Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Новые известия

Довели до автоматизма

В России набирают популярность аппараты по продаже всякой всячины – от чехлов для телефонов до контактных линз

Этим летом в Санкт-Петербурге появились автоматы по продаже зонтов. В условиях переменчивой питерской погоды услуга пользуется большим спросом. Как выяснили «НИ», продажа товаров через автоматы (вендинг) становится в России все более востребованным бизнесом. Запастись икрой, приобщиться к книге или освежиться мороженым теперь можно без очередей.

На улицах Северной столицы уже установлены 15 аппаратов, которые продают зонты по 100 рублей за штуку. Пока в ассортименте только черный вариант «защиты от дождя», но владельцы бизнеса обещают добавить красок и довести количество автоматов до 90 уже к декабрю. Авторы идеи уверены в успехе своего предприятия. Российский рынок вендинга еще только развивается, однако уже сейчас, помимо обычных кофе-машин, снеков и терминалов, появляются автоматы с весьма неожиданным наполнением.

Так, в Москве в одном из супермаркетов вблизи станции метро «Алтуфьево» установлен автомат с контактными линзами. Приобрести их можно без всякого рецепта. Все, что нужно сделать, – нажать номер нужной ячейки и оплатить товар. На покупку уходит не больше трех минут. Но за скорость придется переплатить. В аптеке или оптике линзы обойдутся в среднем на 15% дешевле. В гостиницах, общежитиях, вокзалах, саунах, ресторанах, ночных клубах и барах популярностью пользуются презервативы и прокладки. Производители кондоматов уверены, что с их помощью удастся сократить число людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией.

«Иногда человеку легче купить сразу весь набор необходимых продуктов в обычном магазине, пусть и отстояв очередь, чем поштучно в автомате», – объясняет «НИ» старший экономист компании «Неокон» Олег Григорьев. Развитию вендинга в России может отчасти мешать менталитет граждан. По словам социального психолога Натальи Варской, люди еще не до конца доверяют торговым машинам, как, впрочем, и другой технике. Но предприниматели не отчаиваются и продолжают предлагать для рынка вендинга все новые идеи.

Особый восторг вызывает у детей в одном из торговых центров автомат по продаже мороженого. Выбор лакомства небольшой: стаканчик пломбира, фруктовый лед и рожок. Зато цена чуть ниже, чем в магазине. Малышей же забавляет сама технология «добычи» мороженого: через стеклянное окошко можно наблюдать за тем, как открывается холодильник и машина сама «достает» оттуда нужное лакомство.

Позаботиться не только о детях, но и о свежеприобретенных гаджетах предлагают москвичам в кинотеатре на Новом Арбате. Через торговый автомат можно получить «одежку» для своего iPhone. Компания, разработавшая идею, представляет 48 видов чехлов из самых разных материалов – от силиконовых до пластиковых с оригинальными рисунками. Ежемесячно, учитывая новые тенденции и направления в дизайне, ассортимент аксессуаров полностью обновляется. Все чехлы продаются со скидкой в 15% от цен, представленных в интернет-магазине (т.е. от 500 рублей до одной тысячи).

Обычно вендинговые машины устанавливают в местах массового скопления людей. «Аэропорты, вокзалы, вузы, торговые и бизнес-центры «поглощают» практически все виды автоматов – от машин с едой и напитками до тех, которые продают канцелярские товары и фильмы на DVD», – рассказывает «НИ» коммерческий директор вендинговой компании Екатерина Еремеева. По ее словам, сейчас не хватает автоматов по продаже билетов, что снизило бы количество очередей в кинотеатрах, театрах, метро и на вокзалах. Неплохую прибыль можно получить и в случае установки автоматов с товарами в подъездах жилых домов, считает г-жа Варская. «Следить за ними может консьерж, а для людей это будет фактически «магазин на дому», – отмечает собеседница «НИ».

По мнению г-жи Еремеевой, вендинг-бизнес выстраивается долго и быстрой сверхприбыли не приносит. «Нужно планомерно анализировать места и ассортимент», – говорит эксперт. В качестве успешного примера можно привести историю Юрия Казьменко, который наладил производство автоматов с красной икрой. Первый «икромат» был установлен в 2005 году в столичной мэрии, а с 2007 года такие агрегаты стали широко распространяться по бизнес-центрам. В ассортименте всего пять позиций товара – икра в жестяных и стеклянных банках от 50 до 200 граммов стоимостью от 200 до 450 рублей. По сути, автоматы рекламируют себя сами. «Икроматы» пользуются спросом, особенно в офисах, где преобладают представительницы прекрасного пола.

Прогресс добрался не только до пищи материальной, но и до духовной. Кроме автоматов с прессой, установленных в московском метро, столицу начали украшать и аппараты по продаже книг. Первый такой экземпляр появился на первом этаже Делового дома «Моховая». Место жительства сильно повлияло на ассортимент. Детективов там не купить, зато книг по изучению маркетинга, экономики и психологии предостаточно. Что касается цены, то авторов уравняли: все книги – по 400 рублей.

Вендинг-предпринимателей волнует и безопасность собственных работников. По словам экономиста Олега Григорьева, автоматы часто страдают от рук вандалов. «Устанавливать вендинговые машины желательно в охраняемых местах, а это, естественно, поднимает арендную плату», – констатирует эксперт. И в этом – главный минус такого бизнеса. Кроме того, у вендинг-машин по-прежнему остаются большие комиссионные.


Японские автоматы знают своих клиентов в лицо

Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается более 5,2 млн. торговых автоматов (по-японски – «хамбайки»). Синие, красные и белые электронные «шкафы» можно найти вблизи каждого перекрестка, рядом с жилыми домами, на подходе к автобусным остановкам и вокзалам. Зимой «хамбайки» предлагают горячий чай, кофе, какао, молоко. Летом – прохладительные напитки. Бесшумные и всегда опрятные, автоматические «торговцы» за фиксированную плату молча и быстро выдают мороженое, газеты и журналы, батарейки, предметы личной гигиены, почтовые открытки и марки, булочки, закуски к пиву, туалетную бумагу. В автоматах можно купить и сигареты, но только при предъявлении специального табачного паспорта, который курильщик вправе получить при достижении 20-летнего возраста. Чтобы оградить молодежь от выпивки, в последние годы в Японии резко уменьшилось количество электронных торговцев спиртным и слабым алкоголем – виски, саке и пивом.
Недавно в Токио появились автоматы по продаже прохладительных напитков, оборудованные видеокамерами и сенсорными приборами, способными угадать возраст и вкусы покупателя. Концерн NEC пошел дальше и уже предлагает супермаркетам электронных менеджеров, помогающих посетителям правильно выбрать нужные продукты. При помощи сложной электроники и солидной базы данных «киберпродавцы» знакомят покупателей с ассортиментом, стоимостью продуктов, их качеством, ингредиентами, сообщают данные о производителе. Автомат запоминает клиента, его выбор, вносит его фото в память, чтобы вторично вступить с ним в диалог как со старым знакомым.
Автоматы обслуживают и многие автомобильные парковки. «Спасибо за посещение нашей стоянки, мы ждем вас снова», – вежливо произносит железный вахтер при выезде машины с паркинга. Отношение местных пользователей к торговым автоматам вполне уважительное, и случаев вандализма практически не бывает. Об этом можно судить по внешнему виду автоматов.
После мартовской аварии на АЭС «Фукусима-1» губернатор Токио Синтаро Исихара обратил внимание на то, что столичная армия «хамбайки» потребляет немало электроэнергии, нехватка которой в этом году ощущается во многих регионах страны. Владельцам автоматов пришлось перевести их на более экономичный режим работы: теперь они не так ярко освещаются и периодически у них отключается система охлаждения.
Корр. ИТАР-ТАСС в Японии Валерий АГАРКОВ, специально для «НИ»

Екатерина ПАНИНА, Ольга ЕМЕЛЬЯНОВА

29.07.2011

29.07.2011



Где купить: стул для посетителей aire jr?
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов