Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Птичий фрик

Ростовская компания "Оптифуд" всерьез задумалась об экспорте мяса птицы. Китайцы скупают Куриные лапы, а арабы — халяльную курицу. Компания хочет застраховаться от уменьшения импорта

Директор по маркетингу ГК "Оптифуд" Константин Корнеев на калькуляторе прикидывает цены на мясо птицы в супермаркетах Объединенных Арабских Эмиратов. В переводе на рубли цена замороженной тушки курицы там стоит 87 руб. за килограмм, а охлажденной — 280 руб. Цифры ему нравятся. Цены в столичных магазинах — 80 и 120 руб. соответственно.

С арабскими рынками руководители "Оптифуда" познакомились в марте, когда посетили крупнейшую в ОАЭ продуктовую выставку — GulfFood. До конца этого года компания собирается поставлять курятину в ОАЭ и Египет. "Оптифуд" не смущает даже то, что сама идея экспорта мяса птицы из России пока противоречит экономическим законам. Во всяком случае, до сих пор противоречила.

И нашим и вашим

Российское птицеводство на подъеме. Производство в последние два года увеличивается на 15% ежегодно. В 2010-м хозяйства выдали 2,8 млн тонн курятины. Импортеры отступают. В 2011-м они продадут в России по квотам всего 350 тыс. тонн — в три раза меньше, чем в 2009-м. Но отечественная курица растет в тепличных условиях. Власти искусственно ограничивают импорт. Поставки мяса птицы в рамках квоты облагаются пошлиной 25%, вне квоты — 80%.

Самые сильные позиции на мировом рынке курятины держат американские и бразильские компании. Там политика государства принципиально другая: производителей поддерживают дотациями и субсидиями, чтобы птицеводы успешно конкурировали с местными производителями на зарубежных рынках. Так что попытка российской компании сразиться на чужих рынках с коллегами из Северной или Южной Америки выглядит достойной уважения. "Отказ России от импорта — дело двух ближайших лет. После чего российские компании начнут искать выход на другие рынки",— говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Константин Кугучин.

"Оптифуд", третий по величине продавец мяса птицы в России с оборотом более $500 млн в год, не собирается ждать так долго. Компания является и импортером (мясо, фрукты), и производителем (владеет тремя птицефабриками). В 2010 году она продала 36 тыс. тонн импортной курятины под маркой "Оптимальный выбор" и 52 тыс. тонн собственной под брэндами "Куроедов", "Славица" и "Куромания". Так что борьба российских властей с импортом бьет по ее бизнесу больнее, чем по чистым производителям. Еще двумя годами ранее "Оптифуд" импортировал на 55% курятины больше. Чтобы хоть частично компенсировать урон, в 2011 году компания рассчитывает увеличить собственное производство до 78 тыс. тонн. Но на внутренний рынок претендуют и другие местные птицеводы: группа "Черкизово", "Продо". Зато у "Оптифуда" есть связи и опыт работы с иностранными поставщиками. Почему бы не использовать это для поставок не в Россию, а из нее?

Участники рынка к идее экспортировать курятину относятся сдержанно. Компания "Приосколье" в прошлом году поставляла пробные партии в Казахстан, сейчас изучает рынки Китая и Киргизии. "К сожалению, мы очень зависим от цен на корма и энергоносители,— говорит генеральный директор торгового дома "Приосколье" Николай Дубина.— Российская курятина по цене часто проигрывает западной, что делает поставки нерентабельными. Так что это достаточно рискованные проекты". Попытки "Оптифуда" закрепиться за рубежом в целом подтверждают эту мысль: пробиться удалось либо на нишевые рынки, либо в страны с непростой логистикой.

Облапали

В Китае есть специфический деликатес — куриные лапы с когтями. Их коптят со специями и продают в качестве снеков. Что-то вроде чипсов для европейцев. "Китайцы едят куриные лапы с удовольствием. Внутреннее производство не покрывает спроса на этот продукт, поэтому Китай импортирует его из других стран",— говорит Лариса Ладошина, генеральный директор торгового дома "Оптифуд".

В России куриные лапы за еду не считают. Оптовая цена — 14 руб. за килограмм. Покупают их обычно на корм собакам. Большая часть идет на переработку в костную муку. Об этом продукте вспомнили в "Оптифуде", когда решили заняться экспортом. "Мы наладили связи с крупными дистрибуторами в разных странах и обратились к восточноазиатским компаниям, предложив им нашу продукцию. Предложение оказалось востребованным",— объясняет Ладошина. Расчеты показали, что проект будет прибыльным: цены на этот продукт на иностранных рынках на 25-30% выше российских. В 2010 году компания отгрузила 260 тонн необработанных лап в глубокой заморозке крупным оптовикам из Гонконга, которые занимаются поставками в Китай и Вьетнам.

Санитарные нормы в Китае и Вьетнаме почти идентичны российским, с согласованием ветеринарных сертификатов помогло государство. Правда, продавать все производимые лапы "Оптифуд" не может: на экспорт отгружаются только первосортные, без дефектов. Некондиционные идут в переработку. Поняв, что на лапах много не заработаешь, компания продолжила поиск перспективных рынков.

Самым доступным оказался рынок Казахстана. У этой страны нет выхода к мировому океану, что сильно усложняет логистику международных поставок. Кроме того, Казахстан и Россия объединены в Таможенный союз, поэтому пошлин на экспорт российские компании не платят. "Оптифуд" давно отправляет свою продукцию в соседние с Казахстаном регионы, так что маршруты поставок компании существенно менять не пришлось. В середине прошлого года "Оптифуд" начал отгружать в Казахстан по 350 тонн мяса ежемесячно. Сейчас объемы выросли до 500 тонн. По данным Минсельхоза Казахстана, местная курятина продается в среднем по 78 руб. за килограмм в опте. Российская же с учетом транспортных расходов стоит там 84 руб. Такая разница делает российскую курятину вполне конкурентоспособной на местном рынке, но рентабельность продаж оказывается не выше, чем на российском. В конце прошлого года в России сложилась весьма удачная конъюнктура: цены на зерно и энергоносители у нас оказались ниже мировых в среднем на 5%. И это укрепило "Оптифуд" в намерении продолжить экспансию за рубеж.

Арабские сказки

В середине лета на предприятия "Оптифуда" приедут дистрибуторы из Египта и ОАЭ. Российской сертификации они особо не доверяют и хотят лично убедиться, годится ли российская курятина в пищу правоверным мусульманам. В арабских странах вопрос номер один — есть ли у поставщиков халяльная продукция. Если нет, беседа сразу заканчивается.

К требованиям арабского рынка в "Оптифуде" подготовились заранее. В середине 2010 года компания зарегистрировала халяльный брэнд "Наджма". Оказалось, что производить мясо для мусульман не так уж и сложно. Главное, чтобы при убое птицы присутствовал хотя бы один правоверный мусульманин. Халяль нужно хранить и перевозить отдельно от остальной продукции. Соблюдение этих условий проверили представители духовного управления мусульман России, после чего "Оптифуд" начал выпускать "Наджму". Продукт оказался востребованным и в России: к концу года компания планирует довести объем халяльной продукции до 17% всего производства.

Хлопоты, связанные с визитами гостей, окупятся, если "Оптифуд" попадет на рынки арабских стран. Арабы традиционно едят много мяса птицы, а своего птицеводства у них нет. Житель ОАЭ съедает в год 64,8 кг курятины (россиянин — 25 кг). Цены тоже выгодны. Правда, везти охлажденную продукцию сложно: или по морю, в специальных контейнерах с газовой средой, или самолетом.

Еще один момент — на арабских рынках почти нет мяса из США: местные не жалуют эту страну. Почти весь импорт в регион обеспечивают бразильские компании. Арабам такая зависимость не нравится и они активно ищут других поставщиков.

К концу 2011 года компания надеется продавать на экспорт около 15% всего объема производства. А в ближайшие месяцы "Оптифуд" зарегистрирует брэнд, под которым будет работать на иностранных рынках. Пока компания не раскрывает название. Оно еще не получило международную регистрацию, но уже прошло лингвистическую проверку на 12 языках мира, в том числе китайском, вьетнамском и арабском. Конечно, "Оптифуд" может и не брэндировать свою экспортную продукцию: курятина поставляется не на прилавки, а в дальнейшую переработку. Но в компании верят, что рано или поздно их продукт окажется на полках иностранных магазинов.

Константин Корнеев убежден, что найти возможности можно на любом рынке. Например, в ОАЭ он познакомился с дистрибутором из Афганистана. Расспрашивал его о дорогах, логистике. Собеседник объяснил, что большую часть продукции в Афганистане развозят на ишаках и верблюдах. Местные поставщики, показывая свою значимость, говорят не об объемах поставок, а о количестве голов тягловых животных, которые у них имеются. Корнеев записал координаты афганца. Так, на всякий случай — когда идешь на зарубежные рынки, где тебя особо никто не ждет, не стоит отмахиваться ни от каких предложений.

Иван Марчук

"Секрет фирмы"
05.04.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов