Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Заморская, баклажанная

Ассортимент красной икры растет, предложение черной еще долго будет эксклюзивным

Цены на красную икру в России выросли. Кроме общего подорожания продуктов питания, причиной послужил и тот факт, что за прошедший год наша страна резко снизила производство лососевой икры. В 2011 году ожидается, что вылов лососей увеличится на 23%. Это теоретически может привести к снижению цен. Но в реальности такой сценарий маловероятен.

По данным Росстата, производство красной икры составило 9364 тонны, что на 43,6% меньше, чем в 2009 году. Это связано с сокращением добычи лососей. В отличие от 2009 года, когда было выловлено 538 тыс. тонн рыбы, в 2010 объем снизился до 324,6 тыс. тонн. Добыча лосося зависит от сезонного фактора - вылов увеличивается в нечетные, лососевые годы. Черная икра по-прежнему остается недоступной рядовому потребителю, на фоне ее дефицита удивительным выглядит решение Росрыболовства о легализации экспорта деликатесного продукта.

Красная цена

По прогнозу Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО), в 2011 году вылов лососей может увеличиться на 23% - до 400 тыс. тонн. Несмотря на этот факт, по мнению экспертов, в 2011 году будет дальнейшее снижение объема производства икры, правда, не настолько существенное, как в 2010-м в силу фактора сезонности. "С учетом экспортных ограничений и снижения объема вылова, с учетом роста цен на основные продовольственные культуры, часть из которых также используется в модифицированном и обработанном виде в качестве подкормки для мальков на рыбных фермах и заводях, должна существенно подняться и цена на икру, - комментирует начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев, - по нашим подсчетам, на 30-40%".

По оценкам партнера BDO в России Елены Хромовой, лососевая икра уже подорожала, и цены, вероятно, будут расти и дальше. "Однако необходимо учитывать, что 2009 год, с которым идет сравнение, был действительно рекордным (прирост к 2008-му составил 24%). Поэтому текущее увеличение цены можно назвать коррекцией по отношению к ее заметному падению в предыдущий период, - объясняет аналитик. - Соответственно рост вылова лососевых должен теоретически привести к снижению стоимости икры, при условии отсутствия воздействия прочих негативных факторов".

Большой выбор

Президент брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев утверждает, что рынок красной икры еще далек от насыщения. При этом розничных предложений - множество. Основными игроками сегодня считаются "Русское море", "Северная компания", "Северо-восточная компания", "Рок". Большой сегмент занимает небрендированная продукция.

По мнению президента Depot WPF, сегодня важно не количество добываемой красной икры, привязанное к "лососевым" годам, - недостатка данной продукции в магазинах нет. "Разъяснительная кампания в СМИ, усиление борьбы с браконьерством, государственные программы, реализуемые Росрыболовством, - все это способствует "легализации" рынка икры, и рядовой покупатель с большей охотой выберет икру от известного бренда, правильно упакованную, маркированную и стандартизированную, нежели безымянный весовой продукт", - объясняет Алексей Андреев. Основные игроки рыбного масс-маркета активно продвигают красную икру, причем в широком ассортименте. Алексей Андреев отмечает, что высокая конкуренция позитивна и полезна для рынка, поэтому можно ожидать дальнейшего роста качества и лояльных цен.

Дефицит на экспорт

Принципиально иная ситуация с черной икрой. "Если красная икра - "доступная роскошь", то черная - безусловный дефицит, - комментирует Алексей Андреев. - И дело даже не в "запретительных" ценах, а попросту в отсутствии предложений на рынке. С появлением "тонкого ручейка" икры от искусственного производства осетров положение на рынке не поменяется". Икры нет - и это позволяет производителям и продавцам устанавливать на свою продукцию любые цены.

"Рядовой массовый покупатель как не имел черной икры в своей "корзине", так и не получит, - прогнозирует маркетолог. - И это нормально - существуют продукты, недоступные для большинства. Никто же не станет огорчаться, что бриллианты или "Роллс-Ройсы" никак не подешевеют?"

Партнер BDO в России Елена Хромова отмечает, что масштабы производства черной икры от искусственно выведенных осетровых столь невелики, что говорить о насыщении рынка не приходится. Розничная цена на полках магазинов составляет в среднем от 40 000 до 130 000 руб. за килограмм. "Что касается планируемого искусственного разведения осетров, то думается, что в ближайший год из-за старта проекта и относительно небольшого количества потенциально выращенных рыб цена на осетровую икру вряд ли существенно снизится", - добавляет Олег Абелев.

Тем не менее глава Росрыболовства Андрей Крайний подписал разрешение на экспорт российской черной икры, полученной от искусственно выращенных осетров. Предполагается отправить на европейский рынок до 150 килограммов деликатеса.

В советское время Россия экспортировала 0,7-1,5 тысячи тонн черной икры, в основном в Европу. Сейчас в нашей стране действует мораторий на добычу осетров, официально рыба вылавливается только для научных целей и для воспроизводства. Соответственно легальный экспорт черной икры был невозможен. Сегодня на европейский рынок черную икру поставляет Иран, который стал крупнейшим поставщиком икры в регион после запрета на добычу осетровых в России.

Эксперты по-разному оценивают легализацию поставки черной икры за границу. "Доходы государства от экспортной реализации Росрыболовством 150 килограммов икры - ниже степени погрешности, то есть никакие, - считает Алексей Андреев. - Можно предположить, что под "ширмой" этой мизерной квоты будут осуществляться контрафактные поставки браконьерской продукции. Но опять же рядового покупателя эти интриги никак не коснутся. Перебить монополию Ирана, главного поставщика черной икры на мировой рынок, нам не удастся - и слава богу! Если бы не жесткие запреты, то при российском менталитете и специфическом потребительском отношении к природе в нашей стране уже давно не было бы ни одного осетра".

По мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Екатерины Андреяновой, с развитием практики по искусственному разведению осетров разрешение экспорта является довольно логичным шагом. "Рыбные фермы становятся популярной мировой практикой, в том числе значительную роль на рынке начинает играть Китай, - комментирует Екатерина Андреянова. - Поэтому мы полагаем, что России следует более активно заниматься разведением ценных пород рыб, чтобы занять место на мировом рынке".

Заведующий лабораторией Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (ПИНРО) Евгений Шамрай как потребитель против экспорта черной икры. "Затем будет реэкспорт - это однозначно, - объясняет эксперт. - Цена на икру изменится - вырастет, что связано с депрессивным состоянием запасов осетровых. Спрос на красную и черную икру не увеличится. Черная слишком дорогая для отечественного потребителя, красной - навалом, но не такая уж она дешевая. Снижения цены также ожидать не стоит, разве что подешевеет не очень качественный товар".

Возможно, через некоторые время, когда искусственное разведение осетров достигнет определенных масштабов и не будет "работать" исключительно на экспорт, цены в магазинах на черную икру могут немного снизиться. "Хотя, как любой продукт, обладающий высокоэластичным спросом, черная икра будет очень чутко реагировать на малейшие изменения в уровне производства осетровых", - считает Олег Абелев.



Ольга Долгова

Финансовые известия
14.02.2011



Проверенные, доступные юридические адреса от собственника компании Renaissance. . наружная реклама в сургуте
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов