Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Деньги

Плитка в шоколаде

Судя по всему, собянинский проект замены асфальта на плитку запомнится москвичам надолго — в центре Москвы в массовом порядке крушат тротуары. Корреспонденты "Денег" выясняли, зачем понадобилось экстренно ломать асфальт и кто заработает на плитке

"Собянин тут часто ездит"

"Все эти работы не являются необходимыми! Мне интересно, кто и на каком основании решил, что нужно менять неповрежденные и пригодные для использования тротуарные покрытия? Кто разрешил тратить бюджетные деньги на то, что жителям города не только не нужно, но и причиняет неудобства и вред? И что самое обидное — это происходит в то время, когда у города есть масса действительно актуальных проблем, требующих решения и денег" — ответ ЖЖ-пользователя nomodem на вопрос: "Как вы относитесь к "плитке Собянина"?", который мы разместили по адресу http://opinion-ru.livejournal.com, демонстрирует общее настроение. Судя по рекордному количеству откликов, тема действительно горячая. К слову, на прошлой неделе общественное движение "Московские родители" инициировало на портале "Демократор.ру" сбор подписей под требованием остановить работы по замене асфальтобетонного покрытия на тротуарную плитку.

На самом деле ничего неожиданного не произошло. Постановление о замене асфальта на плитку было подписано еще в марте, и о любви мэра к новому покрытию мы уже рассказали. Однако многих поражают масштабы работ, которые сейчас в самом разгаре. В период с 24 июня по 25 октября запланировано замостить более 1 млн кв. метров пешеходных зон и тротуаров, а всего по проекту плитка должна быть уложена на 4 млн кв. метров.

Мы проехались по центру — размах, а главное — четкость организации работ действительно впечатляют. Например, на Ленинском проспекте тротуары разворочены от начала магистрали до Третьего транспортного кольца. Такая же картина на многих участках Бульварного кольца, в прилегающих к нему переулках. Пешеходы вынуждены обходить места работ по проезжей части. Под стеклоочистители автомобилей, припаркованных у еще не тронутых тротуаров, засунуты бумажки с предупреждением о начале замены покрытия и угрозой эвакуации. На уже очищенных от асфальта участках ждут своей очереди штабеля тротуарной плитки и мешки с цементной смесью.

Картина для Москвы вроде бы вполне привычная: гастарбайтеры в оранжевых спецовках на дорожных работах. Однако есть нюансы. Вот прораб наставляет укладчика плитки в Леонтьевском переулке: "Это место переложи нормально! Смотри, Собянин тут часто ездит..." Дальше, показывая, что может с ними сделать недовольный Собянин, прораб делает характерное движение руками с одновременным причмокиванием.

Не подкопаться

Очевидно, что внимание именно к этому проекту со стороны властей особое, равно как и внимание горожан. Ведь для многих штабеля плитки на улицах служат подтверждением слухов о том, что супруга московского мэра имеет отношение к этому бизнесу. Ей приписывается контроль над холдингом "МДС-Групп" (управляющая компания — "Аэродромдорстрой"), который занимается строительством, в том числе дорожным, в Тюменской области и других регионах. Когда Сергей Собянин был мэром Тюмени, жители города даже наградили его жену прозвищем Ирина Бордюр.

В том числе в связи с этим мы тщательно изучили надписи на информационных щитах у строительных участков: все подрядчики оказались московскими, работали в городе еще при Лужкове. Например, ООО "Крисмар-ММ" и ООО "Дорстар-М". И никаких следов "Аэродромдорстроя". Да и в самой компании нам заявили, что к московскому плиточному проекту она отношения не имеет — не вела, не ведет и не планирует вести какие-либо строительные работы в столице. Корреспондент "Денег" позвонил в службу персонала "Аэродромдорстрой" и, представившись кандидатом на позицию "директор проекта", попытался выяснить, не собирается ли компания все-таки принять участие хоть в каких-то строительных работах в столице. Четкого "нет" произнесено не было. Зато относительно связи с Собяниным или с кем-то из его близкого окружения ответ был отрицательным. Собственно, иного мы и не ожидали услышать.

В ответ на наш официальный запрос "Имеет ли супруга мэра Москвы или иные родственники мэра или его супруги какое-либо отношение к этому проекту в любом качестве (к подрядчикам, поставщикам и т. д.)?" в столичной мэрии предложили изучить на сайте http://zakupki.gov.ru список подрядчиков—победителей конкурса.

Четыре месяца назад на страницах журнала мы предполагали: ожидая, что плиточному проекту будет уделено повышенное внимание, московские власти постараются вести его так, что не придерешься. Однако то, как в итоге прошли аукционы подрядов на выполнение работ, не может не вызвать вопросов. Торгов, по сути, не было: почти на каждый аукцион подавалась лишь одна заявка от участника, который и получал государственный контракт фактически без торга, либо в редких случаях заявки подавались двумя участниками, но тогда одна компания уступала другой без борьбы.

Например, по аукциону  N0373200081211000064 (выполнение работ по капитальному ремонту с заменой асфальтобетонного покрытия тротуаров на плиточное) была всего одна заявка — от ЗАО "Компаньон". Аналогичная ситуация с аукционом N0373200081211000058: один участник и он же победитель — ЗАО "ИнгеокомАвиаСтрой". По аукциону N0173200001411000423 было две заявки: победитель — ООО "Ремонтно-строительная компания - РСК" (цена 126 357 667,83 руб.), проигравший — ООО "Автодор-ККБ Звенигород" (127 792 068,60 руб.) — перебивать цену не стал. Как прокомментировал ситуацию наш эксперт, снижение цены на 0,5-1% от цены конкурента является для ФАС признаком сговора на торгах.

С трудом верится, что подобные городские подряды были неинтересны строителям. Наш эксперт по госзакупкам, попросивший не называть его имени, проанализировал конкурсные требования на предмет "заточенности под своих", но ничего такого не нашел и объяснил ситуацию следующим образом: "Вряд ли московские чиновники решились бы вписывать какие-нибудь странные требования под такой заметный проект — высока вероятность, что будут жалобы, проверки ФАС и т. д. В данном случае чужих отсекли значительно проще: они знают, что заказы на плитку под этот проект были расписаны заранее и достать ее в нужных объемах никто, кроме заранее известных победителей госторгов, не сможет". В любом случае, по мнению экспертов, строители просто боятся соваться со своими заявками в "чужие" конкурсы — это чревато санкциями в виде проверок и прочих неприятностей.

Мы попросили антимонопольную службу дать оценку состоявшихся торгов, но начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев сказал, что дать ее не может: экспертиза не проводилась, поскольку жалоб на эти торги не поступало.

Первый же побеседовавший с нами эксперт московского строительного рынка сказал, что "плитку Собянина" не видел, но столицу всегда мостили продукцией московской компании "Спецстройбетон ЖБИ-17" (входит в "Евроцемент груп") и вряд ли в этот раз будет по-другому. Так и оказалось: в "Спецстройбетоне" нам подтвердили, что существенная часть укладываемой сейчас плитки поставлена ими. Остальная плитка тоже произведена московскими предприятиями — например, фабрикой "Готика". Мы еще раз позвонили в отдел сбыта "Спецстройбетона ЖБИ-17" и, представившись уже покупателями, выяснили, что плитки в наличии нет и заказы на нее пока не принимаются. В конце июля, возможно, будут приниматься заказы на август. Но цена в любом случае будет уже на 5% выше — связано это не только с сезонным ажиотажем, но и с поставками "под тротуары Собянина".

Сомнительные преимущества

Плиточный проект на данном этапе (мощение более 1 млн кв. м пешеходных зон и тротуаров) обойдется городскому бюджету в 4 млрд руб. То есть цена одного метра со всеми работами — примерно 3,5 тыс. руб., это в семь раз дороже асфальтового покрытия. Неужели оно того стоит?

Причины, по которым московские власти решили менять асфальт на плитку, они назвали еще в марте: эстетичность этого материала и его большая долговечность по сравнению с асфальтом. При этом постоянно поминается Европа, где плитка в большом ходу.

Что ж, в России любят обращаться к западному опыту, однако московские строители обжигались на этом копировании практически с самого основания города. "Юрий Долгорукий начал строить белокаменную Москву по аналогии с романско-готической Европой, где почти все храмы были каменными,— рассказывает профессор, доктор архитектуры Сергей Заграевский.— Но белый камень впитывает воду, что в условиях нашего климата катастрофично: многократные в течение зимы заморозки-разморозки привели к очень быстрому разрушению белокаменных зданий и повсеместному переходу на водонепроницаемые кирпичные постройки. С тротуарной плиткой ситуация аналогичная: если правильно уложенный асфальт водонепроницаем, то про плитку этого сказать нельзя. Чтобы плитка прослужила много лет, необходим дренажный слой под ней. Например, в парках плиточное покрытие, имеющее под собой отводящий воду грунт, ведет себя хорошо. На московских тротуарах, как мы успели заметить, плитку кладут на бетон без достаточного дренажа. Это приведет к тому, что плиточный тротуар придется перекладывать куда чаще, чем асфальтовый — простой заменой одной выбитой плитки тут не обойтись. Что касается износа самого материала, то в пешеходной зоне, в отличие от проезжей части, разница в истираемости асфальта и плитки практически незаметна. Мое мнение: плитка — это дорогое и бессмысленное удовольствие".

Стоит сказать, что плиточное покрытие тротуаров наверняка будет портить москвичам нервы и здоровье зимой. Как показывает практика, оно обледеневает куда охотнее, чем асфальтовое, и легко превращается в каток. Впрочем, некоторые эксперты уверяют, что плитка обледеневает не больше асфальта, но также подчеркивают — только при соблюдении технологии укладки. "Обледенение на плитке происходит так же, как на асфальте,— говорит завкафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ Владимир Носов.— И проблему гололеда следует решать использованием химреагентов. Чтобы вода не проникала через швы, нужно при укладке придать небольшой уклон, чтобы она стекала. Если плитка хорошего качества и все необходимые условия укладки были соблюдены, ее не придется перекладывать".

Однако, как нам сообщил профессор кафедры промышленного и гражданского строительства Белгородской государственной технологической академии строительных материалов Олег Донченко, если в технологии укладки были сбои, повышенное обледенение неминуемо. А в том, что сбои будут, вряд ли кто-то сомневается. По сравнению с асфальтом, укладка плитки требует не только большего времени, но и повышенной квалификации рабочих. Учитывая же особенности набираемого на плиточные работы контингента, можете быть уверены — Москва обречена стать большим непрерывно перекладываемым пазлом.

Одним из главных достоинств тротуарной плитки считается экологичность. "Сразу хочется спросить, много ли качественного асфальта вы видели летом? — говорит гендиректор фабрики "Готика" Андрей Истомин.— Аномальная погода прошлого года продемонстрировала все очевидные минусы асфальта — это покрытие размягчается в жару и выделяет летучие нефтяные продукты". Но людей интересует не только экология. Например, женщинам неудобно будет ходить по плитке на шпильках. А московские роллеры даже написали обращение мэру с просьбой остановить проект, так как плитка станет источником травматизма. Не в восторге и инвалиды-колясочники, а также родители, имеющие грудных детей,— коляски будут на плитке трястись.

Но кое-кому плитка может пригодиться. В рунете шутят, что в случае массовых беспорядков уличные бунтари будут обеспечены боеприпасами.

"Не ремонт, а модернизация"

Пожалуй, больше всего москвичей возмущает то, что почти везде под плитку снимают вполне приличный асфальт. В департаменте ЖКХ и благоустройства города Москвы в ответ на просьбу прокомментировать это наблюдение нам сообщили, что необходимо разбираться с каждым конкретным случаем отдельно — возможно, кое-где асфальт меняют вынужденно в связи с ремонтом коммуникаций. "Замена асфальта на плитку — это не ремонт, а модернизация. Мы заменяем относительно недолговечный асфальтобетон на плитку, которая к тому же имеет несомненное преимущество в части экологической безопасности: под воздействием высоких температур отсутствует размягчение покрытия, испарение его летучих составляющих и так далее,— пояснили в департаменте.— Модернизация делается в комплексе по нескольким улицам в целях сохранения архитектурно-культурного ансамбля. Также следует учесть привлекательность плиточного покрытия в части его ремонтопригодности при проведении плановых и аварийных разрытий, связанных с ремонтом подземных коммуникаций".

Но вопрос о необходимости такой модернизации все равно не снят. "Мы голосовали против поправок в бюджет Москвы, которыми выделялись средства на благоустройство города, в частности на укладку тротуарной плитки,— рассказывает руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.— Я считаю, что это несвоевременно и нецелесообразно. Благоустройство не должно выходить из разумных рамок, учитывая нерешенные проблемы Москвы: нехватку жилья, пробки, низкий уровень жизни пенсионеров и семей с детьми. Было бы гораздо эффективнее направить эти деньги на решение первостепенных проблем".

Московским властям необходима реализация каких-то заметных проектов, которая показала бы, что новая администрация выгодно отличается от прежней. Ну не ждать же износа старых тротуаров. Конечно, как и на любом другом городском проекте, и здесь кто-то что-то "спилит" (ситуация с тендерами — тому подтверждение), однако можно предположить, что личного интереса мэра в плиточном мероприятии действительно нет — после всех историй про "жену и плитку" глупо было бы так подставляться.

Алексей Боярский, Оксана Лазаренко

25.07.2011

27.07.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов