Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Лекарства для умывания

Одна из крупнейших розничных сетей – «Магнит» – решила привить отечественному рынку американский формат дрогери (drogerie). Теперь компания будет торговать косметикой, парфюмерией и сопутствующими товарами. Сложность заключается в том, что в чистом виде использование этого формата в России невозможно по закону.

В крупных американских аптеках зачастую можно встретить сигареты, а также различные сезонные непродуктовые товары: зонтики, носки, варежки и т.д. Речь идет о формате дрогери (drogerie), появившемся в США и Европе в 1970-х гг. В то время дефицит торговой недвижимости в центрах городов не позволял развиваться крупным супермаркетам, и в итоге аптеки решили, что могут занять новую нишу, предлагая на своих площадях товары первой необходимости. «Классический формат дрогери – это торговля непродуктовыми товарами первой необходимости, включая лекарственные препараты», – рассказывает ведущий консультант компании «Магазин магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis Виктория Дидович. Однако похоже, что сегмент рынка дрогери получит для развития новый импульс. Вторая по величине в России, сеть «Магнит», ради эксперимента запустила в Краснодаре первый магазин в формате дрогери, а в начале мая глава компании Сергей Галицкий официально заявил, что намерен уже в 2011 г. открыть более 200 магазинов «Магнит Косметик».

Новый импульс

Как рассказали «Ко» в пресс-службе «Магнита», формат «Магнит-Косметик» – экспериментальный для сети и менеджмент пока не готов сообщить о первых результатах работы. Уже известно, что в магазинах сети не станут продаваться медицинские товары, но будет представлена легкая парафармацевтика в виде товаров детской гигиены. При этом ассортимент станет насчитывать более 3500 позиций, а площадь каждого магазина составит около 300 кв м. К слову, косметика и парфюмерия – далеко не новое направление для Сергея Галицкого, его фирма «Тандер» с 1994 г. занималась оптовой торговлей этими товарами и только потом переключилась на продукты питания. «Речь идет о диверсификации, отдельные магазины дрогери позволят компании представить более широкий ассортимент такого рода товаров, чем в магазинах самого «Магнита», – поясняет Татьяна Бобровская, старший аналитик ИФК «Метрополь». – Это магазины, где представлены товары в эконом- и среднем сегменте. Компания сможет использовать свои логистические мощности, возможности по поиску площадей у «Магнита» очень хорошие, это желанный арендатор». По мнению аналитика, небольшие магазины можно открывать в собственных торговых центрах, где уже расположены гипермаркеты «Магнита», в зоне перед кассами. Такая зона, как правило, арендуется магазинами с непродуктовым ассортиментом.
По словам управляющего партнера Management Development Group Дмитрия Потапенко, именно так работает сеть «Хозмаг», которую он развивает. «То, что озвучивается как дрогери, по сути обычный хозяйственный магазин», – уверен эксперт. Поэтому, по его мнению, «Магнит», скорее всего, будет «привязан» к продуктовым магазинам. Впрочем, некоторые аналитики полагают, что для сети возможно открытие и отдельных точек. «С новым форматом «Магнит» сможет выходить туда, где не может «сесть» со своим продуктовым магазином, например, где рынок уже насыщен розничными форматами», – рассуждает старший директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Михаил Свердлов.

Спорный формат

В России формат дрогери пока практически не представлен. По словам Дмитрия Потапенко, отечественные аптеки, безусловно, заинтересованы в том, чтобы расширять ассортимент продукции, однако законодательство запрещает это делать. Федеральный закон «О лекарственных средствах» четко определяет ассортимент, разрешенный к реализации через аптечные учреждения, – это товары, которые так или иначе относятся к лечебным. Поэтому ритейлеры, стремящиеся освоить этот формат, пытаются найти что-то близкое. «Самым близким к формату дрогери магазином в России можно было бы назвать «гипермаркет здоровья» «Плениа/Локател» в Москве, который развивает «Росинтер»», – рассказывает Виктория Дидович. По мнению Михаила Свердлова, сюда же можно отнести аптеки «36,6» и некоторые другие сети, где предлагается большой выбор различных гелей для душа, шампуней и косметики. «На ассортименте товаров по уходу за собой такие аптеки делают до 70% оборота», – констатирует эксперт. Тем не менее к дрогери в нашей стране себя, по сути, относят сравнительно небольшие сети, торгующие косметикой и бытовой химией – такие, как «Ол!Гуд», «Подружка», петербургские «Улыбка радуги» и «Спектр». За Уралом также есть сеть «Золотое яблоко», продающая косметику, бытовую химию, а также различные хозтовары.

Причем до кризиса считалось, что российский вариант дрогери – довольно перспективный рынок. Возникать такие сети начали примерно с 2005 г. по инициативе дистрибьюторов косметики и бытовой химии – ради диверсификации бизнеса. К примеру, дистрибьютор парфюмерии, косметики и бытовой химии «Мак-Дак» в ноябре 2004-го решил развивать собственную розничную сеть – «Ол!Гуд». В 2005 – 2007 гг. компания увеличила число своих магазинов с 20 до 120. Другая сеть – «Подружка» – уже в 2006-м насчитывала 10 магазинов, а через год их число выросло до 70. Однако кризис внес свои коррективы. Например, к концу 2008-го «Подружка» «ужалась» до 45 точек. В 2005 г. в РФ также пришел крупный зарубежный игрок формата дрогери – A.S. Watson Group, работающий в более чем двадцати странах. В России компания приобрела петербургскую сеть «Спектр», состоящую на тот момент из 24 магазинов. С приходом иностранного лидера участники рынка связывали возможный всплеск активного развития формата, однако дело ограничилось тем, что «Спектр» за 6 лет увеличил свою сеть всего до 52 магазинов в Санкт-Петербурге.

Конкурентное поле

Участники рынка пока не уверены в перспективе формата. «Открывать отдельно стоящие магазины, торгующие бытовой химией и косметикой, не слишком перспективно, – считает Дмитрий Потапенко. – Пойдет ли кто-то в такой магазин, предположить трудно, особенно если рядом есть супермаркет, где можно купить сразу все, в том числе и бытовую химию, а напротив – «Иль де Боте» с большим выбором косметики». Кроме того, на непродуктовый ассортимент в продуктовых сетях супермаркетов приходится около 15% оборота. При этом цены на эти товары в таких магазинах зачастую ниже, чем в «Ол!Гуд» и «Подружке». В результате тот же «Ол!Гуд» в последнее время решил сделать ставку на собственные торговые марки, повышая таким образом маржинальность. Более того, в крупных городах, где насыщенность современными форматами розничной торговли довольно высока, таким сетям приходится выбирать себе места, где не имеется крупных супермаркетов, но при этом есть высокий трафик. «Мы видим интерес к этому формату со стороны предпринимателей, однако они интересуются регионами или Подмосковьем. Такой магазин должен быть расположен в удобном месте с большой проходимостью, но ставки аренды не позволяют это делать», – говорит Виктория Дидович. В результате дрогери проигрывают магазинам одежды, ресторанам и банкам, которые интересуются помещениями сходной площади.

По словам эксперта, у «Магнита» проблем будет меньше, потому что его магазины дрогери смогут предложить лучшую цену за счет объема, чем более мелкие игроки. Тем не менее аналитики полагают, что «Магнит-Косметик» не станет работать в столицах – в Москве и Санкт-Петербурге, планы о покорении которых «Магнит» озвучил еще в 2010 г. «Вот в регионах, где современных форматов розничной торговли мало, а непродуктовые товары до сих пор покупают на рынках или в старых, еще советских универмагах, это вполне актуально», – полагает Елена Комкова, партнер Retail Training Group. По мнению Татьяны Бобровской, формату в первую очередь интересны те города, где отсутствует сетевая розница. Более того, в Москве в ближайшее время может появиться самый сильный конкурент большинству будущих магазинов дрогери. В «Магазине магазинов» знают, что сеть «Ол!Гуд» решила сделать совместный проект с сетью аптек «Ригла». Согласно задумке, две сети намерены арендовать рядом находящиеся помещения: один выход будет идти в аптеку, другой – в магазин косметики и бытовой химии. По сути, говорят эксперты, это тот же формат дрогери. Рассказать о планах в «Ол!Гуд» пока отказались, однако аналитики считают, что проект весьма перспективный. «Это будет классический формат дрогери, как и принято за рубежом: непродуктовые товары совместно с аптечными», – уверена Виктория Дидович. В результате «Ол!Гуд» дополнит свой аптечный ассортимент и получит дополнительный трафик.

Ведущие сети формата дрогери в России

Название

Количество точек

Регионы

«Ол!Гуд»

151

Москва, Казань, Новосибирск, Уфа

«Улыбка радуги»

175

Москва, Санкт-Петербург, Псков, Петрозаводск, Великий Новгород, Мурманск, Ярославль и др.

«Южный двор»

около 300

Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов, Самара, Рязань, Тула, Ярославль

«Подружка»

98

Москва

«Спектр»

52

Санкт-Петербург

Ольга Колтунова



Журнал "Компания"
03.06.2011



Где купить квартиру с отделкой в новостройке? - Есть неплохие предложения от застройщика Победа.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов