Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Игра на выбывание

Рынок стройматериалов выходит из кризиса быстрее, чем ожидалось. У тех, кто вовремя модернизировал мощности и сократил энергоемкость производства, есть шанс выйти в лидеры и потеснить менее расторопных конкурентов

Строительная отрасль готовится к новой инвестиционной волне — в 2011–2012 годах во многих регионах России ожидается увеличение объемов строительства — и жилья, и крупных инфраструктурных объектов. На эти планы уже начал реагировать рынок стройматериалов: начиная со второй половины прошлого года производство стройматериалов в стране активно выбирается из кризисной ямы. Ожидается, что в этом году объемы выпуска в разных сегментах вырастут на 10–30%.

Выпуск стройматериалов — одна из наиболее пострадавших от кризиса отраслей российской экономики: в 2009 году объемы производства и цены здесь рухнули на 20–40%. Участники рынка ожидали дальнейшего спада еще на несколько лет, однако уже сегодня предприятия быстро набирают обороты. Спрос на материалы в течение строительного сезона, затянувшегося в этом году до поздней осени, стабильно рос. Более того, в отдельных сегментах рынка возник дефицит — производители не сумели оперативно отреагировать на изменение конъюнктуры.

Зафиксированный всплеск спроса на стройматериалы пока не привел к росту цен: они стабильны и существенно ниже пикового докризисного уровня. Более того, в некоторых сегментах зафиксирована отрицательная динамика. Например, цемент в 2010 году подешевел еще на 13,8% (в кризис цены упали на 30–40%). Между тем издержки производителей стремительно растут. С начала года тарифы на электроэнергию и газ поднялись на 10–15%. Увеличилась налоговая нагрузка (социальный налог). Ожидается рост цен на железнодорожные перевозки. Возникает логичный вопрос: почему производители стройматериалов не спешат повышать цены?

Столь непривычная для российского рынка картина объясняется тем, что предприятия стройиндустрии вынуждены работать в условиях жесткой конкуренции, подстраиваясь под технологических лидеров отрасли. Новые технологии позволяют снижать энергоемкость производства, расширять ассортимент и проводить гибкую ценовую политику. При этом пока технологичные компании заинтересованы не в резком взвинчивании цен, а в наращивании своей рыночной доли. В том числе с помощью демпинга.

Долго созревали

Условно стройматериалы можно разделить на две группы: базовые (цемент, кирпич, железобетон) и отделочные (сухие смеси, лаки, краски). До кризиса основными потребителями всех материалов были строительные организации, занятые крупным жилищным, коммерческим, инфраструктурным строительством. На долю частников и мелких бригад приходились относительно небольшие объемы.

С 2005 и до 2008 года цены на обе группы стройматериалов стремительно росли, в некоторых сегментах рост доходил до 30–40% в год. Такая динамика объяснялась тем, что строительный бизнес, подогретый доступными кредитами, развивался быстрее, чем производство стройматериалов, которое росло умеренными темпами (ежегодно на 10–15%). Интенсивный ввод новых мощностей наблюдался преимущественно в некапиталоемких подотраслях (производство сухих смесей, газобетонных блоков, окон и дверей), а также в сегментах с большой долей иностранного капитала. Некоторые западные компании, заинтересованные в локализации производства, активно инвестировали в строительство в России заводов по выпуску теплоизоляции, стекла.

Однако в большинстве других отраслей, с высокой капиталоемкостью (скажем, стоимость строительства или капитальной реконструкции цементного завода оценивается в 300–500 млн евро), динамика обновления мощностей была крайне вялой. Многие владельцы цементных, кирпичных и прочих заводов продолжали эксплуатировать советское оборудование, избегая масштабных вложений в его модернизацию или замену. Так, с 2003 по 2009 год удельный вес цемента, произведенного современным сухим способом, увеличился на какие-то мизерные 2%, в то время как подорожал он более чем вдвое. Лишь незадолго до кризиса инвесторы созрели — был запущен ряд крупных проектов строительства новых заводов и модернизации изношенных мощностей. Больше всего их было заявлено в цементной отрасли. Однако многие инвестиционные идеи так и не были реализованы.

В 2009 году производители стройматериалов были вынуждены резко сократить объемы выпуска. Строители, лишившись доступного заемного финансирования, заморозили проекты и прекратили закупки. Глубже всего провалился спрос со стороны компаний, занятых строительством объектов коммерческой недвижимости — складских терминалов, офисов, торгово-развлекательных комплексов. Выпуск цемента, кровельных материалов, теплоизоляции, кирпича, ЖБИ упал на 10–20%. Например, цемента в 2009 году было произведено около 44 млн тонн вместо докризисных 60 млн. Пострадал и сегмент жилищного строительства. Производство элементов для крупнопанельного домостроения снизилось на 30%.

Упал спрос на отделочные материалы. «Объемы продаж сухих смесей для механизированного нанесения, которыми до кризиса активно пользовались строительные компании, сократился в разы — с 2–2,5 тысячи тонн в месяц до кризиса до 200–300 тонн», — рассказывает президент компании «Старатели» Андрей Петрухин.

Сильнее всего финансовый кризис ударил по тем сегментам рынка стройматериалов, в которых присутствуют товары-заменители. Так, многие застройщики предпочли железобетонным изделиям металлоконструкции. Для возведения стен стали активнее использовать всевозможные крупноформатные блоки (в частности, газобетонные), а не дорогой и неудобный кирпич — и объемы производства кирпича упали более чем в четыре раза и до сих пор не восстановились.

Государство и дачники оживили рынок

В начале 2010 года на рынке стройматериалов были замечены слабые признаки восстановления спроса, правда, какое-то время большинство игроков (а также поставщики сырья) игнорировали позитивные сигналы.

«В конце 2009 года все ждали продолжительного спада. Но первый квартал 2010-го показал, что все обстоит не совсем так, а второй и последующие — что совсем не так. Производство сухих смесей в 2009 году снизилось на 10 процентов, однако в прошлом году падение было полностью отыграно. В других товарных группах все не столь радужно, но позитивная динамика наблюдается почти везде. Так, производство гипсокартона в 2009 году снизилось на 25 процентов, а в 2010-м выросло на 22 процента», — рассказывает гендиректор компании «Строительная информация» Евгений Ботка.

«Летом 2010 года спрос вырос настолько, что, например, на каменную вату даже возник дефицит, появились очереди — ждать надо было от двух до четырех недель. Поставщики сырья оказались не готовы к такому всплеску. Сначала кокс исчез, приходилось в Польше его закупать. В итоге кокс подорожал вдвое. Потом химики подвели — полиэфира не хватало, полистирола. Поставщики по всей цепочке производства оказались не готовы к резкому росту спроса», — рассказывает президент компании «Технониколь» Сергей Колесников.

По словам Андрея Петрухина, летом 2010 года продажи сухих смесей выросли на 40%. Такого ажиотажного сезонного всплеска не случалось даже до кризиса, что создало определенные неудобства. «Производство — штука инертная. На раскачку требуется месяц или два. Мы можем не больше 30 процентов от месячного объема выпуска на складе держать», — поясняет наш собеседник.

Оживление спроса на стройматериалы произошло по двум причинам. Во-первых, в кризис активизировалось индивидуальное строительство (дач, коттеджей) и ремонтные работы, в том числе в многоквартирных жилых домах, построенных во времена докризисного строительного бума. Структура спроса стала смещаться в сторону частных потребителей. Производителям пришлось перестраивать систему сбыта, переходить на мелкую фасовку, работать с малыми объемами. По словам руководителя проекта «Руцем» Юрия Ерокина, в 2010 году раза в полтора выросла доля потребления тарированного цемента. «Если раньше нашим контрагентом выступал девелопер, который управлял строительством и организовывал централизованные закупки материалов, то теперь приходится взаимодействовать с каждым владельцем земельного участка в неорганизованных коттеджных поселках», — комментирует
Максим Грубман
, гендиректор компании «Позитив-Керамика», торгующей стеновыми материалами.

Во-вторых, в стране активизировались работы по госзаказу. «В 2010 году во всех сегментах рынка нерудных материалов наблюдалось увеличение спроса, за исключением, может быть, дорожного строительства. Объемы потребления выросли по сравнению с 2009 годом за счет стабилизации строительного рынка, возобновления работ на замороженных объектах, увеличения объемов строительства по федеральным программам», — комментирует коммерческий директор компании «Рудас» (предприятие группы ЛСР) Сергей Шерстюков.

По словам директора по развитию производственного объединения ПО «Баррикада» (тоже предприятие группы ЛСР) Ильдара Кутыева, со второго квартала 2010 года объемы отгрузки стабильно растут. «При этом важно отметить изменение структуры спроса. Если в 2008 году значительная часть отгрузки приходилась на изделия для нулевого цикла, используемые при обустройстве фундаментов зданий — строители закладывали новые объекты, забивали сваи, готовили фундаменты, — то в 2009-м доля таких изделий снизилась. Однако уже в прошлом году вновь наблюдался рост доли изделий для нулевого цикла в общем объеме отгрузки, что указывает на увеличение количества закладываемых объектов. Многие компании стали активно участвовать в проектах строительства, реализуемых на средства бюджета», — рассказывает Кутыев.

Последствием активизации госзакупок стало смещение пика потребления базовых стройматериалов с лета на осень. «В сентябре-октябре объемы продаж теплоизоляции оказались выше, чем в июле-августе. Такого никогда не было», — говорит представитель «Технониколя». По мнению экспертов, это объясняется тем, что деньги из госбюджета выплескиваются на строительный рынок крайне неравномерно: объемы финансирования традиционно растут к концу года.

Меньше энергии — больше денег

Рост спроса на стройматериалы позволил многим производителям выбраться из кризиса. Прежде всего речь идет о современных предприятиях, технологическое оснащение которых обеспечивает оптимальную энергоемкость производства и сводит к минимуму потери от роста тарифов на энергоносители. Показательна в этом смысле цементная отрасль. Например, чистая рентабельность продаж «Сухоложскцемента» — завода, оснащенного современным оборудованием, — за 9 месяцев 2010 года составила 35%.

По некоторым оценкам, современное оборудование позволяет снизить себестоимость изготовления цемента на 30–40% по сравнению с технологическими линиями советского образца. Гендиректор компании «Альфа Цемент» (входит в Holcim Group) Хория Адриан рассказал «Эксперту», что благодаря запуску в 2010 году новой линии по производству цемента сухим способом на подмосковном «Щуровском цементе» удалось сократить удельное потребление воды в два раза, газа — в полтора раза, электроэнергии — на 20%, а также увеличить производственную мощность предприятия.

Куда хуже обстоят дела у технологических аутсайдеров отрасли (больше всего таких среди изготовителей цемента, кирпича, железобетона), чьи затраты на энергоносители крайне высоки. По информации компании «СМ Про», в 2011 году себестоимость производства цемента на новых современных производствах вырастет на 6%, тогда как на старых заводах (которых пока подавляющее большинство) — более чем на 11%.

Не исключено, что уже в этом году многие предприятия советского образца, столкнувшись с проблемой роста себестоимости и конкуренцией со стороны обновивших мощности игроков, попробуют компенсировать возросшие издержки за счет потребителей и взвинтить цены в начале строительного сезона.

Однако ценовой эксперимент может провалиться — по крайней мере, в этом году. В резком росте цен вряд ли заинтересованы компании, претендующие на технологическое лидерство и рассчитывающие на увеличение своей доли. Пре­имущество в себестоимости в сочетании с установившейся на рынке низкой ценой позволяет технологичным компаниям исключать из конкурентной борьбы как местных производителей с устаревшей производственной базой, так и поставщиков из соседних регионов. Внешние поставки становятся нерентабельными, поскольку низкая цена не покрывает логистических издержек.

Признаки острой конкурентной борьбы уже заметны на некоторых региональных рынках. Например, в прошлом году ряд производителей сухих смесей, добившись снижения себестоимости благодаря падению цен на базовое сырье (цемент, нерудные материалы) и мерам по оптимизации производства, стали конвертировать возросшую маржу в скидки для дилеров, пытаясь выдавливать с рынка конкурентов.

Нечто подобное может произойти и в других сегментах рынка стройматериалов. Аппетиты технологичных компаний растут, некоторые из них не скрывают федеральных амбиций, формируя плацдарм для экспансии в перспективные регионы. Показателен в этом смысле пример петербургской группы ЛСР. Этот строительный конгломерат, будучи крупнейшим производителем нерудных материалов, железобетона и цемента на Северо-Западе, агрессивно наращивает свое присутствие теперь уже на рынке стройматериалов московского региона. Незадолго до кризиса группа купила в Москве предприятие по выпуску железобетонных изделий (полностью оснащено современным оборудованием), обзавелась сетью бетонных заводов. Питерцы активно входят в подмосковные девелоперские проекты в качестве подрядчиков с собственными сериями домов (в том числе предлагая технологии малоэтажного домостроения), конкурируя с крупнейшими домостроительными комбинатами. Для последних подмосковный рынок стратегически важен из-за дефицита площадок под массовую застройку в Москве. По слухам, группа ЛСР намерена и дальше приобретать новые мощности и наращивать свое присутствие в московском регионе. Участники кирпичного рынка взбудоражены слухами о том, что топ-менеджмент строительного конгломерата уже управляет подмосковным кирпичным заводом «Павловская керамика» (был полностью реконструирован в 2008 году), а также присматривается как минимум к трем заводам ЖБИ. В самой группе ЛСР эту информацию, впрочем, опровергают.

Признаки грядущего передела наиболее емких и прибыльных рынков стройматериалов налицо. Не исключено, что активными игроками здесь станут не только частные домостроители, но и окологосударственные компании и банки, многие из которых не скрывают интереса к наиболее привлекательным активам в строительной индустрии. Так, в конце прошлого года «Ростехнологии» и холдинг «Сибирский цемент» объявили о намерении создать Русскую цементную компанию, которая может стать одним из крупнейших игроков в цементной отрасли.  

Илья Ступин

Журнал "Эксперт"
14.02.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов