Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Первые среди плоских

В этом году главные поставщики интересных новостей на рынке бытовой электроники — производители смартфонов и планшетных компьютеров. В их сегменте — самый бурный рост, самое большое количество дебютов, самые драматические изменения в списке лидеров, самые многообещающие и вместе с тем туманные перспективы

Квартальная отчетность

Большинство компаний, которые решили посвятить себя производству и продаже цифровой мобильной техники, главным образом смартфонов и планшетных компьютеров, вот уже который квартал с большим удовольствием читают статистические сводки. Рынок растет и ширится, продажи прибавляют, опережая ожидания. Так, по результатам первого квартала 2011 года доля смартфонов на рынке мобильников достигла 23,6% (данные исследовательской компании Gartner). Единственный производитель, которому в нынешней ситуации грустно, это Nokia. Компанию не в состоянии порадовать даже 19-процентная прибавка общего объема розничных продаж сотовых аппаратов, поскольку ее собственная рыночная доля снизилась на 5,5% и достигла наименьшего значения с 1997 года. Как и ожидалось, лучшие показатели роста у Apple: предприятие Стива Джобса за первые три месяца текущего года продало вдвое больше айфонов, чем в первом квартале 2010-го, и увеличило свою долю рынка до 3,9%. Но время доминирования Apple на поле операционных систем закончилось, самой массовой мобильной OS в мире в настоящий момент является Android. Поголовье android-смартфонов за последнее время выросло более чем в 3,5 раза, и теперь они занимают 36% всего сегмента, оставив за бортом аппараты и на Symbian (27,4%), и на iOS (16,8%), и на RIM (12,9%). Соответственно, прирастают рыночные доли компаний, которые сделали ставку на операционную систему от Google, особенно хорошо это получается нынче у китайских и тайваньских компаний (ZTE, HTC и Huawei).

Планшетники стали локомотивом роста продаж персональных компьютеров: общие показатели в первом квартале года выросли на 7%, хотя эксперты упорно пророчат падение продаж ноутбуков, главным образом из-за переполнения розничных каналов и неустойчивого потребительского доверия к этому классу компьютеров на главных рынках сбыта — в Евросоюзе и США.

Планшетный вал

Эксперты после выхода первой версии iPad обещали небывалый наплыв планшетных компьютеров на мировые прилавки в течение года — и, разумеется, не ошиблись. В гонку включились не только непосредственные соперники Apple, нацеленные на верхний ценовой сегмент, но и многочисленные компании помельче, которые здраво рассудили, что на развивающихся рынках, таких как восточноевропейский или российский, своего покупателя найдут не только первостатейные разработки, но и более бюджетные решения.

А вот расчет на то, что появление соперничающих разработок вызовет серьезный отток желающих разжиться планшетником именно от Apple, оправдаться не спешит. Компания держит львиную долю всего сегмента: 74% поставок в мире, 82% — в США. Еще более красноречиво ситуацию описывают ритейлеры. По их словам, iPad 2 спустя почти четыре месяца с начала продаж остается дефицитом в Соединенных Штатах, несмотря на то что для Apple тамошний рынок является приоритетным. В связи с этим американские аналитики всерьез рассматривают версию, что виной всему "серый" экспорт новинки, в том числе в Россию. У нас вторая модель "яблочного" планшетника также разлетается очень бодро. Авторизованные дилеры пока не спешат раскрыть цифры продаж, но и так понятно: спрос настолько велик, что товар не залеживается ни у них, ни у тех, кто ввозит "серые" гаджеты и продает на 1 тыс. руб. дешевле официального ценника. Так что больше верится в те прогнозы, которые обещают Стиву Джобсу и компании рост до 80% рынка по итогам 2011 года, а не уменьшение до 60%.

Конкуренты Apple пока имеют гораздо более скромные показатели и бьются за каждый процент. Лучше остальных дела у Samsung: первые представители линейки Galaxy Tab в четвертом квартале 2010 года сумели получить 17% мирового рынка и 6,96% рынка в России. Причем у нас, например, планшетник Galaxy Tab P 1000 более популярен, чем iPad 2. Недавний старт продаж Galaxy Tab 10.1 в США по идее должен усилить давление на Apple, но американские техноблогеры не очень верят, что Samsung в одиночку справится с этой задачей. А выход в продажу других устройств (в том числе множества моделей на OS Android) отвлекает потребителя от корейских разработок и размывает персональную долю рынка Samsung.

С планшетником Dell Streak вышла вот какая история. В США этот аппарат продается с августа 2010 года и успел отжать себе небольшую долю рынка (3%), а до России он официально добрался только в нынешнем апреле. Причем в США его вполне реально приобрести за $99 (если попутно купить двухлетний контракт у AT&T), у нас же никаких подобных чудес не существует. Российские цены колеблются от 15 тыс. до 23,5 тыс. руб., и это вместе с небольшим экраном (5 дюймов) — главное, что отпугивает потребителя от этого производительного гаджета и заставляет переключиться на менее мощные, но более презентабельные разработки ViewSonic (ViewPad 7, в частности) и Acer (серия Iconia Tab).

Судьба модели HTC Flyer в России пока неясна: с одной стороны, ее продажи в мире, по оценкам производителя, стартовали очень неплохо (видимо, многие ждали, когда же появятся планшетники с электронным пером), с другой — цена высока (около 30 тыс. руб.) и преимущества перед теми же аппаратами Apple неочевидны.

Есть еще целый список планшетников, которые не пытаются всерьез конкурировать с продукцией Apple и Samsung, но упорно и зачастую успешно ищут своего покупателя. В России эту нишу заняла линейка RoverPad под управлением OS Android: не все три модели отечественного производства (и китайской сборки) показали хорошие продажи, но вариация RoverPad 3W T70 со средней ценой 6 тыс. руб. в интернет-магазинах явно пошла в народ.

Конечно, для царства iPad все это шевеление еще несколько лет не будет иметь решающего значения, но шустрит не только мелочь. Медиагигант Sony сообщил, что оба его грядущих планшетника — Tablet S1 и S2 успешно прошли сертификацию в FCC (Федеральная комиссия по телекоммуникациям США). Их собираются вывести на североамериканский рынок осенью; кое-кто из журналистов даже побывал на закрытом показе гаджетов в начале июня, но Sony запретила использовать любые графические изображения, полученные в ходе тестирования, в течение 180 дней. Уже известно, что у модели S2 будет весьма оригинальный формфактор, что оба компьютера будут работать под OS Android 3.0 Honeycomb, что будут иметь интеграцию со всеми сетевыми сервисами Sony, а также что у них будет встроенный инфракрасный эмиттер, который позволит использовать планшетник как универсальный пульт ДУ. Еще раньше в борьбу с Apple вступит другая ее заклятая подруга — японская корпорация Toshiba: уже 10 июля в США начнутся продажи ее планшетного компьютера Thrive. Разработка работает под Android Honeycomb 3.1 и ориентирована, как сообщает Toshiba, на тех, кому интересны планшетники, больше похожие на компьютеры, нежели на смартфоны с расширенной функциональностью.

Смарт-, супер-, гиперфон!

Как быстро ни развивался бы сегмент планшетников, а рынок смартфонов все же быстрей: согласно данным все той же Gartner, количество продаж таких аппаратов в первом квартале нынешнего года по сравнению с аналогичным прошлогодним отрезком выросло на 85%. Самым популярным смартфоном в мире остается iPhone: за первые три месяца года Apple продала 8,75 млн аппаратов (почти в два раза больше, чем годом раньше). Стоит упомянуть, что анонс следующей модели компания наметила на конец года, отказавшись от традиции заявлять новинку летом.

Еще недавно главными конкурентами компании из Купертино в телефонном сегменте считались корейские Samsung и LG, финская Nokia и канадская RIM с ее Blackberry. В этом году к гонке подключилась тайваньская HTC, которая за первое полугодие выпустила четыре модели GSM-смартфонов, от бюджетного Wildfire S до суперфона Sensation (плюс две специальные Facebook-модели ChaCha и Salsa); они в основном получили благожелательные отзывы потребителей, единственным слабым звеном всей линейки чаще всего называют малый срок работы от батареи — от 1 до 1,5 суток. На гиковских форумах лечить этот недуг предлагают пересадкой батареи от стороннего производителя, но проще, говорят, вообще всем этим не озабочиваться, поскольку мотовское отношение к ресурсам аккумулятора — это пока фирменная черта всех смартфонов на OS Android.

Еще одним претендентом на заметную долю рынка старается стать Sony Ericsson с линейкой Xperia, но ей пока не очень везет. Специалисты еще в конце мая сообщили, что первые цифры продаж аппарата Xperia Play, который называли гибридом сотового телефона и игровой приставки, оказались "разочаровывающими" и "неубедительными". А на сроках старта моделей Xperia Neo и Pro самым пагубным образом сказались последствия мартовского землетрясения и цунами в Японии.

Самым же интересным событием в сегменте смартфонов следует признать не старт какой-то новой модели, а очередное патентное разбирательство, которое внезапно привело к конкретным решениям и договоренностям. Вообще количество исков, которыми регулярно обмениваются ведущие производители, в последнее время стало ненормально большим. Специалисты призывали относиться к ситуации спокойно, мол, все равно Apple не сможет доказать, что Samsung похитил у нее иконку для почтового клиента, это все равно что запатентовать значок смайлика и требовать с интернет-гигантов авторских отчислений. Однако в конце мая очередное требование, на этот раз Microsoft к производителям оборудования на базе OS Android, которые, как было заявлено, нарушают принадлежащие компании патенты на технологии синхронизации почты, календаря и контактов, а также определения уровня сигнала и заряда батареи, вдруг оказалось удовлетворено. Компания HTC согласилась урегулировать претензии в досудебном порядке и готова выплачивать Microsoft по $5 с каждого проданного устройства. Другие производители "андроидофонов", в частности Motorola, решили попытать счастья в суде. Если они не преуспеют, необходимость делиться прибылью с IT-гигантом может заметно снизить конкурентные преимущества android-аппаратов.

"Рынок полон грандиозных возможностей"

Ситуацию в сегменте планшетных компьютеров и смартфонов комментируют Фред Лиу, президент по операционной деятельности HTC Corporation, и Андрей Кормильцев, глава российского отделения HTC.

О планшетных компьютерах

Фред Лиу: Рынок полон грандиозных возможностей, поскольку мы находимся в самом начале эволюции этого сегмента портативных устройств. Мы считаем, что планшетник помогает потребителю сделать жизнь более удобной, обогащает ее. При этом мы позиционируем его в большей степени как устройство в категории "Стиль жизни", нежели в категории "Работа". Flyer отражает наше видение мира компьютеров, от которого мы отталкивались с момента основания в 1997 году. Мы уже тогда понимали, что рано или поздно у нас будет компьютер, который уместится в карман, при этом у него будут мощное железо и доступ в интернет.

О ближайших перспективах

Фред Лиу: Мы полагаем, что вещью, которая изменит жизнь людей больше всего, будет мобильный интернет. В данный момент доля смартфонов на рынке мобильных телефонов составляет около 25%, и этот показатель очень быстро растет. Достаточно сказать, что больше половины всех новых моделей телефонов — смартфоны. И все больше людей выходят в интернет при помощи этих устройств. HTC в этом сегменте рынка активно присутствует уже десять лет, и я могу сказать, что развитие мобильного интернета идет даже быстрее, чем можно было ожидать. Если говорить об устройствах, то нам кажется, что в течение трех лет доля смартфонов и суперфонов превысит 50%.

Андрей Кормильцев: Что касается России, мы на год-два позади всего остального мира. Но это предполагает еще больше возможностей для роста. В начале года смартфоны занимали около 15% рынка телефонов; учитывая темпы роста, мы можем ожидать, что к концу года будет около 20%.

Об HTC в России

Фред Лиу: 18 месяцев назад наше присутствие на российском рынке было близко к нулю. В первом квартале этого года мы заняли 10% рынка смартфонов. Я полагаю, с помощью наших усилий и усилий наших партнеров мы сможем увеличить долю до 15% к концу года.

Андрей Кормильцев: Для продвижения бренда мы используем не только наружную рекламу и телевидение как старые проверенные способы, но и активно продвигаемся в социальных сетях, в "Твиттере", "ВКонтакте", "Одноклассниках", "Фейсбуке". Совокупно у нас по всем названным ресурсам около 72 тыс фолловеров, и мы гордимся, что наш корпоративный твиттер держит первое место среди компаний.

О патентных исках (в частности, Microsoft против HTC)

Фред Лиу: HTC и Microsoft — давние партнеры с хорошим отношением друг к другу. Напомню, в недавнем прошлом, в 2000 году, наша компания вместе с компанией Билла Гейтса разработала один из первых карманных компьютеров — Pocket PC. Так что у нас давнее сотрудничество с Microsoft, и в наших отношениях никогда не было момента, чтобы эта компания собиралась подать в суд на HTC. Все переговоры об использовании программного обеспечения, на которое у Microsoft имеются патенты, проходили в очень дружественной обстановке, и мы пришли к соглашению, которое устроило нас обоих.

Многочисленные патентные иски (больше всего их в судах США) несут некоторую угрозу состязательной борьбе на рынке мобильных устройств, они становятся средством остановить соперника, который бросил вызов. Мы искренне верим в то, что здоровая конкуренция всегда идет на пользу индустрии и даже обычному человеку. В нашем случае это поможет развивать технологии.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

КоммерсантЪ-Деньги

28.06.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов