Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

По рогам

Баранина для большей части регионов страны остается деликатесом

Цены на баранину растут. При сложной ситуации в сегменте КРС этот вид мяса вряд ли сможет стать альтернативой дорожающей говядине. Хотя доля импортного продукта на российском рынке очень незначительна, рост цен провоцирует дорожающие корма, от которых сегодня сильно зависит отечественный производитель. Да и популярность баранины среди россиян пока остается под вопросом.

По данным исследования компании Intesco Research Group, в 2010 году российский рынок баранины увеличился на 2,3%. "До кризиса спрос на баранину рос быстрее возможностей российских производителей и соответственно удовлетворялся за счет импорта, - комментирует управляющий активами УК ФГ "БКС" Николай Солабуто. - Большая часть импортной баранины была австралийского производства - на ее долю в 2008 году приходилось более 70% всех поставок в Россию. В отличие от импорта, за последние 6 лет объем производства вырос на 125%".

Эксперт отмечает, что рост производства ограничивали недостаточное развитие производственной базы (например, нехватка промышленных боен для первичной переработки мяса овец) и недостаточный приток инвестиций в отрасль, поскольку популярность этого вида мяса у населения локальная (баранину потребляют и производят в основном на Кавказе и в Южном федеральном округе). В 2007 году отрасли овцеводства была оказана государственная поддержка в размере 300 млн рублей из федерального бюджета.

На последнем месте

Несмотря на то что в 2010 году объем производства баранины в России увеличился на 2,3%, выросли и розничные цены. Спрос на нее традиционно уступает другим, более дешевым и востребованным видам мяса в структуре российского потребления мясной продукции. Баранина занимает только четвертое место в общем объеме натурального потребления после курятины, свинины и говядины. "Преимущественно баранина воспринимается многими гражданами как деликатес, который периодически из-за этого исчезает из традиционной структуры потребления мясной продукции", - объясняет начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев.

По мнению генерального директора компании inFOLIO Research Group Олега Клепикова, рост рынка в прошлом году был обусловлен двумя факторами. Во-первых, тем, что производители сырья вынуждены были забивать скот в связи с нехваткой кормов. Во-вторых, из-за роста цен на данную продукцию. "Представляется, что именно увеличение цен и окажется главным фактором роста рынка в ближайшие годы. Помимо общеизвестных причин такого положения дел (нехватка производственных мощностей, дороговизна мяса и т.д.) отметим еще одну важную деталь - значительная часть производства фактически выведена из рыночного оборота, - комментирует Олег Клепиков. - Главные потребители баранины - жители Северного Кавказа, для которых баранина является важнейшей частью национальной кухни, производят ровно столько мяса, сколько потребляют его". То есть рынок этого региона насыщен и гармонирует с общей экономической ситуацией.

Николай Солабуто отмечает, что рынок баранины растет за счет роста исламского мира, где традиционно употребляют ее в еду. "При росте числа трудовых эмигрантов из ближней Азии в нашу страну потребление баранины стало расти и в России, - объясняет аналитик. - За последние годы стоимость баранины росла сопоставимыми темпами с говядиной".

Локальный продукт

Уже несколько лет цены на баранину непрерывно растут в среднем на 13-15% ежегодно. Если в 2008 году средняя розничная цена баранины в России составляла около 200 рублей за килограмм, то по итогам 2010-го она увеличилась до 230 рублей, что примерно на 20 рублей превышает аналогичный показатель 2009 года. "Причем интересно, что причиной роста цен на баранину является даже не столько увеличение доли импорта, сколько тяжелая ситуация с кормами для овец и ягнят", - рассказывает Олег Абелев. Доля импорта на российском рынке баранины в 2010 году составила всего около 4,5%, по сравнению с 2009 годом этот показатель сократился на 0,7%. Резкого изменения доли импорта за последние несколько лет не наблюдалось, зарубежная продукция с 2006 по 2009 год находилась в диапазоне примерно от 5 до 9%.

В компании inFOLIO Research Group отмечают несколько важных особенностей российского рынка баранины. На значительной территории нашей страны разведение баранов менее рентабельно, чем других видов скота и птицы. "Производство этого мяса сконцентрировано прежде всего в Дагестане, Ставропольском крае и Чечне. На эти же регионы, а также на другие южные субъекты федерации приходится основной объем потребления баранины (прежде всего свежей), которое почти полностью удовлетворяется за счет частных хозяйств-подворий, - рассказывает Олег Клепиков. - Основная же часть населения страны знакома лишь с импортной замороженной бараниной либо с мясной продукцией на основе баранины". По данным inFOLIO Research Group, до половины объема отечественного производства баранины приходится на частные подворья (около 870 тыс. тонн, из них 603 тыс. - для личного потребления). Еще около 890 тыс. тонн производят сельскохозяйственные предприятия. В прошлом году импорт достиг отметки 1252 тыс. тонн, а основными экспортерами, как и прежде, остались Австралия и страны Латинской Америки. Практически весь этот объем (1107 тыс. тонн) ушел на покрытие нужд пищевой промышленности для производства колбас, полуфабрикатов (пельменей и блинов с мясом), консервов. "Важным фактором на рынке баранины остаются госзакупки для силовых структур. Симптоматично, что предприятия общественного питания и розничной торговли сокращают прямые закупки баранины", - комментирует Олег Клепиков.

Шашлык-машлык

Перспективы развития рынка баранины в России, по мнению экспертов, достаточно туманные, потому что цены на розничную продукцию растут не из-за увеличения импорта. "По причине не самых лучших климатических условий в последнее время довольно большое количество кормов было недопроизведено из-за неурожая, что вынуждает многие хозяйства во избежание начала голода частично резать потенциально молодой скот, который мог бы дать хороший приплод в будущем", - считает Олег Абелев.

Выход из сложившейся ситуации, по его мнению, - активное культивирование земель и использование новых технологий в производстве кормов, чтобы зависимость от иностранных кормов медленно, но верно снижалась. Как снижается и так несущественная доля зарубежной продукции. "В последнее время ситуация на мировом рынке баранины менялась, причем явно не в лучшую сторону, преимущественно по показателям общего уровня производства, - рассказывает Олег Абелев. - Традиционные мировые лидеры по производству и экспорту баранины - Австралия и Новая Зеландия уже довольно долгое время не увеличивают уровень экспорта по причине как неблагоприятных климатических условий, так и общего снижения спроса на баранье мясо".

По мнению Олега Клепикова, главным резервом для роста рынка можно было бы назвать Европейскую Россию, но ее население не имеет культуры потребления баранины (даже шашлык у нас готовится из свинины или курицы). "Нет также и крупных игроков, которые бы серьезно занимались продвижением этой культуры. А значит, в ближайшее время мы не увидим резкого рывка производства и потребления баранины", - констатирует эксперт.

Ольга Долгова



Финансовые известия
21.04.2011



VIP автомобиль с водителем.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов