Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

FORBES

Как за 4 года российский программист и 2 американца создали интернет-сервис Qik, оцененный в $121 млн

Все началось с одной простой идеи и трех энтузиастов

«У нас тут идет очень красивый снег!» — писал зимой 2006 года из подмосковного Зеленограда в калифорнийский город Лос-Альтос программист Николай Абкаиров. Его адресат Баскар Рой вспоминает о той переписке, кажется, только для того, чтобы добавить: «У Николая просто не было устройства, с помощью которого он мог бы снять снег на видео и тут же показать мне». Возможно, это всего лишь яркая корпоративная легенда, но сейчас для Николая эту услугу оказывает мобильный сервис созданной им компании Qik. Ее услугами пользуются теперь 10,3 млн человек по всему миру. Основатели Qik недавно продали ее интернет-компании Skype, став, по всей видимости, миллионерами. Большую часть времени они общаются через интернет: Баскар Рой работает в калифорнийском офисе компании, а Николай Абкаиров не собирается никуда трогаться из родного Зеленограда.

У истоков Qik (от англ. quick — «быстрый»), сервиса передачи видео в интернет с помощью мобильного телефона, стояло трое энтузиастов. Два индийца, Баскар Рой и Раму Сункара, выпускники технологических институтов в Индии, встретились в США в Oracle, где Сункара дослужился до поста вице-президента. Один из проектов Oracle тех лет — корпоративное ПО для веб-конференций; видеокодеки для сжатия данных для этого проекта американская компания покупала у российской IT-компании Spirit DSP, техническим директором которой был Абкаиров. Абкаиров с 13 лет занимался программированием, а после окончания Московского института электронной техники 10 лет проработал в Spirit. И когда два индийца, собравшиеся уйти из Oracle в стартап, предложили Николаю присоединиться, он с радостью согласился. Как он признавался в единственном интервью порталу Zelenograd.ru (Абкаиров избегает общения с журналистами, зато ведет твиттер For me life is Christ), ему надоело часами стоять в пробках по дороге в Москву, а в калифорнийском стартапе можно было работать и дома.

Идея проекта была простой. У каждого человека есть мобильный телефон. Как с его помощью делиться с друзьями только что снятыми видеосюжетами? Чтобы создать приложение для видеотрансляции с мобильного телефона, нужно было решить несколько технологических проблем: качество передачи данных в сотовых сетях отличается непостоянством, что не позволяет передавать непрерывную «картинку» при разговоре.

Штаб-квартира Qik, по признанию Роя, занимается только маркетингом и продажами, здесь работают несколько программистов, помогающи покупателям платформы Qik интегрировать ее в свою продукцию. А вся разработка под руководством Абкаирова сконцентрировалась в Зеленограде.

Прототип Qik Сункара, Рой и Абкаиров разработали втроем на свои деньги за девять месяцев — к началу 2007 года. Набрав 100 пользователей, партнеры решили привлечь инвесторов. Первыми стали бывшие коллеги Сункары и Баскары по Oracle, вложившие $900 000. А через год, в марте 2008 года, когда программой пользовались уже несколько тысяч человек, в нее поверили инвесторы из Кремниевой долины — основатель Netscape Марк Андриссен, совладелец Skype Бен Хоровиц и создатель Salesforce.com Марк Бениофф. Они вместе вложили $3,2 млн.

Компаний, предоставляющих услугу видеозвонков, на тот момент на рынке было уже немало, подобная разработка была и у Skype. Но программисты Qik добились удержания непрерывного соединения между двумя телефонами за счет сбалансированного использования радиоканала, говорит управляющий партнер фонда Almaz Capital Александр Галицкий (Almaz Capital вместе с американским фондом Quest Venture летом 2010 года вложил в Qik $6,4 млн). Программисты Абкаирова быстро адаптировали приложение для большинства смартфонов.

Популярность приложения быстро росла. Люди проводили с помощью Qik видеотрансляции в интернете, просматривали ролики (для этого даже не нужно было скачивать приложение) — например, в 2008 году трансляцию выступления Стива Джобса на конференции Maсworld на сервере Qik разом смотрели 10 000 человек. Но стремительный взлет компании пришелся на 2010 год, когда на рынке появился iPhone 4 с фронтальной камерой. Одним из ударных приложений смартфона была программа для видеозвонков FaceTime. Другие производители мобильных, у которых не было ничего подобного, выстроились в очередь в Qik. Контракты о предустановке Qik начали заключать и сотовые операторы.

Как и многие технологические стартапы, Qik всю свою историю была убыточна, что не мешало привлекать инвесторов. К началу 2011 года в компании работало 63 человека, 47 из них — в России. «Российское подразделение мы называем doctor’s office, потому что большинство инженеров, работающих там, — доктора наук», — шутит Рой.

Для Галицкого и других инвесторов сотрудничество с Qik оказалось очень коротким и невероятно прибыльным. В январе 2011 года владельцы Qik согласились продать ее сервису интернет-телефонии Skype. Цифры впечатляют: по данным SEC, за свою короткую историю Qik привлекла от инвесторов около $18 млн, при этом сумма сделки со Skype составила $121 млн. Skype платил не за бизнес Qik, а за усиление присутствия в сегменте мобильных устройств, полагает инвест-менеджер Troika Ventures Олег Курчин. На момент сделки у Qik было всего 5 млн зарегистрированных пользователей (по сравнению с 663 млн у Skype), но при этом были контракты с производителями телефонов и операторами и более широкий, чем у Skype, спектр услуг для видеосвязи.

Доли основателей и инвесторов в капитале компании на момент продажи не раскрываются (известно лишь, что доля Роя, Сункары и Абкаирова была меньше контрольной), но инвесторам сделка, по словам Галицкого, принесла около 1000% годовых, не остались внакладе и основатели компании.

«Мы не боялись конкуренции со Skype и могли бы дать фору любому игроку на этом рынке, — утверждает сейчас Рой. — Но мы хотели, чтобы нашим приложением пользовались все владельцы смартфонов, а со Skype этой цели можно достичь быстрее». Если бы совладельцы Qik согласись продать компанию не за наличные, а за акции Skype, возможно, выигрыш оказался бы еще больше: в мае Microsoft договорилась о покупке Skype за $8,5 млрд.

Присоединения к Microsoft не дождался один из основателей Qik — Раму Сункара. Когда началась интеграция Qik в Skype, он ушел из компании, решив заняться «чем-то новым», говорит Рой. Баскар Рой и Николай Абкаиров остались. Они хотят продолжать развитие сервисов Qik, утверждает американец, но, возможно, сыграл роль один из пунктов соглашения со Skype: сотрудники, которые проработают в Qik еще три года, могут при достижении компанией определенных финансовых показателей претендовать дополнительно на $29 млн. Неплохая сумма для стартапа, начатого четыре года назад с нуля.

Тимофей Дзядко

07.10.2011

11.10.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов