Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Узок их круг

У винных гипермаркетов шансы есть только в мегаполисах

Винный гипермаркет Vinberry начнет работать уже в апреле. Планируется, что к концу года в столице появится уже шесть таких торговых точек. Сеть будет отличаться от своих конкурентов ассортиментом и ценами. Эксперты неоднозначно оценивают новый проект и сомневаются в востребованности большого количества подобных торговых точек.

Площади новых гипермаркетов, несомненно, поразят любителей вина - 914 кв.м. В пресс-релизе компании отмечают, что это принципиально новый формат для российского ритейла. В каждом из магазинов на площади до 1000 кв.м будет представлено около 3000 наименований алкогольной продукции по ценам ниже, чем в любой другой розничной сети. Треть ассортимента Vinberry составят вина, преимущественно относящиеся к средней ценовой категории от 300 до 500 рублей. Средний чек составит 800 рублей.

"Целевая аудитория Vinberry - это люди, пользующиеся автомобилем, регулярно посещающие торговые центры и покупающие товары впрок. Наша система скидок мотивирует к тому, чтобы приобретать качественный алкоголь про запас - на все выходные, неделю либо месяц", - комментирует генеральный директор сети гипермаркетов Vinberry Андрей Ткемаладзе.

Не такой, как все

Выкладка вина в гипермаркетах Vinberry будет осуществляться по сочетаемости с продуктами (к мясу, рыбе, птице, пицце и др.) и насыщенности вкуса (от легкого до насыщенного). На территории гипермаркетов будут действовать специальные терминалы, предоставляющие по штрих-коду полную информацию о выбранном напитке, которую можно тут же распечатать и взять с собой.

В Москве в нише винных магазинов есть как винные бутики, так и сети, к примеру "Коллекция вин" и "Ароматный мир". Но площади их значительно скромнее, да и цены выше, чем в обычном супер- или гипермаркете. Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз соглашается, что дефицита розничной торговли в Москве нет, но и дискаунтеров винных тоже. В этом проекте главное, что создает сеть не продуктовый ритейлер, а человек - профессионал именно винной розницы, который знает своего потребителя и продукт досконально, комментирует Вадим Дробиз. Второй важный момент - это не просто винный гипермаркет, а винный дискаунтер (что значимо в период длительного экономического кризиса).

"Мне такая идея кажется очень смелой, оценить шансы не возьмусь и хочу пожелать коллеге успеха, - говорит председатель совета директоров сети "АБК" Владислав Егоров. - Ассортимент алкоголя обычных супермаркетов несколько уже, он включает в себя наиболее продаваемые, массовые напитки. Поэтому сам бизнес, на мой взгляд, оправдан". По мнению ритейлера, алкогольный гипермаркет может стать успешным, если кроме удовлетворения эстетов редкими экземплярами вин и арманьяков предложит массовому покупателю популярные напитки по низким ценам, чтобы людям было выгодно отовариваться там к праздникам и торжествам.

Кому это нужно

Исполнительному директору холдинга Gerrus Group Кириллу Бутко такой формат представляется спорным при отсутствии искусственных ограничений (например, продажа алкоголя только в специализированных магазинах). "Просто неясна мотивация покупателей", - объясняет эксперт. Кирилл Бутко условно выделяет три категории покупателей алкоголя. Первым нужны широкий выбор, профессиональная консультация, сервис, сама атмосфера покупки дорогого вина, поэтому они пойдут в винный бутик или в специализированный винный магазин (алкомаркет). Те, кто привык покупать алкоголь впрок по низким ценам, с успехом совместят это занятие с покупкой других продуктов, им вполне подойдет любая сеть продуктовых гипермаркетов. Для таких людей гораздо важнее закупить в одном месте по низким ценам все продукты, в том числе и алкоголь. В третьей категории находятся люди, которые просто покупают алкоголь время от времени там, где им это удобнее, - в этом случае подойдут "магазины у дома", неважно, сетевые или несетевые. "Боюсь, что та категория покупателей, которая не попадает ни в одну из вышеперечисленных групп и которая является целевым рынком данного проекта, может оказаться слишком малочисленной для оправдания инвестиций, - подытоживает Кирилл Бутко. - Впрочем, в любом случае это еще один шаг к цивилизованному рынку алкоголя, поэтому пожелаю идеологам этого проекта успеха".

Управляющий партнер трейд-маркетинговой компании NMT Виктор Кривохижа также отмечает, что не совсем понятно, кто целевой потребитель. Истинных ценителей и знатоков вина в Москве на самом деле не так уж и много, и они предпочитают покупать селекционные продукты стоимостью свыше 1,5 тысячи рублей минимум. Массового потребителя вполне устроит ассортимент стандартного супермаркета. "Поэтому единственное, на чем может базироваться данный формат, - это соседство с другим супермаркетом или гипермаркетом, чтобы потенциальный клиент сильно не обременял себя передвижением, - рассуждает Виктор Кривохижа. - Здесь возникает другой вопрос - насколько такое соседство потерпит сетевой супермаркет, который, как правило, является якорным арендатором большинства торговых центров".

Владимир Скородумов, эксперт-аналитик "КОРУС Консалтинг" сильно сомневается в успехе проекта и обращает внимание на специфику потребительского поведения в России. "Крайне редко алкоголь, тем более вино, закупают в больших количествах впрок - специальные винные холодильники и места для хранения вин есть у единиц. Помимо этого сама культура пития в России смещена в сторону крепкого алкоголя и пива", - объясняет эксперт. Алкоголь для большинства населения не является товаром, за которым человек поедет в специальный гипермаркет, нуждаясь в большом выборе хороших напитков. Есть товары, которые хорошо продаются по такой модели - например, спорттовары, духи, косметика, ювелирные изделия, строительные товары. По мнению Владимира Скородумова, в такие гипермаркеты покупатель поедет, а алкоголь приобретет там, где можно купить сразу и продукты питания. Соответственно модель винных гипермаркетов имеет смысл в тех случаях, когда рядом же можно купить еду (например, расположить гипермаркет в торговом комплексе, где якорным арендатором является "Ашан" или другой крупный ритейлер).

Партнер Retail Training Group Елена Комкова, наоборот, считает такое соседство нежелательным. "Важно правильно выбрать место с точки зрения целевой аудитории. Так, пример открытия винных бутиков на "проходе" в магазин "Ашан" не самый удачный, так как в "Ашан" идет, конечно, очень много людей, вопрос лишь в том, сколько из них целевая аудитория, которая зайдет в этот бутик, по моим наблюдениям - ничтожная".

Оценят единицы

Все же перспектива у проекта есть. По словам аналитиков потребительского рынка, в Москве сетевая розница в нишевых сегментах развивается довольно активно.

"На текущий момент сеть может иметь успех только в крупных городах - таких, как Москва и Санкт-Петербург. В регионах самые популярные быстрорастущие сегменты - это все-таки дискаунтеры и гипермаркеты и другие представители сетевой торговли, - комментирует старший аналитик ИФК "Метрополь" Татьяна Бобровская. - Но в Москве действительно сегмент очень интересен, и главное его преимущество - это именно широкий ассортимент товара в конкретной категории, который не могут, к сожалению, в полном масштабе предоставить крупные сетевые магазины на данный момент".

В Москве конкурентная среда пока не очень жесткая. Тем не менее уже существует несколько сетей, работающих в алкогольном сегменте, и в этом плане основными составляющими успеха станет цена и ассортимент. "На наш взгляд, фактор цены все же будет являться самым главным, если только компания не планирует позиционировать себя как продавца исключительно элитного, дорогого алкоголя, - говорит Татьяна Бобровская. - В целом же, если это новая сеть будет иметь ценовые преимущества перед своими конкурентами и проведет успешную рекламную кампанию, тогда есть большие шансы на успех". Городу будет достаточно 2-3 подобных магазина, считает Виктор Кривохижа. "Учитывая, что средняя наценка на вино в рознице превышает 150-180% и они смогут найти своего преданного нишевого клиента, главное, чтобы эти магазины были в легкой транспортной доступности и клиенту был предложен широкий набор CRM-ресурсов", - объясняет эксперт.

Владимир Скородумов соглашается, что перспективы винных супермаркетов есть только в крупных городах - Москве, Петербурге, возможно, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге. Но в любом случае магазину потребуются яркий промоушн и маркетинг, чтобы при хорошем "трафике" в торговом комплексе привлечь покупателей к себе. "Еще одним фактором могут стать специальные предложения - редкие наименования, которые не купить в других магазинах, предоставление скидок, что и планируется реализовать, как следует из новости", - отмечает Владимир Скородумов. Но вот особенности выкладки вин, по словам эксперта, не стоит относить к достоинствам новых магазинов: по этому поводу споры в алкогольном ритейле идут давно, как лучше выкладывать - по странам, красное - белое, к еде и т.д. Это оценят единицы.

Ольга Долгова

Финансовые известия
08.04.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов