Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Она утонула

В банкротстве «Топ-Книги» не заинтересованы большинство участников рынка книготорговли. Но в такой развязке, похоже, уже никто не сомневается

Крупнейшая книгогорговая сеть России — новосибирская «Топ-Книга» — продолжает агонизировать. 29 апреля участники общества досрочно прекратили полномочия генерального директора Максима Гольдерга, назначение которого на эту должность в ноябре 2010 года воспринималось не иначе как предзнаменование прихода в «Топ-Книгу» крупных инвесторов в лице бывших владельцев торгового дома «Копейка». А в начале мая Арбитражный суд Новосибирской области ввел в «Топ-Книге» процедуру наблюдения сроком на пять месяцев. На этом фоне сеть начала распродажу товаров под лозунгом «ликвидации» магазинов. В том, что процедура наблюдения закончится банкротством, теперь не сомневаются даже те, на кого это банкротство повлияет негативно. А это, между прочим, практически все участники рынка книготорговли.

Наедине с долгами

Надежды на то, что «Топ-Книга» восстановится в докризисном виде, разрушились буквально за две недели. 12 мая Арбитражный суд Новосибирской области встал на сторону кредиторов и ввел в книжном ритейлере процедуру наблюдения. В числе заявителей значится ООО «Равновесие дистрибьюция» (ему «Топ-Книга» еще с января 2009 года должна порядка полумиллиона рублей), а в качестве «иных участников дела» — Сибирский банк Сбербанка России, новосибирские филиалы Банка Москвы и Альфа-банка, сибирский филиал ЗАО «Райффайзенбанк» и Западно-Сибирский филиал Росбанка. Словом, по ту сторону баррикад от «Топ-Книги» встали практически все ее кредиторы. Положение с долгами действительно стало критическим — на 1 марта 2011 года компания задолжала поставщикам порядка 2 млрд рублей, банкам — еще около 1,8.

Кстати, и по составу инициаторов процедуры наблюдения, и по комментариям некоторых банков нельзя не заметить, что более непримиримыми партнерами в вопросе погашения долгов являются именно издательства. Согласно официальному комментарию Сибирского банка Сбербанка России, получается, что он фактически не имеет претензий к «Топ-Книге»: «В настоящий момент компания обслуживает свой долг — в апреле «Топ-Книга» внесла полностью ежемесячный обязательный платеж в соответствии с установленным графиком».

Определенные надежды как в самой компании, так и у других участников рынка были связаны с избранием на пост генерального директора Максима Гольдберга — топ-менеджера торгового дома «Копейка». Однако менее чем через полгода — в апреле 2011-го — новый руководитель распространил обращение к сотрудникам компании, в котором прямо признавал, что она проиграла в рыночной борьбе. «Отсутствие актуального товара, высокие цены, плохое состояние магазинов из-за вечной экономии затрат, чрезмерная бюрократия, безразличие смежных подразделений, отсутствие у руководства четкой линии поведения», — перечислял недостатки Гольдберг (письмо, предназначенное для внутреннего использования, попало в открытый доступ в Интернете). Кстати, оно — единственный более-менее официальный комментарий ситуации со стороны руководства «Топ-Книги» за последнее время. Пресс-служба компании была ликвидирована еще в прошлом году, а назначенная в апреле руководителем «Топ-Книги» Юлия Бунина на запросы журнала «Эксперт-Сибирь» предпочла не отвечать.

Очевидно, не на руку компании и продолжающаяся стагнация рынка книготорговли России в целом. Согласно докладу «Книжный рынок России», подготовленному Роспечатью, сокращение рынка в 2010 году составило более 8%, при том что и в предыдущем году он упал на 6%. Только за последние два года рынок потерял в натуральном выражении почти 10 млрд рублей (74 млрд в 2008 году против 64,6 млрд в 2010-м). И если до кризиса рынок еще мог простить «Топ-Книге» некоторые некачественные решения, то теперь любая тактическая промашка оказывается чуть ли не судьбоносной.

Бизнес вне рынка

Внешняя оценка руководства «Топ-Книги» удивительно схожа у всех экспертов: основой нынешних проблем все считают, во-первых, плохое качество менеджмента (читай — ошибки основного владельца «Топ-Книги» и бывшего генерального директора Георгия Лямина). «Как мне рассказывал Георгий Лямин, по состоянию на начало кризиса у него было четыре–пять инвесторов, которые спокойно давали ему деньги. Сейчас этих инвесторов нет. Поскольку до кризиса рынок мог прощать «Топ-Книге» многое, компания видела только себя, они выбивали независимые книжные магазины, в конечном счете все это сказалось на положении компании. Да и потом, необходимо понимать, что на определенном этапе Лямин перестал справляться с управлением бизнесом — у него не было на это необходимого стратегического мышления предпринимателя», — рассуждает вице-президент Российского книжного союза, генеральный директор московского издательства «Вече» Леонид Палько (его издательству «Топ-Книга» должна порядка 8,5 млн рублей).

Конкуренты «Топ-Книги» в свою очередь также отмечают эту черту стратегии развития книжного ритейлера в последние годы — расширяться на рынке любой ценой. «У меня такое ощущение, что по многим позициям они вообще не получали никакой прибыли. Более того, при своих размерах «Топ-Книга» могла себе позволить ситуацию, когда некоторые магазины были заведомо убыточными», — говорит менеджер по логистике иркутской книтоторговой сети «ПродаЛитъ» (39 магазинов в Иркутской области) Екатерина Черемных.

А недавно вернувшийся в число собственников компании Михаил Трифонов (соответствующее решение суда Георгий Лямин, кстати, так и не признал) предсказуемо считает, что виной всему — желание Лямина решить за счет компании собственные финансовые проблемы: «Больше всего дивидендов процедура наблюдения в «Топ-Книге» принесет, несомненно, самому Лямину, так как он за время «наблюдения за самим собой» решит все свои личные финансовые проблемы, в частности, закроет кредиты Сбербанка, по которым у него личное поручительство имуществом». Смена генерального директора, считает Трифонов, знаменует отказ Лямина от инвесторов из торгового дома «Копейка».

Не могли не подкосить компанию (в том числе путем отвлечения от оперативного руководства в период кризиса) и продолжающиеся корпоративные конфликты прежде всего с миноритарными собственниками — Щебетовым и Трифоновым. Истощение внутренними разбирательствами, распыление и без того скудных финансовых ресурсов, неясная маркетинговая стратегия в связи с пошатнувшимся имиджем компании — вот лишь небольшая доля тех проблем, которые непосредственно связаны с корпоративным конфликтом в «Топ-Книге» (см. «Войны без стратегов»).

Наконец, нельзя не заметить и активность, которую развили крупные издательства (прежде всего АСТ и «Эксмо») в деле подготовки банкротства «Топ-Книги». Сложилась парадоксальная ситуация: на 1,9 миллиарда рублей остатков, которые сейчас есть у «Топ-Книги», на АСТ приходится миллиард, и это при том, что в целом доля этого издательства на рынке не больше 15 процентов. В критической ситуации издательство заняло жесткую позицию, и это окончательно подкосило «Топ-Книгу», — считает Палько. Интерес АСТ и «Эксмо» вполне очевиден. Обе компании сегодня активно занимаются созданием собственных торговых сетей. АСТ (магазины «Буква» и «От А до Я»), по данным Роспечати, имеет уже 365 точек по всей России, «Эксмо» (под брендами «Новый книжный», «Читай-город», «Буквоед») — 167 магазинов. Кстати, в этих издательствах ситуацию с «Топ-Книгой» не комментируют. «Нам нужно немного времени для осмысления процесса», — объяснил журналу «Эксперт-Сибирь» руководитель пресс-службы АСТ Владимир Чернец.

До особого распоряжения

В самой «Топ-Книге» сегодня, очевидно, делают ставку на ликвидацию магазинов. По мнению Леонида Палько, такая стратегия может в перспективе стать основной для компании — она превратится в книжный сток. «Структуры «Топ-Книги» ежемесячно «съедают» около 200 миллионов рублей. Недавно Юлия Бунина ездила в Москву, чтобы наладить снабжение товаром. Похоже, что как когда-то Гитлер видел свое спасение в ФАУ-2, так и сегодня «Топ-Книга» хочет спастись, продавая стоковую литературу. Но тем самым они пилят сук, на котором сидят, и кроме того обрушают рынок», — сетует издатель.

В том, что «Топ-Книгу» ждет банкротство, похоже, не сомневается никто. Но сеть из более чем 500 магазинов, разбросанных по всей стране, просто так исчезнуть не сможет. Вопрос — что с ними случится? Локальные книжные сети и независимые магазины признают — места, которые выбирала «Топ-Книга» для своих магазинов, им неинтересны. «Торговые точки расположены крайне неудачно, в местах с низким покупательским потоком. Мы попросту не можем позволить такую роскошь», — констатирует Екатерина Черемных.

Так что вариантов в этом случае может быть фактически два. Первый — банкротство происходит, по сути, формально, и точки продаж с тем же ассортиментом и персоналом перейдут под крыло нового юридического лица, также связанного с Ляминым и его командой. Такого мнения придерживается Михаил Трифонов: «Я думаю, что сеть в основном перейдет под новые-старые вывески».

Вариант второй — место «Топ-Книги» займут магазины, ассоциированные с АСТ и «Эксмо». «Например, у издательства АСТ в последнее время прослеживается четкая политика — они работают по принципу «сами производим — сами продаем». Вполне возможно, что на костях «Топ-Книги» они создадут свою сеть. Ведь сейчас они заняли весьма жесткую позицию, хотя я, например, был готов списать «Топ-Книге» до 50 процентов ее долгов», — рассказывает Леонид Палько.

Сегодня впору волноваться и за состояние книжного рынка в целом. Ведь в структуре продаж даже некоторых московских издательств доля «Топ-Книги» занимает до 25%. Это означает, что после крушения крупнейшей независимой книготорговой сети они могут потерять до 35–40% читательского спроса. «Боюсь, что в связи с этими событиями ряд издательств может не дожить до конца 2012 года», — заключает Палько. Кстати, уже сейчас крупные издательства, на которых ликвидация ритейлера повлияет несущественно, стали работать только по предоплате, а ценовая политика на некоторые позиции изменилась в сторону увеличения. «Ситуация зависла, все участники рынка ожидают, чем закончится история с «Топ-Книгой», — констатирует Екатерина Черемных.

За день до официальной «ликвидации» торговых точек «Топ-Книги» автор этих строк зашел в один из магазинов сети. На вопрос о перспективах компании продавец на кассе ответила без оптимизма, но вполне уверенно: «Что будет дальше, мы и сами не знаем. Про увольнение никто не говорит. Все ждут особого распоряжения».          



Сергей Чернышов

Журнал "Эксперт"
03.06.2011



половая доска в москве для вас на www.piti-market.ru
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов