Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Лед и продукт

Российские производители не спешат развивать креветочный бизнес

Морепродукты становятся все популярнее у отечественного потребителя. В структуре мирового потребления креветки Россия входит в число лидеров. Но предложение на отечественном рынке формируется на 90% из импортного продукта. Наша креветка особенно актуальна была бы сейчас, после вступления в силу закона о максимально допустимом содержании глазури в морепродуктах. Ведь цены уже начали расти.

Согласно постановлению Роспотребнадзора с 2010 года масса льда в замороженной рыбной продукции не должна превышать 5%, в креветках - 6%, в беспозвоночных море-продуктах - 8%. Срок вступления новых правил в силу был отодвинут до 1 апреля 2011 года, а содержание льда в креветках повысили до 7%. В Союзе переработчиков море-продуктов не исключают, что новые требования приведут к дефициту морепродуктов. Ритейлеры подтверждают, что проблемы могут возникнуть только в тех категориях, ассортимент которых обеспечивают два-три поставщика.

Поставщики уже увеличили отпускную стоимость продуктов, соответствующих нормам, розница пока держится - до истечения действующих договоров.

С таким низким содержанием глазури, по словам экспертов, креветки будут хуже храниться и, как следствие, подорожают на треть. Альтернативным способом заботы о потребителе могло бы стать обязательство производителей указывать массу продукта без льда, как в Европе. Например, в Германии рекомендуется максимальное содержание глазури в 20%. По данным аналитического центра Рыбного союза, объем российского рынка морепродуктов составляет 200-250 тысяч тонн в год, на долю импорта приходится 40-50%, а по креветкам - до 90%.

Такие разные

Эксперты отмечают, что стоит разделять холодноводные креветки, которые отличаются более высокими питательными свойствами и превосходят по всем вкусовым качествам, и более дорогие тепловодные креветки. Промысел холодноводных креветок имеет свою классификацию - это прибрежный и глубинный лов. "Прибрежный лов наиболее распространен в Скандинавии, России и Канаде, а глубинный лов холодноводных креветок распространен в Канаде, Дании, Норвегии, Гренландии, России, США и Японии", - рассказывает начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев. Эти креветки подвергаются обработке в очищенном и неочищенном виде и продаются быстрозамороженными.

Тепловодные креветки отличаются от холодноводных большими размерами и плотным мясом. Их вылавливают в южных морях, но значительно в большей степени искусственно выращивают на фермах в странах Индокитая и Юго-Восточной Азии. Среди основных стран-поставщиков - Китай, Таиланд, Индонезия, Индия, Бангладеш, Бразилия и Эквадор. Такие креветки поставляют в трех видах: замороженные в блоке льда, индивидуально замороженные с головой и без.

По оценкам эксперта "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International" Ирины Воробьевой, объем рынка креветки в России составляет около 85 тыс. тонн в год, при этом доля импортной креветки - почти 90%. "В России продают искусственно выращенную креветку, поставляемую из Вьетнама, Таиланда, Индии и Китая, - комментирует Ирина Воробьева. - При этом Россия сама является крупным поставщиком креветки, в первую очередь в Японию и США. В Японию и США мы поставляем свежевыловленную креветку, а завозим обработанную варено-мороженую креветку".

По словам Олега Абелева, в структуре мирового потребления креветки Россия входит в число лидеров. В 2010 году в нашу страну креветки завозились из 24 стран. "Основными импортерами являются Канада, Китай и Дания с совокупным объемом импорта в натуральном выражении 84,8%, - рассказывает аналитик "Риком-Траста". - В 2010 году на долю Канады приходилось 41,4% от общего объема импорта данной группы продукции в РФ, еще 43,4% приходилось на поставки из Китая и Дании".

Эксперт отмечает, что динамика закупок креветок практически не подверглась изменениям за последние несколько лет: с 2007 по 2010 год средний рост импорта составил 6%. В 2010 году объем вернулся на докризисный уровень - около $200 млн. "Динамика среднемесячных поставок за последние несколько лет показывает снижение как общего объема, так и цены поставки в 2009 году до среднегодового уровня в размере $3 за 1 кг продукции, - отмечает аналитик "Риком-Траста". - В 2010 году присутствуют явные тенденции увеличения продаж, что не преминуло отразиться на цене - среднегодовая стоимость в 2010 году превысила цену 2008 года на 4%".

Ирина Воробьева обращает внимание на то, что российские компании, занимающиеся промыслом креветки, ориентированы на то, чтобы как можно быстрее продать выловленную креветку и получить прибыль. "Предприятий, которые бы занимались промышленной обработкой креветки для последующих поставок на российский рынок, крайне мало. Такая ситуация сложилась в середине 90-х годов. Тогда креветка для нашего рынка была деликатесным продуктом, спрос на нее был небольшой, в то время как спрос на российскую креветку со стороны Японии был очень высок. С тех пор спрос на креветку в России вырос более чем в 10 раз", - комментирует аналитик. Но удовлетворяется он за счет импортных поставок.

Разница в ценах на импортные и отечественные креветки сейчас не так велика, как несколько лет назад. "К тому же российские потребители стали обращать внимание не только на цену, но и на качество, - отмечает Ирина Воробьева. - Поэтому если российские компании будут готовы предложить рынку качественные отечественные креветки по приемлемым ценам, то спрос на них будет".

Прибыльное ракообразное

Северная глубоководная, или розовая, креветка (Pandalus-borealis) широко распространена в северной Атлантике и частично в Беринговом море и Татарском проливе на глубинах 150 500 м. В северной Атлантике креветка вылавливается в водах Канады, Гренландии, Исландии и в Баренцевом море. Общий ежегодный вылов колеблется в пределах 320 440 тыс. тонн. Стоимость экспортной продукции составляет $650 750 млн. В Канаде, Гренландии и Исландии промысел креветки управляется с помощью прогрессивной системы индивидуальных передаваемых квот (ITQ).

Канада - крупнейший мировой производитель. Морскому сектору креветколовов принадлежит 17 лицензий, по которым ведут промысел 12 крупных траулеров. В дополнение круглогодично ведут промысел многочисленные суда прибрежного флота, доставляющие свежую креветку на 12 береговых предприятий восточной Канады. Ежегодно каждый канадский траулер вылавливает 5500-6300 тонн креветки.

В последние два года в Канаде происходило некоторое сокращение вылова из-за уменьшающихся квот. Можно ожидать, что в 2011 году вылов составит 125 тыс. тонн. В Гренландии в 2010 году было выловлено 110 тыс. тонн в основном крупной и средней креветки. Стоимость экспортной продукции креветки составляет $300 350 млн - 80% экспорта страны. Промысел ведут 13 морских траулеров и 75 прибрежных судов.

В Баренцевом море промыслом креветки исторически занимались Норвегия и Россия при участии третьих стран. В 1984 году был зафиксирован максимальный вылов - 128 тыс. тонн, на флот СССР пришлось 44 тыс. тонн. В последние годы норвежский вылов креветки колеблется в пределах 35-45 тыс. тонн. С 1997 года, уменьшая промысловое усилие, российские суда стали облавливать креветку эпизодически, а с 2007 года промысел был прекращен.

Управляющий активами УК ФГ БКС Николай Солабуто подтверждает, что еще пару лет назад мурманские рыбаки успешно занимались промыслом креветки. Так, в 2007 году общий вылов рыбопродукта составил порядка 91,1 тонны. Однако в настоящее время креветка в Мурманской области не вылавливается. "Связано это с тем, что экономика не идет, - объясняет заместитель председателя Комитета рыбной промышленности Мурманской области Олег Онискевич. - Квота есть, но рыбакам неинтересно работать. Та прибыль, которую они получат, будет гораздо меньше, чем затраты. Вот и получается, что один из самых популярных рыбопродуктов приходится везти в рыбный Мурманск из других городов или даже стран".

Эксперты называют несколько причин неразвитости внутреннего рынка креветки в России. Во-первых, рентабельный промысел невозможен без спецтехники и опытных кадров, таких судов в российском флоте никогда не было. Во-вторых, мурманские рыбаки не мотивированы вылавливать креветку, так как они занимаются добычей более доступных и прибыльных донных рыб.

По данным специалистов Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), запасы креветки в Баренцевом море могут обеспечить до 50 тыс. тонн российского ежегодного вылова этого ресурса. Промысел деликатесной креветки мог принести российским рыболовам потенциальный доход около $150 млн.

Ольга Долгова



Финансовые известия
22.04.2011



Остановиться и найти жильё в частном секторе Адлера на берегу Чёрного моря очень просто и недорого.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов