Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Все оттенки белой металлургии

Корреспондент "Секрета фирмы" побывал на самом необычном заводе России и попытался понять, зачем суровым челябинским металлургам нужны красные стены и оранжевые станки

"Когда я сюда приехал, то, простите, просто обалдел" — так во время последней "прямой линии" премьер-министр РФ Владимир Путин рассказывал о своем визите на открытие цеха "Высота-239" Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) в июле 2010 года. Тогда в цехе работали еще не все технологические участки — полностью он будет запущен к концу марта. Стоя в цеху ЧТПЗ, я хорошо понимаю чувства премьера.

Помещение гигантское — размером с 13 футбольных полей. По центру, на несколько метров возвышаясь над полом, тянется эстакада. Ее на заводе называют "палубой", видимо, из-за желтого паркета. Вдоль дорожки стоят зеленые лавровые деревья в кадках. По обе стороны от эстакады — производственные площадки. Стены выкрашены в красный цвет, из золотистого пресса вываливаются черные металлические заготовки для труб.

"Высота-239" стала настоящей сенсацией. Проект обсуждают на интернет-сайтах, посвященных дизайну и архитектуре, цех попал в несколько рейтингов самых красивых промышленных объектов мира. Директор по управлению проектом "Высота-239" и один из идеологов его строительства Валентин Тазетдинов рассказывает, что кроме Путина здесь успели побывать сенаторы, депутаты, руководители области, главы иностранных корпораций, известные музыканты. Всего около 15 тыс. человек за неполный год — впору продавать билеты на экскурсии.

Кто и зачем решил раскрасить трубное производство?

Белые одежды
Тазетдинов — серьезный человек, кандидат технических наук. Но иногда кажется, что в душе он художник. "Стены решили сделать красными,— рассказывает он.— Сначала говорили, что слишком агрессивно, а оказалось то, что надо: глаза поднимешь и бодришься. К тому же ближе к потолку цвет плавно переходит в оранжевый — градиент сделали".

Цех начали сооружать в 2008 году. Старое производство морально устарело: требования к качеству труб постоянно растут. Всего в строительство нового цеха был вложен 21 млрд руб. Деньги огромные даже для такого гиганта, как ЧТПЗ (около 90% акций компании принадлежат мультимиллионеру и сопредседателю Фонда развития трубной промышленности РФ Андрею Комарову и генеральному директору ОАО ЧТПЗ Александру Федорову). Чистая прибыль предприятия в первом полугодии 2010 года составила 3,011 млрд руб. при выручке 37,646 млрд руб. Компании пришлось привлечь кредит Газпромбанка.

105 тонн краски ушло на покраску цеха "Высота-239",
из них 70 тонн — на внутреннюю отделку.
Говорят, с краской даже начались перебои:
завод скупил все запасы в регионе


"Мы понимали, что нужно построить сверхсовременное предприятие, способное оставаться таковым не одно десятилетие,— говорит Тазетдинов.— Но как оно должно выглядеть? С оборудованием понятно: купим лучшее, что есть на рынке. А что еще?" Сейчас уже никто не помнит, кто первый произнес слова "белая металлургия", но именно они определили концепцию проекта: трубопрокатный завод, где люди будут работать в белой одежде. "Как в часовой промышленности. В Швейцарии",— добавляет Тазетдинов.

В прошлом году среди сотрудников завода провели конкурс на лучшее название для нового цеха. Победил вариант, предложенный одним из рабочих,— "Высота-239" (именно на отметке 239 м над уровнем моря расположено производство). Разработку дизайна поручили московской студии "Е-программа". "Перед нами поставили задачу создать цех, не похожий на существующие в России — темные, выкрашенные в скучный зеленый цвет. И мы сделали завод светлым, ярким, радостным",— рассказывает коммерческий директор "Е-программы" Михаил Николаев.

Каждый элемент цеха сначала изготавливали в 3D-модели, а потом утверждали цветовую гамму. Но что-то пришлось перекрашивать несколько раз. "Балки над эстакадой сначала были другого цвета, потом их сделали черными: контраст со стенами получается красивый,— рассказывает Тазетдинов.— Пульты управления, откуда рабочие контролируют работу станков, были изначально белыми. Но так совершенно не смотрится. Перекрасили в красный. Совсем по-другому все заиграло".



Новый дизайн привел к изменениям и в самой компании. "Покрасить станки можно в любой цвет, но если никто не будет бережно относиться к оборудованию, производство придет в упадок уже через полгода",— говорит Тазетдинов. Кроме поддержания чистоты на рабочем месте сотрудники "Высоты-239" должны выполнять и другие требования: например, нельзя курить и пользоваться на рабочем месте мобильными телефонами. Перед началом смены рабочие проходят тест на алкоголь. "Дизайн дает компании шанс встряхнуть людей, изменить не только имидж, но и продукцию",— уверен Владимир Самойлов, главный редактор портала о промдизайне Designet. ЧТПЗ пытается этим шансом воспользоваться.

Цех повышенной яркости
В центре Челябинска есть пешеходная улица с сувенирными магазинчиками. На одном из них висит объявление: "Здесь продаются настоящие красные труселя". Похоже, местные жители неплохо монетизируют образ Ивана Дулина, фрезеровщика с нестандартной сексуальной ориентацией из юмористического сериала "Наша Russia". Судя по передаче, самый узнаваемый челябинский рабочий трудится как раз на трубопрокатном заводе. Впрочем, ни одного сурового челябинского мужика в цеху я не встретил — здесь работают только молодые рабочие, преимущественно с высшим образованием.



Логика в подборе персонала была такая: проще научить человека с нуля, чем переучивать. На "Высоте" установили зарплаты на 20% выше, чем в других цехах предприятия. При этом зарплата на ЧТПЗ (около 30 тыс. руб. в месяц) вдвое выше, чем в среднем по Челябинску. На 900 вакансий подали заявки почти 8 тыс. человек. Кандидаты проходили три собеседования: с психологом, мастером участка, директором по управлению проектом "Высота-239". "Мне нужно было понять, готов человек работать по-новому или нет",— объясняет Тазетдинов. Премии в цехе отсутствуют. "Мы берем человека, чтобы он выполнял то, что от него требуется, и платим за это очень приличную зарплату",— продолжает руководитель.

В прошлом году в цехе выступала группа "Чайф". После концерта музыкантов повели на экскурсию. Особого интереса завод не вызвал: подумаешь, трубы. Но когда выяснилось, что одна труба стоит $30 тыс., гитарист группы произнес: "Это сколько же концертов отыграть надо, чтобы такую купить!" "Из-за ошибки одного человека мы можем потерять деньги, сравнимые с ценой средней иномарки,— рассуждает Тазетдинов.— Поэтому ошибок быть не должно".

Я иду по "палубе" и разглядываю рабочих. Вот девушка, одетая, как и большинство сотрудников, в белоснежную спецовку. Такие носят все менеджеры и почти все рабочие. Вдалеке я вижу двух людей в красном — они из ремонтной службы. Цвет спецовок выбрали, чтобы видно было. Лишь сотрудники, занятые погрузкой и разгрузкой вагонов, одеты в черное.

Я спрашиваю у Тазетдинова, есть ли ощутимый эффект от дизайна и "белой металлургии". "В советское время с момента открытия завода до вывода его на полную мощность уходил год. Мы справились за полгода. Уже в феврале выпустили 50 тыс. тонн труб при проектной мощности 600 тыс. тонн в год,— говорит руководитель.— Или, например, нормы по браку. В шестом, старом, цеху они измеряются в процентах. У нас десятыми долями процента". Недавно на "Высоте-239" начали брэндировать трубы. На них наносят логотип цеха: стилизованную букву Y и круг — символ солнца. "Брэндируя свои трубы, мы подтверждаем свою ответственность за их качество",— рассуждает Валентин Тазетдинов.

Возле проходной трое рабочих заделывают выбоину в полу, образовавшуюся из-за падения металлического листа. Рядом стоит гигантский пылесос, чтобы убрать следы небольшого ремонта. Нельзя сказать, что лица рабочих светятся энтузиазмом. Но работают быстро: выбоина слишком бросается в глаза на фоне разноцветного цеха, да и начальник все видит из своего стеклянного офиса.

Иван Марчук

"Секрет фирмы"
11.03.2011



качественная перевозка сборных грузов
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов