Sostav.ru - ћаркетинг –еклама PR
“екст ¬идео ѕринты Ѕлоги
—отка
ћедиа|–еклама|Ѕрендинг|ћаркетинг|Ѕизнес|ѕолитика и экономика|—оциум|‘естивали|Ѕизнес-блоги 

¬ерси€ дл€ печати

ЂCамоде€тельностьї не в моде

 азахстанский рынок fashion-ретейла становитс€ привлекательным дл€ международных операторов, а потребители готовы осваивать новый дл€ себ€ вид врем€препровождени€ Ч цивилизованный шопинг

—тоит только прокатитьс€ по городу, как в глазах начинает р€бить от всевозможных вывесок, обещающих скидки в 20, 50, а то и 70% и сообщающих о том, что сейчас Ђcамые низкие цены в годуї. ј между тем еще три-четыре года назад алматинцы не могли похвастатьс€ таким богатством выбора. ¬се дело в том, что международные операторы не торопились выходить на казахстанский рынок, потому практически вс€ брендова€ одежда в страну завозилась так называемыми серыми дилерами. Ќо прошлый год стал переломным. ѕо данным директора управл€ющей компании “–÷ ЂASIA PARKї (группа компаний ЂARCADAї) јрмана ћаханова, со второй половины 2009 года по IV квартал 2010-го на казахстанский рынок зашло более 20 зарубежных брендов.

“ак что можно наде€тьс€, что со временем покупатели забудут о таком сомнительном Ђразвлеченииї, как поход за обновкой на барахолку, и будут наслаждатьс€ покупками в крупных торговых центрах.

ѕереломный момент

ќсновными факторами, по которым долгое врем€ международные ретейлеры и всемирно известные бренды не рассматривали нашу страну как перспективный рынок, г-н ћаханов называет низкую плотность населени€ в сочетании со слабо развитой инфраструктурой и значительной территорией. Ђ роме того, сложности логистики, по мнению инвесторов, существенно увеличивали бы затраты на ведение бизнесаї, Ч говорит он.

ћеждународных операторов при вхождении на рынок  азахстана также отпугивает и его небольшой размер, низка€ покупательска€ способность и средние доходы населени€. “ем более что при этом неизбежны сравнени€ с 50-миллионным населением ”краины и 150-миллионным населением –оссии.

Ђ¬ свете этих рассуждений хочу привести пример: Louis Vuitton открыл два магазина в ћонголии, но ни одного в  азахстане. ≈сть повод задуматьс€ї, Ч резюмирует г-н ћаханов.

ќднако прошлый год, когда на казахстанском рынке по€вилось достаточное количество международных брендов, дает основани€ полагать, что нынешний год станет дл€ него успешным. Ђ2010 год можно назвать началом оздоровлени€ сектора одежной торговли (ретейла): этому способствовали, с одной стороны, улучшающиес€ потребительские настроени€ населени€, с другой Ч выгодные арендные ставки, сформировавшиес€ за врем€ кризиса, которые непосредственно дл€ казахстанского рынка сул€т экспансию международных ретейлеровї.

ƒействительно, с начала 2010 года, по данным јгентства –  по статистике, индекс желани€ покупать начал расти. —тоит отметить, что самый низкий показатель был зафиксирован в окт€бре 2009 года (-5%). ќднако уже к €нварю нынешнего года он подн€лс€ до отметки +10%, снизившись по сравнению с предыдущим мес€цем на один процентный пункт. ћенее трети респондентов (29%) в €нваре 2011 года сообщили об улучшении финансового состо€ни€ в собственном домашнем хоз€йстве и, соответственно, увеличении спроса на товары длительного пользовани€ по сравнению с предыдущим мес€цем. ¬месте с тем 19% респондентов отметили ухудшение финансово-экономического состо€ни€ своего домашнего хоз€йства (в €нваре 2010-го об этом сообщали, соответственно, 27% и 21%).

ќднако, несмотр€ на то что в прошлом году в  азахстане по€вилось более 20 зарубежных ретейлеров, конкуренци€ на рынке fashion-ретейла все еще не сильна. ЂЌа данный момент уровень конкуренции на рынке одежного ретейла  азахстана можно охарактеризовать как умеренныйї, Ч отмечает јрман ћаханов.

ѕо его словам, одежные операторы на казахстанском рынке представлены довольно слабо Ч пор€дка 150Ч180 операторов. ¬ то врем€ как, например, в –оссии данный показатель составл€ет 1000Ч1200.

ЂЌа наш взгл€д, наиболее широко развит и представлен сегмент middle и low middle. Upper-middle представлен слабо, не говор€ уж об одежде сегментов Luxury и Premium, Ч говорит директор управл€ющей компании “–÷ УASIA PARKФ. Ч ¬ основном монобрендовые магазины в  азахстане открывают торговые марки класса Умасс-маркетФ: MANGO, Mexx, United Colors of Benetton, ZARA, Motivi, Promod, Savage, Naf-Naf, Jennyfer, s.Oliver и прочие. —егодн€ дл€ урбанизированной продвинутой молодЄжи эти марки и €вл€ютс€ своего рода проводниками в мир модыї.

¬ прошлом году магазины ZARA, Massimo Dutty, Bershka, Stradivarius в јлматы открыл один из лидеров мировой fashion-индустрии Ч группа Inditex. Ђ роме того, в  азахстане по€вились бренды Monsoon, Accessorizes, La Senza, Li-Ning, GAP, Cartefel, OVS, Romana Botta, BHS, Marks & SpenserТs, ALDO, OGGI, Springfield. ¬ дальнейшем можно предполагать, что вхождение брендовых операторов на казахстанский рынок продолжитс€. ¬ этом плане успешное открытие первых бутиков группы Inditex в јлматы и јстане может расцениватьс€ как своего рода сигнал дл€ остальных зарубежных операторовї, Ч считает г-н ћаханов.

≈ще одним положительным фактором, способствовавшим росту продаж сетевыми операторами, было увеличение количества распродаж и акций, а скидки начали предоставл€тьс€ значительно раньше. ѕомимо этого, в 2009Ч2010 годах у многих ретейлеров по€вились дисконтные и outlet-магазины, где можно приобрести одежду прошлых сезонов со скидкой минимум 30%. — одной стороны, по€влению подобных магазинов способствовал кризис и, как следствие, снижение покупательской способности. — другой Ч это общемирова€ практика: согласно правилам сетевой торговли остатки прошлой коллекции не должны соседствовать с вещами из нынешней в торговом зале.

ѕрофессионалы в выигрыше

¬ этом году, по данным компании DTZ, в  азахстан планируют завезти пор€дка 30 брендов.

ќдним из факторов, способствующих приходу международных, а также российских игроков на казахстанский рынок, станет “аможенный союз, который полноценно начнет функционировать с начала 2012 года. Ђ»з российских брендовых операторов на рынке уже присутствуют Ућаша ÷ыгальФ, У“¬ќ≈Ф, УPOMPAФ. ¬ I квартале 2011 года также планируют зайти такие известные бренды, как У—нежна€  оролеваФ, Sport Master, RikkiTikki, Modis, У–ив √ошФ, Ч прогнозирует директор управл€ющей компании “–÷ УASIA PARKФ. Ч  ак известно, в –оссии сектор ретейла более развит и конкурентоспособен. ¬ результате такого развити€ событий наши отечественные торговые операторы окажутс€ в сложной ситуацииї.

ѕриход зарубежных игроков заставит казахстанских операторов быть более конкурентоспособными. ¬ремена, когда на рынке fashion-ретейла работали непрофессионалы, не имеющие необходимого опыта и не знакомые со спецификой данного рынка, но желающие инвестировать свободные средства в торговлю, канули в Ћету. —ейчас профессионалы увод€т клиентов у любителей. Ђћожно говорить о жЄсткой конкуренции между профессиональными продажами и Ухудожественной самоде€тельностьюФ в области продажї, Ч говорит г-н ћаханов.

 роме того, понима€, что т€гатьс€ с такими монстрами fashion-индустрии, как, к примеру, группа Inditex, достаточно непросто, участники рынка более тщательно подход€т к выбору коллекций, предоставл€емому сервису и конкурентным ценам. ¬едь если не обращать внимани€ на это, в итоге можно остатьс€ не у дел.

¬се это дает основани€ полагать, что через четыре-п€ть лет дол€ цивилизованной торговли будет приближатьс€ к 80Ч90-процентной отметке. ¬ данное врем€ с развитием одежного ретейла в 2010 году дол€ брендовых и сетевых операторов составл€ет пор€дка 30Ч35 процентов от общего объЄма продаж, что отображает заметный рост. ƒл€ сравнени€: в 2009 году этот показатель составл€л 15Ч20 процентов, отмечает јрман ћаханов.

Street reteil или “–÷?

”частники рынка приход€т к пониманию, что цивилизованна€ торговл€ приносит больше прибыли.  роме того, развиваетс€ и культура шопинга. ѕокупатели, выбира€ между вещевым рынком и крупными торговыми центрами, стали отдавать предпочтение последним.

 стати, и брендовые операторы про€вл€ют основной интерес к современным торговым комплексам с удачной концепцией и высокопрофессиональной управл€ющей компанией.

«а прошлый год, по данным компании DTZ, только в јлматы было введено в эксплуатацию более 44 тыс. квадратных метров торговых площадей. ќдин лишь “–÷ Mega Alma-Ata за счет строительства новых помещений увеличил арендные площади практически на 4,5 тыс. квадратов. ќбщее же предложение современных торгово-развлекательных центров в городе составило чуть более 262 тыс. квадратных метров.

Ђ¬ целом в 2010 году было отмечено оживление как со стороны ретейлеров, так и со стороны покупателей. Ѕольшинство девелоперов возобновили работу по приостановленным проектамї, Ч отмечаетс€ в отчете компании DTZ.

¬ нынешнем году в јлматы планируетс€ ввод еще 75 тыс. квадратных метров торговой недвижимости.

Ќо, невзира€ на увеличение предложени€, в южной столице все еще сохран€етс€ дефицит качественных торговых площадей. ¬ св€зи с чем в прошлом году арендные ставки оставались на уровне 2009 года, а в некоторых было зафиксировано незначительное увеличение Ч на 5Ч10%.

Ђѕо€вление на рынке современных торгово-развлекательных центров привлекло большое количество новых брендов, многие ретейлеры расширили свои сети. ќднако необходимо отметить, что р€д брендов, такие как Benetton, открывают магазины в формате street reteil, но в то же врем€ сокращают количество магазинов в торгово-развлекательных центрахї, Ч говоритс€ в отчете DTZ.

Street retail Ч один из самых попул€рных на «ападе видов торговли. ѕо сути, это открытие магазинов на первых этажах жилых и офисных зданий. Ќо если за рубежом большинство зданий центральных частей города возводилось с учетом того, что первые этажи будут отданы под торговые залы, то в  азахстане подобные сооружени€ проектируютс€ только сейчас. ¬ ближайшей перспективе здани€ нового типа будут вытесн€ть старые магазины советских времен, на месте которых сейчас и располагаетс€ почти весь street retail. ¬ основном в формате street retail работают магазины, предлагающие одежду класса Ђлюксї, так как арендные ставки на недвижимость такого класса намного выше, чем в торгово-развлекательных центрах.

¬ некоторых городах формат street retail поддерживаетс€ как дань историческим традици€м, привлекающим туристов, а  азахстан сложно назвать туристической ћеккой. ” подобного формата есть одно неоспоримое преимущество, магазины street retail могут располагатьс€ в тех районах, где по тем или иным причинам нет возможности возводить современные крупноформатные “–÷.

ћежду тем, выбира€ “–÷ с продуманной концепцией, ретейлеры избавлены от риска попасть в Ђмертвуюї, малопосещаемую зону.   тому же открытие магазинов формата street retail требует значительно большего уровн€ капиталовложений не только на этапе открыти€, но и эксплуатации, так как возникает необходимость решать все коммунально-бытовые проблемы магазина и поддерживать пор€док на прилегающей территории.

“ак что открытие магазинов формата street retail, скорее всего, не будет носить в  азахстане массового характера. ¬ целом же рынок fashion-ретейла в этом году ожидает экспанси€ международных брендов и, как следствие, обострение конкуренции между игроками.

јнастаси€ ћоторина

∆урнал "Ёксперт"

09.03.2011



»нтер милан состав 2014 футбол интер футбол состав.
ћедиа Gazeta.ru припр€тала Ђgї »здание убрало из «шапки» спорный логотип от —тудии Ћебедева
»нтервью ≈лена „увахина: ћы будем растить свои кадры √лава российского офиса FITCH о планах развити€ агентства в регионе
–еклама и ћаркетинг RTB готовит наступление “ехнологи€ к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
ћедиа Ќовостные сайты тер€ют аудиторию ѕослевыборный спад сказалс€ на политических и бизнес-—ћ»
ћедиа –осси€ в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Ѕизнес и ѕолитика ¬ –оссию с любовью  ультовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
–еклама и ћаркетинг ќбнародован ≈диный –ейтинг веб-студий ¬ первой тройке - —туди€ јртеми€ Ћебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Ѕизнес и ѕолитика јвторы Angry Birds заработают на –оссии Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© —остав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, ћосква, ѕестовский пер., д. 16, стр. 2

ѕри использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru об€зательна!
јдминистраци€ Sostav.ru просит ¬ас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  –ассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         —ловарь маркетинговых терминов