, а мы просто этим торгуем.

— Может быть вариант «создай-продай».

— Да, иногда и так. Я приведу пример из своей жизни. Когда я стал руководителем регистратора, Стив Джобс презентовал MacBook Air. В компании Reg.ru за 3 минуты после презентации было зарегистрировано 27 доменных имен, связанных с MacBook Air.

— Регистрировали разные люди?

— Да, кто-то регистрировал два домена, кто-то три. Безусловно, я мог бы участвовать в этом, что-то покупать, но я не являюсь кибесквоттером, у меня нет этой тяги. Я привык заниматься массовым бизнесом, где продажи идут большому количеству людей. Доменные имена, которые появлялись на экране в процессе регистрации, оплачивались. В нашей системе строгий контроль: нельзя увидеть неоплаченные заявки. Я видел, как они появляются. Это удивительное ощущение работы мозга людей. Один гений создал продукт 5 минут назад, и интернет мгновенно отреагировал, и доменных имен в свободной продаже больше не стало.

— Можешь вспомнить несколько названий доменов, которые потом перепродали за очень большие деньги?

— Таких случаев много. В основном они не публичные. Надо понимать, что рынок доменных имен в России очень маленький. Рынок первичной регистрации измеряется десятком миллионов долларов в год. Этот объем сравним с торговой выручкой одного магазина средней руки. Весь рынок доменных имен, хотя он критически важен для всего интернета, имеет очень маленькую выручку.

— Сколько на нем игроков? Десяток?

— У нас порядка 24-26 регистраторов. На всех этих игроков, в большей степени на первую тройку, приходится порядка $20 млн оборота.

— Ты сказал, что на рынке три основных игрока. Сколько процентов оборота совокупно они занимают?

— Больше 75%.

— Это Reg.ru, Ru-center и R01. Какова ваша доля?

— 22%. Я беру усредненную долю между .ru, .РФ и .su. Лидером является компания Ru-center. Это самая старая компания. Третье место занимает R01.

— Давай поговорим о начале твоей предпринимательской деятельности. Ты, как и многие в конце 1990-х, начинал с того, что руководил дизайн-студией, верно?

— Да. Для меня это был хороший, интересный опыт. Я в 16 лет занялся прямым руководством компании.

— Как скоро у вас появилась стабильная клиентура и заметные обороты?

— Что касается интернет-разработки, то $1000 в месяц — это заметные на тот момент обороты. Если взять текущего лидера, достойного участника рынка — Артемия Лебедева, то оборот его компании в те годы составлял не более $5000 — $7000 в месяц. Мы вышли на $1000-й оборот через 2,5 месяца после того, как открылись, благодаря очень активной работе. В те годы не было другой возможности, кроме как ехать в компанию, которая потенциально должна была иметь сайт, и предлагать ей его сделать. Мы с партнером приходили, стучались в дверь, заходили и предлагали свои услуги. Ничего другого в российском сегменте интернета тогда не было. Так мы набирали клиентскую базу.

— Через какое время ваше умение хорошо делать и продавать сайты переросло во что-то большее? Когда у вас появилось 10 человек в штате?

— В 2000 году у нас работало 12 человек. Тогда я стал генеральным директором. Этот бизнес обслуживал сам себя, но, как ты прекрасно понимаешь, в этом бизнесе есть емкость, связанная с эффективностью управления и возможностью расширения. Мы пошли в премиальный сегмент. Благодаря такому позиционированию появилась возможность общаться с лидерами индустрии, крупнейшими национальными и международными брендами, получать важное общение с коммерческими гигантами, которые мыслили по-другому. В 2002-2003 году произошел перелом личности. Тогда возникло понимание того, что мы делаем сайты не потому, что это круто, а потому, что это приносит людям возможность влиять на аудиторию, предоставлять ей уникальные сведения, знания. Я понял, что на самом деле означает слово «бренд». На мой взгляд, это был переломный момент.

— Ты специально занимался маркетингом или до всего доходил самостоятельно?

— Прежде всего, это практика. Благодаря руководству одной из ведущих веб-студий страны мне удавалось общаться с лучшими из лучших специалистов по маркетингу в стране. В 2004 году мы выпускали 60 проектов в год, в 2005-м — 70 проектов. Я много общался, слушал советы, читал книги по маркетингу. Но главное — это  живое общение с теми людьми, которые создавали известнейшие бренды страны.

— Ты вообще веришь в бизнес-образование?

— У меня оно есть, но я в него верю слабо. Я считаю, что только индивидуальный подход, а не массовый, как принято у нас, когда говорят о «фундаментальном бизнес-образовании», может привести человека к успеху. То, что преподавали мне в рамках моего высшего образования, совершенно не работает в современных рыночных условиях. Да, это фундаментальные вещи, я умею считать показатели эффективности, но рыночная интуиция может быть перенята только у профессионалов рынка, то есть реальных предпринимателей, которые руководят бизнесами, знают, как заниматься маркетингом в нынешних условиях, знают, что можно, что нельзя, что законодательно разрешено, а что нет. Эти люди могут дать мгновенную эффективность. Ты можешь перенять какую-то мысль и мгновенно ее конвертировать в свой собственный успех. Это очень важно.

— После руководства своей дизайн-студией ты занялся доменами. Что тебя к этому подвигло?

— Есть энергетическая емкость, которая присуща бизнесу разработки сайтов. Она не может быть $100 млн в год, она конечна и намного скромнее. Если говорить о рынках массового сегмента (домены, хостинг и другие, в которых я участвую как инвестор), то они имеют бесконечную или почти бесконечную емкость. Они имеют возможность перехода из одного уровня капитализации в другой, то есть они могут не просто генерировать выручку своим учредителям из месяца в месяц, но и иметь капитализацию, выход на IPO. Эти вещи более емкие и перспективные с точки зрения предпринимательства. Я оставил пост руководителя студии своему партнеру. Я спокоен, потому что я отдал бизнес в хорошие руки.

— Как возник Reg.ru? Что стало толчком?

— Акционерами Reg.ru являются несколько человек, у меня есть два партнера. Все мы сделали какой-то вклад в развитие компании. Это серьезный бизнес, и им надо заниматься. Он только в начале пути. Появился он в 2006 году как идея. Идея принадлежит не мне, а моему партнеру — Филиппу Гроссу. Он в то время увидел в этом рынке перспективу, а я увидел перспективу в хостинге и, когда мы решили создавать IT-компанию, то в плане развития у нас был заложен синергетический посыл, что это надежный регистратор с функцией надежного хостинга. Это наша маркетинговая стратегия. Я хотел заниматься хостингом, Филипп хотел заниматься доменами, Валерий (третий наш учредитель) — профессиональный программист. Мы объединили свои усилия, инвестировали серьезные деньги и получили через 5 лет одного из лидеров индустрии.

— При этом у Филиппа Гросса эта идея возникла гораздо раньше. Он давно был заметен на рынке киберсквоттинга.

— Филипп — эксперт в индустрии доменов, но он относится к той плеяде людей, которые любят заниматься массовым рынком. Одна, две, пять сделок с доменными именами — это нестабильный бизнес, поэтому киберсквоттеры — большие профессионалы, когда они снова и снова могут находить удивительные бриллианты и алмазы среди навоза и продавать их. Это искусство!

— Начав это дело, куда вы обратились? Как обычному человеку создать регистратор?

— Хочу подчеркнуть, что это большие деньги. Рынок регистрации доменных имен по входу измеряется в миллионах долларов (до $10 млн, но больше $1,5-2 млн). Я считаю, что любой бизнес должен стремиться в лидерство. Что такое лидерство? Лидерство — корзина трех. Есть три лидера, одним из которых нужно стать. Это цель любого бизнеса. Просто так попасть в бизнес, особенно в такой, как регистрация доменов и хостинга, где нужны сумасшедшие вложения в инфраструктуру, безопасность, команду, маркетинг, рекламу и т. д., не оценивая свои силы, нельзя. На сегодняшний день есть 24 регистратора, из которых активными являются шесть, все остальные решают свои бизнес-задачи. Они не являются профессиональными регистраторами. В 2006 году порог входа был меньше. Если у тебя был $1 млн, то ты имел шанс. Начинать нужно с кредитного плеча, хорошо продуманного бизнес-плана (пессимистичного) и нужно находиться внутри рынка, понимать его структуру, чтобы не ошибиться.

— Эти вложения — это вложения в маркетинг?

— Если говорить о регистраторском бизнесе, то это вложения в разработку, программирование, персонал, инфраструктуру и только потом в маркетинг — когда будет, что продавать. Для начала нужно создать объект продажи.

— Объектом продажи является бренд?

— Да, бренд, сервисы, связанные с брендом, которые олицетворяют его в глазах пользователей. Прежде всего, нужно создать сильную технологическую сервисную площадку — создать услугу, придать ей цену и создать бренд. После этого пустить расходы на маркетинг, привлекать клиентов и качественно их обслуживать.

— В целом, домены .ru, .com, .net и другие принципиально ничем не отличаются у разных регистраторов? Можно покупать у любого регистратора?

— Порой бывает так, что нельзя зарегистрировать хороший домен у плохого регистратора. Знаете почему?

— Почему?

— Потому что мы сосредоточены на том, чтобы подбирать хорошие домены для пользователя. Мы потратили на это годы разработки. Интеллектуальные системы на сегодняшний день оценивают домены в 200 доменных зонах, происходит это в мгновение ока. Они знают словари, интеллектуальную семантику, подбирают всевозможные варианты. Например, вы приходите и хотите зарегистрировать автозапчасти или авто.ру, а всё это уже давным-давно занято. Искусство заключается в том, чтобы найти тот вариант, который удовлетворял бы вас как бизнесмена или личность. В этом и заключается сущность домена. Пока домен не зарегистрирован, он не имеет никакой ценности. Если вы, Максим, его зарегистрируете, и на вас посмотрят и скажут «Какой Максим умный! Зарегистрировал домен Netology.ru». C чего вдруг? Вы создали бренд «Нетология», у которого есть окончание «логия». Я куплю домен «Столлогия» и я могу сделать мебельный магазин. Согласитесь, что вы создали тренд. Но до того момента, пока вы не сделали популярным свой интернет-ресурс, никто об этом тренде не думал. Также Стив Джобс когда-то придумал iPhone, iPad, iPod. Сейчас миллионы людей делают бизнес на i-чем-то. Когда-то он сделал бренд из пустоты.

— Наверное, вы в Reg.ru отчетливо наблюдаете, что сегодня брендинг, то есть умение называть продукты и услуги, фирмы и компании, тесно связан с доменами, потому что компании не называют именами, у которых домены заняты.

— Да, так и есть. Я это вижу каждый день. Серьезным бизнесменам, которые нацелены на успех, которые будут вкладывать в инфраструктуру бизнеса значимые средства, я всегда рекомендую, если доменное имя можно купить, даже если оно занято, покупать его, потому что оно всегда стоит вменяемых относительно стоимости создания бизнеса денег. Лучше купить, в таком случае ваш бренд будет иметь большую силу, больший коэффициент конверсии. Хорошо, если вы хороший креатор и придумали то, что потом выстрелит, тогда вы уже находитесь в небольшой когорте гениев, которые способны создавать уникальные названия и заниматься брендингом. Или вы обратились в брендинговое агентство, и вам придумали хорошее название. В таком случае нет сомнений, что у вас всё будет хорошо. Но если вы подумали, что вы не можете себе купить домен pizza.ru, а можете купить себе любой другой домен, например, pizzalogia, то не факт, что вы выиграете. Если вы купите домен pizza.ru, то вы в любом случае выиграете. Сколько денег вы на него потратите — это другой вопрос. Я уверен, что эти деньги будут существенно меньше, чем те, которые вы потратите на создание бизнеса и маркетинг.

— Ты как никто, наверное, разбираешься в брендинге. Представим, что создан некий бренд. В каких доменных зонах русской компании, которая планирует выйти на международный рынок, стоит покупать домены?

— Таких доменов всего 15. Все они выделены в разделе «Популярные» на нашем сайте. Если перечислять поименно, то это национальные домены .ru, .su, .рф, международные домены-лидеры .com, .net, .org, .info, .biz,  Новый отличный домен .tv, потому что многие компании, так или иначе, будут идти в телевидение, особенно это касается СМИ и компаний, ведущих активный маркетинг. Прекрасные домены на Украине, в Казахстане и Армении, домен .me в качестве игрового, и домен .mobi. Эти домены являются основными. Они обладают ярко выраженными потребительскими свойствами, которые можно использовать в маркетинге, рекламе. Они все не так дорого стоят (до 1000 рублей за доменное имя в год). Я их рекомендую. Если вы хотите сократить количество доменных имен, то я рекомендую купить пару .ru и .рф, и если будете вести бизнес за рубежом, работать с международной аудиторией, то нужно стремиться купить что-то из международных доменов com, .net, .org, .info, .biz.

— Раз мы затронули эту тему, скажи, как поживает домен .рф? На его счет было много скепсиса. Не скрою, что и я этот скепсис высказывал. Сейчас как раз то время, когда должны возобновить (или не возобновить) те домены, которые были куплены год назад.

— Это очень актуальный вопрос. В целом, прогнозы следующие. В этом году, безусловно, будет иметь место падение количества регистраций в связи с тем, что в прошлом году был сумасшедший ажиотаж. Согласно статистике, которой мы обладаем, порядка 75% доменов будет продлено. Около 25% будут выбывать в течение года, начиная с 12 декабря. Зона очистится от тех доменов, которые были куплены случайным образом. А рост начнется через год благодаря тому, что зоне нужно 2,5-3 года с момента старта, чтобы там появились значимые сайты.

Сейчас на «Премии Рунета» представлена специальная номинация по доменам зоны .рф. В ней номинированы хорошие сайты, и я призываю всех пользователей посмотреть на номинантов, проголосовать за них. Если сохранится эта номинация, то в следующем году сайтов будет намного больше. Мы своих пользователей попросили прислать нам фотографии используемых в офлайне доменов в зоне .рф. На сегодняшний день мы получили порядка 500 фотографий за менее чем двухнедельный срок. Как минимум, 500 доменных имен используется в наружной рекламе, СМИ. Это очень хороший показатель. Таких показателей домен .ru добился только через несколько лет после старта. Если вы помните статистику, то в первый год было зарегистрировано только 74 домена в зоне .ru.

— Тогда были совсем другие времена.

— Да, конечно. Домен .su, который появился очень давно, до сих пор не может похвастаться такими показателями. Как только решится проблема с почтой, а она должна решиться благодаря усилиям китайских, японских и индийских специалистов (приблизительно в 2013 году выйдет полная поддержка почты IDN во всех софтах, то есть до и после собачки можно будет писать на кириллице), этот домен станет полноценным. Сейчас такой возможности нет, есть ограничения по латинским символам. Как только мы снимем этот технологический барьер, и люди привыкнут к домену .рф, произойдет новый скачок роста. На мой взгляд, нужно подождать до 2013-2014 года. Тогда мы сможем использовать домен .рф для любых целей. Поверьте мне, к тому времени активных доменов .рф будет почти столько же, сколько и доменов .ru.

— Стоило затевать всю эту историю с национальными доменами? Если я не ошибаюсь, сейчас порядка 30 стран получили свои доменные зоны на национальных алфавитах. Например, Индия, Египет, Катар, Украина и т. д. Для большинства из них введение таких доменных имен возможно только для жителей этих стран. Не лучше ли было бы всем остаться на латинице?

— Мне кажется, что мы (интернет-индустрия) идем правильным путем. Следующим шагом будет введение автоматического перевода. Тогда проблема ввода названия сайта из других стран исчезнет. Я захочу зайти на сайт Кирпич.Китай, и я на него войду, набрав в строке браузера название. Я сейчас открыл результаты фотоконкурса, о котором я говорил выше, и я хочу продиктовать несколько названий. Базисэкоресурс.рф, Продуктывбрянске.рф, Наполеонкупон.рф, Куплюремонт.рф, балконстандарт.рф, Центрзнания.рф, Спасскаякрепость.рф, Балконымосквы.рф. Как такое многообразие можно применить в латинице? Никак. Нет возможности сделать индивидуальное послание в аудиторию. Вы это можете сделать только в зоне .рф. Нужно ставить акцент на маркетинговые преимущества этой доменной зоны и отбросить все сомнения. Регистрация домена стоит копейки, а домен можно использовать во благо компании.

— Как будет развиваться доменный рынок? Как будут изменяться домены, приобретая всё новые и новые характеристики? Как будет расти доменный бизнес?

— ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, отвечает за регулирвоание вопросов, связанных с доменами. — Forbes.ru) запустила процесс приема заявок на новые домены первого уровня. Это будут бренды известных компаний — таких, как Google, Apple, Yandex, Microsoft и т. д., геодомены, связанные со странами, которые не получили свои зоны в рамках предыдущей программы, городами, образованиями по принципу вероисповедания. По этим направлениям программа открыта. Так что вскоре будут появляться домены-бренды. Я фантазирую вместе с вами, потому что нет документов и бумаг, это просто перспективное видение. Возможно, к 2020-2030 году домены будут как никнеймы в социальной сети. Вы будете регистрировать всё, что захотите. Такое развитие доменной индустрии является эволюционным. Мне кажется, нас это ждет.

16.11.2011

Максим Спиридонов

17.11.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов