Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Довели до дефицита

Впервые за много лет в ряде регионов России нехватка бензина. По указанию властей нефтяные компании ограничивают рост цен на внутреннем рынке, но при этом наращивают экспорт и снижают поставки внутри страны

Более десятка субъектов федерации в бензиновом кризисе. Раньше и острее всего проблемы проявились в Алтайском крае и Брянской области. На заправках или вовсе нет топлива, или очереди, и бензин отпускается или спецкатегориям, или в ограниченных объемах. Частные заправки не работают из-за отсутствия моторных топлив или взвинтили цены на десятки процентов. Премьер-министр Владимир Путин на днях отдал поручение профильным ведомствам разобраться с проблемой и представить предложения по ее ликвидации, а глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев уже пригрозил крупнейшим участникам рынкам преследованием «вплоть до уголовного». Между тем отраслевые эксперты говорят о возможной эскалации проблем, а нефтяники и ряд профильных организаций — о своей невиновности и системных ошибках чиновников.

Он их в дверь, они — в окно

Автору довелось наблюдать развитие ситуации в Брянской области. Последнее время розничная цена на основную в регионе марку бензина Аи-92 держалась на уровне 22,5–23 рубля. 25 апреля цены на «независимых» АЗС выросли до 26,5 рубля (почти на 20%), у заправок «Роснефти», основного в регионе игрока, выстроились длинные вереницы машин. На следующий день бензин на АЗС этой компании закончился, продажи возобновились лишь через сутки. Очереди, высокие расценки «независимых» и ажиотаж в среде автомобилистов пока сохраняются.

Бензиновый кризис случился, несмотря на то, что доминирующие на рынке вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые контролируют почти всю нефтепереработку, нефтебазы, а также значительную часть АЗС, в последние месяцы испытали значительное давление чиновников. В августе прошлого года премьер устроил их руководству обструкцию за повышенные цены на бензин, а в феврале — за скачок на дизтопливо. Всю вторую половину прошлого и начало нынешнего года ВИНКи терзала ФАС. Служба обвинила крупнейшие компании в сговоре, наложила на них многомиллиардные штрафы, с ее подачи в практику был внедрен ряд законодательных новаций, направленных на ограничение влияния крупных игроков и развитие биржевой торговли.

Среди объяснений происходящего звучит такое: мол, крупнейшие игроки создают искусственный дефицит, чтобы вытеснить с рынка независимые автозаправки. Выглядит не очень убедительно: пока отсутствие бензина на фирменных заправках никак не упрочило позиции крупнейших компаний. К тому же среди упомянутых новаций ФАС присутствуют жесткие ограничения по доле доминирующего игрока на локальном рынке.

Заявления Игоря Артемьева, что бензиновый дефицит — результат картельного сговора между крупнейшими компаниями, в частности между «Роснефтью» и «Газпром нефтью», звучат правдоподобнее, но все же не отражают всю сложность ситуации.

Ценовой анализ свидетельствует о том, что последние полгода ВИНКи действовали, скажем так, с оглядкой на Путина. То есть, как и требовал премьер, сначала немного снизили цены на бензин, а затем длительное время держали их на одном уровне (см. график). Причем делали они это, несмотря на международную конъюнктуру, а именно — на рост мировой цены на нефть, а также изменение налоговой базы (с 1 января 2011 года повышенный акциз прибавил популярным маркам около рубля стоимости). В результате искусственного самоограничения для отечественных нефтепереработчиков стали более выгодными поставки на экспорт, что они и не преминули учесть в своей маркетинговой политике.

Перестарались

Увеличение количества автомобилей в России определяет тенденцию увеличения потребления бензина. Тем не менее в феврале-марте выпуск этого вида топлива по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года сократился на 3,4%. В целом за первый квартал он составил 8,7 млн тонн (минус 100 тыс. тонн к прошлому году), в то время как экспорт бензина разных марок вырос в полтора раза — до 1,8 млн тонн.

Складывается впечатление, что нефтяники неподрассчитали с экспортом, к тому же дело усугубилось дополнительными факторами. В нынешнем году с введением стандарта «евро-3» некоторый объем предложения в виде низкооктанового топлива покинул рынок, кроме того, в апреле на ремонт останавливались сразу четыре НПЗ. Вместе с тем отраслевые эксперты и участники рынка говорят, что контролируемые ВИНКами НПЗ и нефтебазы стали под разными предлогами отказывать независимым трейдерам и АЗС в закупке топлива по прежним расценкам. В некоторых случаях диктуемые крупнейшими игроками оптовые цены оказались выше стоимости бензина в аффилированной с ними рознице, то есть на контролируемых ВИНКами автозаправках. В результате часть оптовых покупателей была вынуждена переместиться в биржевой сегмент (по недавно принятым нормативам 15% от объема производства нефтепродуктов должно продаваться именно там). Однако доступа к этому торговому каналу пока лишены мелкие и средние игроки, не оформленные в качестве участников биржи. Кроме того, в биржевом сегменте резко возросла доля крупных по объему сделок (от нескольких тысяч тонн топлива) — бензин могли перекупать аффилированные с ВИНКами крупные трейдинговые компании и экспортеры.

«В розничном и мелкооптовом звеньях в последние недели мы фиксировали лишь незначительный рост цен, причем наибольшим он был не в тех регионах, которые фигурируют в списке проблемных, — излагает свое видение ситуации заместитель директора ИАЦ “Кортес” по развитию Павел Строков. — В то же время биржевые цены заметно выросли. Сейчас мы наблюдаем нетипичную картину, когда независимые владельцы заправок не могут конкурировать с сетями ВИНК по цене, бензин вымывается у последних, и возникают локальные дефициты».

Как отмечает Строков, проблемы возникли как раз в тех регионах, где традиционно велика доля именно независимых АЗС. Тем не менее отраслевой эксперт уверен, что о дальнейшей эскалации кризиса и дефиците в масштабе всей страны говорить неуместно, несмотря на динамику производственных показателей: «Если бы дело было лишь в них, дефицит проявился бы раньше и в большем числе регионов».

Идеального решения пока нет

По распоряжению главы Минэнерго Сергея Шматко создан штаб для решения проблемы, а его зам Сергей Кудряшов провел совещание в Алтайском крае, где договорился с представителями «Роснефти» и «Газпром нефти» об увеличении поставок бензина в этот регион. На днях ФАС сообщила, что по факту дефицита и роста цен на моторные топлива иници­ирована комплексная проверка действий ВИНКов и их подразделений («ЛУКойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «НК Альянс», «Башнефть»). Факт сговора и торговых ограничений служба, вполне возможно, и докажет, но вместе с тем она окажется в щекотливом положении. Ведь одной из основных инициатив ФАС в последнее время является использование для анализа ценовой политики НПЗ и оптовых продавцов расчетной рыночной цены на нефтепродукты, предполагающей равнодоходность поставок на экспорт и внутренний рынок (см. «Мелкими шажками к бензиновому раю» в «Эксперте» № 22 за 2010 год). В ФАС не ответили на наши вопросы, но очень похоже, что сейчас этот индикатор будет демонстрировать отнюдь не завышенный, а пониженный уровень внутренних розничных цен. В терминах службы его можно назвать демпингом, так что идеология ФАС войдет в прямой конфликт с декларированными премьер-министром требованиями по снижению цен.

Если у чиновников все же возникнет желание перейти от эффектных действий к эффективным, то не избежать крайне неприятных последствий для одной из заинтересованных сторон конфликта. Возможный вариант: ФАС придется закрыть глаза на значительный, на 10–20%, скачок розничных цен на бензин (вероятно, именно на такое развитие событий и рассчитывали нефтяники, увеличивая экспорт и ставя свои НПЗ на плановый ремонт), а это вызовет крайне негативную реакцию в среде автолюбителей. «Рост цен на бензин выглядит логичным, — считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Нельзя вести речь о рынке в условиях их искусственного административного ограничения». Другой сценарий: правительству придется прижать амбиции всесильного министра финансов Алексея Кудрина и таки пересмотреть в сторону уменьшения акциз на бензин, пожертвовав бюджетными доходами ради снижения стоимости социально значимого товара. Ну и последняя возможная мера — поднять ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Действительно, на днях стало известно, что Владимир Путин отдал поручение повысить экспортные пошлины на нефтепродукты начиная с мая. Правда, если повышение будет значительным, энергокомпании могут снизить загрузку НПЗ и удвоить усилия по расширению экспорта сырой нефти.

Пока очевиден курс властей на экстренное, «ручное» купирование последствий кризиса, а не на решение структурных проблем бензинового рынка. Эти проблемы кроются в локальном монополизме и интегрированной структуре нефтяных компаний, которые по своей природе не заинтересованы в рыночном сотрудничестве с независимыми НПЗ и АЗС. В результате, когда мировые цены на нефть растут, растут и внутренние цены на бензин, когда же нефть дешевеет, российский бензин дешевеет только из-под палки. Ликвидация этих зазоров требует куда более продуманных и серьезных действий — от системных мер по развитию конкуренции в нефтепереработке и дистрибуции нефтепродуктов вплоть до возможного разделения активов крупных компаний и выделения из них инфраструктурных компонентов.

Иван Рубанов



Журнал "Эксперт"
05.05.2011



ASRock 775I65G R3.0 купить можно тут
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов