Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

BUSINESS GUIDE

Вино как мера благополучия

Согласно данным компании Impact Databank, мировое снижение потребления вина в этом году приостановилось. Эксперты отмечают даже некоторую тенденцию к росту рынка. По их прогнозам, в ближайшие пять лет Европа будет пить вина все меньше, а Россия, Азия и США — все больше. Давно подмечено, что по потреблению вина можно судить о благополучии стран — чем комфортнее живется людям, тем больше они его пьют. Неужели жизнь в России налаживается?

Рожденный в СССР

С "золотой пятилетки" Брежнева и до антиалкогольной кампании 1985 года в СССР выпивалось по 20-21 л вина, 23 л пива и 13 л водки на душу населения в год. При этом бутылка вина стоила в три раза дешевле бутылки водки. К 1995 году советские граждане выпивали уже только 3 л вина, 15 л пива и 15 л водки на каждого в год.

По мнению Игоря Сердюка, куратора проекта "Винотека.ru", это связано с несоответствием цены на водку и вино. "Сейчас бутылка "неядовитого" вина стоит минимум втрое дороже бутылки водки,— говорит он.— Но вино все же успело войти у нас в культуру. Так что при благоприятных экономических условиях, я считаю, мы вполне способны выйти на уровень потребления 1970-1980 годов".

Основное условие роста рынка — рост потребительских доходов, чтобы могли появиться потребительские расходы. Заметим, что наиболее активный рост потребления вина начинается, когда средний доход в семье — от $500 на человека в месяц и выше. "По прогнозу Всемирного банка,— говорит Елена Порман, директор Moscow Wine Expo,— уровень бедности населения в России снизится с 13,1% в 2010 году до 12,4% в 2011 году и до 11,3% в 2012 году. То есть теоретически еще 2% населения (3 млн человек) за это время смогут позволить себе хотя бы иногда употреблять качественное вино".

Михаил Блинов, президент Ассоциации импортеров вин, считает, что "увеличение вина в структуре потребления будет расти малыми темпами, так как оно конкурирует с пивом и водкой". "В России 70% выпиваемых напитков — это пиво, более 1 млрд декалитров в год",— считает он. "Пивизация" рынка началась с 1996 года. Западные компании скупили за несколько лет основную массу заводов, и потребление пива выросло к 2008 году в 5,5 раза. Вина — примерно до 6,2 л. Это в два раза больше уровня 1995 года, но меньше, чем в советский период. При этом изменилась структура потребления. Если в советское время 30% вин были "специальные" по сегодняшней классификации, в основном крепленые (портвейны), то сегодня доля их не более 10%. Вдвое упал спрос и на столовые вина. На сладкие и полусладкие вина сейчас приходится около 75% потребления.

Львиная доля выпиваемого — 70% — отечественное вино и 30% импортное. Но около половины российского вина из-за нехватки винограда делается из импортного сырья.

Леонид Гелибтерман, международный судья по винам, глава российского отделения International Wine & Food Society, отмечает: "За последние годы появился целый ряд качественных отечественных вин. Так, в мае на двух престижных конкурсах в Лондоне — International Wine Challenge и International Wine & Spirits Competition — несколько российских винопроизводителей получили в целом 12 медалей разной пробы. Но пока наш потребитель в большей степени ориентирован на импортные вина. А вот вина какой из стран будут доминировать в следующем году на рынке России — сделать прогноз не смогу. Это будет зависеть от результатов выборов, от практики работы Таможенного союза, от того, кто из импортеров выживет после перелицензирования (кейсы довольно сильно отличаются), и того, сколько сил и средств отдельные производители и страны будут вкладывать в маркетинг".

Конфликт поколений: Европа

В Европе ситуация противоположная — уже второе поколение винодельческих стран почти не пьет вино. Разобраться в этом парадоксе французы призвали социологов, психологов и прочих исследователей. Все они сошлись во мнении: поколение интернета и пепси таким образом пытается отделить себя от родителей. Молодежь не признает национальных ценностей, считает, что вино не вписывается в их ритм жизни.

Кроме этого на значительное снижение потребления вина повлияли новые жесткие санкции против водителей, садящихся за руль в нетрезвом состоянии. Вадим Дробиз, директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА, отмечает, что за последние полвека во многом изменился характер труда: люди "с полей" перешли в офисы. И если сельхозрабочие без особого ущерба могли выпивать по паре литров вина в день, то офисные служащие такого себе позволить не могут.

Элеонора Скоулз, винный журналист, подчеркивает, что в Европе вино — продукт гастрономический, пищевой. Европейцы пьют в основном сухие вина, к мясу и рыбе, запивая еду. "Потребители стали пить меньше, но лучше, в целом выбирая более качественные марки. К тому же вино теперь — один из символов определенного стиля жизни, который косвенно указывает на хороший вкус и высокое социальное положение потребителя".

Сотрудники исследовательского центра ESC Pau и Тулузского университета, изучавшие вопрос, определили, что за последние 40 лет потребление вина упало почти вдвое и только 16,5% французов регулярно пьют вино. 65% молодежи не считает вино пищевым продуктом, они не запивают им еду. На каждого взрослого человека приходится лишь одна бутылка в неделю. Причем традиция пить вино за обедом вытесняется потреблением от случая к случаю, зачастую в ночных клубах. Юные жители Франции чаще предпочитают другие спиртные напитки, например коктейли. Самый распространенный алкоголь в коктейлях — водка. Она не перебивает аромат сиропов и соков, позволяет получить максимальное разнообразие вкусов и видов напитка. Поэтому водочные компании стремятся увеличивать количество рынков сбыта, например, компания Nemiroff расширила свою географию уже до 72 стран, открыв для себя в 2010 году Австралию, Новую Зеландию, Финляндию, Швейцарию, Японии и даже Сирию.

Так, водка частично замещает долю уходящего с рынка вина, и эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка крепкого алкоголя в среднем на 5% в год.

Америка: пьем вино, потому что заслуживаем

Франция, занимающая первое место по потреблению вина на душу населения, в общем объеме потребления отдала пальму первенства США, где вино в качестве основного напитка выбирает все большее количество потребителей.

"Потребление вина в США в 2010 году составило 330 млн девятилитровых кейсов, что на 9 млн больше, чем потребление во Франции — 320,6 млн девятилитровых кейсов",— заявляет Ольга Тузмухамедова, представитель Института вин Калифорнии в России. Положительный тренд в Америке наблюдается с конца 1970-х годов. Виноделие в стране с того момента выросло и в качестве, и в количестве. Активно поддерживается культура модного стиля жизни, а вино неотъемлемая его часть. Культ новой американской гастрономии, красивых ресторанов, известных шефов и хорошего вина — это нацпроект, на который государство тратит много сил и денег. И это все, естественно, делает свое дело. Самосознание изменилось в сторону вина, люди ассоциируют себя со своей винной страной, заменяя дешевый виски местным вином.

Рэндал Грэм, главный винодел хозяйства Bonny Doon говорит: "В США увлеченность вином только растет, идет удивительный рост новых виноделен и появление брендов. Возможно, во мне говорит романтик, но я связываю питие вина с определенным оптимизмом, общим чувством, что "жизнь хороша". Поэтому можно только радоваться за те страны, в которых потребление вина растет".

Впрочем, если смотреть среднедушевое потребление, американцы пьют вина не многим больше нашего — только 9 л. И сравнивать эту цифру со средним показателем по Европе (25-35 л) еще рано. Безусловно, страна гигантская, выращивает огромное количество винограда и производит море вина. Но 35% выпивает только один штат — Калифорния. В других штатах популярность вина соизмерима с российской.

Азиаты: пьют для здоровья и статуса

Другим важным центром винного потребления становится Юго-Восточная Азия, особенно Китай. Сейчас ситуация здесь во многом напоминает то, что происходило в России в 1990-е годы: общая винная культура на крайне низком уровне, а богатые "новые" китайцы покупают только топовые винные марки, особенно из Бордо, с той же мотивацией, как и другие люксовые товары,— показать состоятельность и высокий социальный статус.

Для других, менее обеспеченных жителей Китая покупка вина часто связана с его целебными свойствами — многие воспринимают вино как оздоравливающий напиток. Всему виной разрекламированный "французский парадокс" — французы едят много не самой диетической пищи, много курят и много пьют, но пьют преимущественно вино, отчего у среднестатистического француза нет проблем с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

По мнению Вадима Дробиза, азиаты стараются сделать вино частью "правильного, благополучного" образа жизни. Рост потребления в Азии очень небольшой и не будет бесконечным, и спросом будут пользоваться в основном собственные вина.

Татьяна Воронец

Железные правила

Ольга Соломатина, редактор Business Guide "Ликероводочная промышленность"

"Вы не можете усилить слабого, ослабляя сильных... Вы не можете помочь бедному, уничтожая богатых",— сказала сразу после своего избрания, обращаясь к парламенту, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Через месяц после вступления в должность госпожа Тэтчер срезала высшую ставку налога на трудовой доход с 83 до 60% и сократила максимальную ставку налога на нетрудовой доход с 90 до 75%. Она подняла налог на добавленную стоимость, отказалась от валютного контроля и госрегулирования заработных плат и цен. Маргарет Тэтчер начала приватизацию государственной собственности. Целью ее реформ было поощрение предпринимательства. Противники тэтчеризма пророчили, что за первый же год ее популярность как премьер-министра упадет до нуля, но избиратели доверили ей управление Британией на три полных срока. Маргарет, по словам одного из ее оппонентов, "единственному на тот период времени настоящему джентльмену, достойному управлять Британией", удалось вывести страну из финансового кризиса. Рецептом ее "лекарства" стала борьба с коррупцией, снижение налогов для предпринимателей и создание комфортных условий для развития частного бизнеса. "Я приступила к управлению с одной целью: изменить британское общество от состояния полностью зависимого иждивенца до уверенного в своем будущем предпринимателя; от традиционного "подайте-мне-пожалуйста" до нации "сделаем-все-сами"; чтобы воцарилась Великобритания "просыпайся-и-иди" вместо Великобритании "посидим-и-подождем"",— объясняла железная леди.

Я не мечтаю о слишком многом — откуда в нашей стране в ближайшее время взяться собственной Маргарет Тэтчер. Но может быть, и мужчина в состоянии сделать российской экономике бесценный подарок — создать комфортные условия для работы предпринимателей?

Kонституционный суд ответил водителям

Конституционный суд РФ признал легитимным введение по инициативе президента "сухого закона" для водителей в 2010 году. До этого в России существовал минимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе, как этого требует Венская конвенция о дорожном движении, ратифицированная Россией. Однако суд не увидел противоречия между конвенцией и российским "сухим законом", так как оба документа преследуют цель повысить безопасность дорожного движения.

По определению Конституционного суда (КС) РФ N 736-O-O за подписью председателя суда Валерия Зорькина, жителю Подмосковья Денису Асауляку отказано в рассмотрении жалобы на нарушение его прав законом N 169-ФЗ. В 2010 году этот документ ввел для водителей так называемый сухой закон, отменив норму о минимально допустимом уровне содержания алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе.

Напомним, что норма была введена в 2007 году, при этом ГИБДД, готовившая поправки к КоАП, ссылалась на мировую практику. Еще в 1974 году СССР присоединился к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, которая гласит, что в национальном законодательстве стран должен быть предусмотрен допустимый уровень содержания алкоголя на литр крови и выдыхаемого воздуха (не более 0,5 г и 0,25 мг соответственно). При этом, когда норму ввели в России, в обществе сформировалось устойчивое мнение, что таким образом водителям разрешили выпить за рулем. На самом деле на Западе эта норма существует для того, чтобы учитывать так называемый эндогенный алкоголь, который вырабатывается в процессе жизнедеятельности человека (у некоторых людей он достигает 0,1-0,2 мг на литр выдыхаемого воздуха).

Однако в конце декабря 2009 года президент Дмитрий Медведев раскритиковал европейский опыт. "Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем даже в небольших, ограниченных количествах,— заявил он.— Это, к сожалению, провоцирует реальное пьянство, перед тем как человек садится за руль. Мы же знаем, как это обычно бывает. Сначала рюмку — вроде, можно теперь. Потом две, три... А потом — ладно, поехали".

По поручению главы государства были внесены поправки в КоАП, которые были оперативно подготовлены и приняты Госдумой. 4 августа 2010 года "сухой закон" вступил в силу, а норма содержания алкоголя, просуществовав три года, была отменена, несмотря на протесты водителей и правозащитников. Ажиотаж был вызван, в частности, слухами о том, что алкогольный "осадок" могут давать квас и кефир, а также некоторые спиртосодержащие лекарства (например, валидол или корвалол), однако в Минздравсоцразвития эту информацию опровергли. Тем не менее в блогах до сих регулярно появляются истории про лишение прав за "пьянку" после бутылки кваса.

Заложником президентского решения стал и Денис Асауляк, направивший жалобу в КС. При проведении медицинского освидетельствования зимой 2011 года выяснилось, что уровень содержания алкоголя в его крови составляет 0,058 мг, после чего судья лишил его прав. Почему в крови господина Асауляка обнаружили алкоголь, адвокат заявителя Лев Воропаев объяснить не смог. Денис Асауляк пожаловался, что, если бы в РФ применялись нормы конвенции, он не был бы наказан. При этом он ссылается на ст. 15 Конституции, которая гласит, что "международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы", а если ими "установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Как рассказал Лев Воропаев, за последний год им было предпринято три попытки пожаловаться в КС, однако до сих пор в рассмотрении жалобы отказывали без каких-либо объяснений. На этот раз суд разъяснил свою позицию. В определении, в частности, подробно объясняется, что "сухой закон" был принят ради снижения смертности на дорогах. "Оспариваемые положения закона, отменяющие нормы, регламентирующие допустимый уровень содержания алкоголя, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан,— сказано в документе.— Такому решению не препятствуют положения Европейского соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожном движении, на которые ссылается заявитель, поскольку они направлены на повышение безопасности международного дорожного движения". Вопросы эндогенного алкоголя и европейской практики в определении судом не затронуты.

"Определение суда вполне логично и находится в русле всех наших подходов к вопросам пьянства за рулем,— заявил зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец, один из авторов "сухого закона".— Венская конвенция — это документ не для водителей, а для специалистов. И норму, о которой в ней говорится, должны устанавливать врачи, проводящие медосвидетельствование. Ни европейское, ни российское законодательство не разрешает употреблять спиртное за рулем".

"Фактически суд признал, что наше дорожное движение не является частью европейской системы и конвенцию применять в России не нужно,— считает адвокат Лев Воропаев.— Оговоренную Конституцией норму суд проигнорировал, приведя вялое и слабо мотивированное решение. Мы будем направлять жалобу в Страсбургский суд. Во всяком случае, он уже признавал решения КС противоречащими различным конвенциям, на что мы и рассчитываем". Впрочем, в Госдуме на осень запланировано рассмотрение законопроекта, отменяющего обязанность российских судов пересматривать собственные решения в случаях, если Европейский суд признал их противоречащими нормам международных конвенций.

Иван Буранов

02.08.2011

04.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов