Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Сверхприбыльный вирус

9 февраля после десятидневного карантина московские школьники вернулись в классы — традиционная эпидемия гриппа в России давно уже воспринимается как неизбежность. Все как всегда: вирусологи уговаривают россиян прививаться, в супермаркетах продаются марлевые повязки, и как понять, где заканчивается медицина и начинается бизнес?

"На бытовом уровне вам достаточно знать, что вам делают прививку от гриппа, этого достаточно",— сказала руководитель отдела Института детских инфекций Ирина Бабаченко, когда я попросил ее популярно объяснить мне, почему необходимо прививаться от гриппа. Это "на бытовом уровне достаточно знать" прозвучало даже менее убедительно, чем можно было ожидать, и тогда, чтобы вызвать у Ирины Владимировны хотя бы какие-нибудь эмоции, я сказал ей, что такой ответ выдает в ней участницу глобального фармацевтического заговора: вы, мол, прививайтесь, а мы на вас будем зарабатывать. Удивительно, но вирусолог не обиделась: "Да у нас все на всем зарабатывают! На ЖКХ, что ли, никто не зарабатывает или на общественном транспорте? Но все почему-то ищут жуликов в медицине". Потом добавила: "Все говорят о том, что медицина на вакцинах зарабатывает, но все забывают, что медицина ведь и тратится на вакцины. Вам же не воду вливают, правда же?"

"Вливают" действительно совсем не воду — руководитель лаборатории московского НИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского Елена Бурцева рассказывает, что в этом году россиян прививают трехвалентной вакциной, то есть тремя разными штаммами гриппа, циркулирующими в разных регионах страны. "Это оптимальный вариант, соответствующий официальным рекомендациям Всемирной организации здравоохранения,— говорит Елена Бурцева.— На Дальнем Востоке циркулирует пандемический грипп, который вы любите называть свиным, а в Москве — совсем другой, H3B. В начале сезона вы можете встретиться с пандемическим, а через месяц — с московским, и чтобы не болеть два раза и вообще не болеть, лучше привиться и от того и от другого, тем более что это все равно одна прививка". "Прививки не всегда защищают от заболевания на 100%,— уточняет, в свою очередь, Ирина Бабаченко.— Но на 100% они защищают от тяжелой формы, и те, кто жалуется, что заболели, несмотря на вакцинацию, просто не понимают, что, если бы вакцинации не было, можно было бы и умереть, в конце концов".

Перспектива умереть от чего бы то ни было, безусловно, ужасна, но если умершему уже все равно, что послужило причиной смерти, то для оставшихся в живых иногда бывает жизненно важна причина чужой смерти. У конспирологов популярна анекдотически смешная, с точки зрения нормального (то есть далекого от теории заговоров) человека, книга Мариам Ахундовой о Фредди Меркьюри, в которой подробно описывается убийство солиста Queen силами глобальных фармацевтических компаний: по версии автора этой конспирологической теории, фармацевты убили певца, параллельно распространив через медиа выдуманную причину смерти — СПИД, чтобы виртуальная болезнь стала частью глобального шоу-бизнеса, чтобы человечество боялось ее и не возражало против трат на борьбу с ней.

Такая версия смерти Меркьюри наверняка бред, но полтора года назад я сам был свидетелем того, как посмертный спор о причине смерти (а если совсем честно, то не спор, а соревнование двух недоказуемых версий смерти пациентки) специалисты из двух разных ведомств вели, не скрывая этого, не для установления истины, а для решения собственных аппаратных проблем — такой ведомственный конфликт с летальным исходом.

46-летняя пациентка М., скончавшаяся от пневмонии 18 августа 2009 года, после своей смерти стала буквально пешкой в игре между НИИ вирусологии и Роспотребнадзором. Глава института академик Дмитрий Львов настаивал на том, что М. умерла от гриппа A/H1N1 (то есть от пневмонии, вызванной этим гриппом) и что Россия должна быть включена в официальный список стран, в которых зафиксированы смерти от свиного гриппа. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, напротив, утверждал, что пневмония была просто пневмонией, а сама покойная болела чем угодно (у нее даже был инфаркт), но не гриппом. Я общался тогда с обоими участниками конфликта, оба были крайне эмоциональны (академик называл оппонента инквизитором, главный санитарный врач отвечал ему обвинениями в информационном терроризме), и оба почти не скрывали, почему для каждого из них так важно, чтобы победила именно его версия смерти неизвестной женщины: для вирусологов первая смерть от свиного гриппа означала гарантированный расцвет рынка вакцин со всеми вытекающими материальными выгодами, а ведомство Геннадия Онищенко, напротив, было не заинтересовано в неудобствах, которые обрушились бы на него, окажись Россия в списке стран с зафиксированными смертями от A/H1N1. Тот случай исключительно ценен именно тем, что благодаря ему (точнее, благодаря тяге Геннадия Онищенко к медийной активности) общество смогло увидеть, насколько условны и конъюнктурны вещи, которые мы в силу традиционного уважения к научным степеням привыкли считать бесспорными. На самом деле прав оказывается тот, чьи аппаратные позиции оказываются сильнее,— и никакой науки.

Смерть от свиного гриппа тогда так и не доказали, Онищенко победил, но потраченные в прошлом году на борьбу с гриппом 4 млрд руб. из федерального бюджета — сумма, расходование которой трудно объяснить простым "на ЖКХ тоже зарабатывают". И как ни комично выглядит разоблачение заговоров, трудно отделаться от чувства, что ежегодная мода на грипп имеет больше отношения к медиа, чем к медицине. В последние годы даже почему-то сломалась вековая традиция обозначать гриппозные эпидемии по месту фиксирования их первых вспышек. Классические "испанка" и гонконгский грипп, видимо, показались бы современному глобальному потребителю слишком локализованными: если грипп мексиканский (пандемический A/H1N1 пришел из Мексики), то какое до него дело европейскому телезрителю? Другое дело — свиной грипп. Звучит загадочно, зато свиньи водятся везде, и если грипп назвать свиным, то угроза будет понятна даже самым отсталым слоям населения.

Что-то похожее происходило с другой большой страшилкой десятилетия — глобальным потеплением. "В Байкале крокодилы, баобабы вдоль Волги-реки" — апокалиптическая картинка выглядела убедительной, пока внимательные оппоненты не обнаружили в докладах Межправительственной группы по климатическим изменениям (IPCC) раскавыченные цитаты из научно-популярной литературы вплоть до фантастических рассказов для детей (в докладе IPCC было предсказано полное таяние ледников в Гималаях к 2035 году, гибель 40% лесов Амазонии и затопление 55% территории Нидерландов — позднее выяснилось, что прогнозы были взяты из рассказа, напечатанного в детском научно-популярном журнале). Прошлой весной, когда об этой истории написали в газетах, секретариат ООН анонсировал проверку деятельности IPCC "группой ученых высокого уровня", но когда я спросил директора Института глобального климата и экологии Росгидромета академика РАН Юрия Израэля (до 2008 года он был вице-председателем IPCC) о перспективах такой проверки, академик с подкупающей честностью ответил, что "проверка будет удачной, только если ООН сможет найти достаточное количество солидных людей, способных ее осуществить, но все солидные люди и так являются членами IPCC". С гриппом, судя по всему, все происходит точно так же: может быть, Всемирная организация здравоохранения и могла бы разобраться в том, насколько он опасен и насколько эффективна борьба с ним, но никогда не сделает этого, потому что нынешнее положение вещей вполне устраивает тех, для кого борьба с гриппом — это работа, и если победить его, то просто не с чем будет бороться. Один из наиболее известных критиков общепринятого взгляда на грипп, российский военный эпидемиолог Михаил Супотницкий, приводит примеры очевидных дыр даже в считающейся бесспорной концепции передачи гриппа по цепочке, от человека к человеку: он напоминает, что пик "испанки" в Лондоне, Париже, Берлине и Нью-Йорке пришелся на осень 1918 года — мировая война еще идет, линия фронта еще существует, между Берлином и столицами воюющих с Германией стран нет сколько-нибудь заметной миграции, но грипп все равно вспыхивает везде в одно и то же время. Кроме того, почему-то появление новых видов транспорта никак не повлияло на динамику географического распространения гриппа: с появлением самолетов и океанских лайнеров грипп почему-то не стал распространяться быстрее, чем во времена парусников и кавалерии. Супотницкий считает, что для победы над гриппом нужно заново изучить его природу, "но вместо этого мы слышим одно: дайте денег на вакцины". Этому же эпидемиологу, кстати, принадлежит афоризм времен еще птичьего гриппа: "Если бы в вирусологии существовали репутации, то они утонули бы в птичьем навозе". Судя по тому, что никто до сих пор ни в чем не утонул, факт существования репутаций в этом бизнесе стоит считать недоказанным.

Конечно, это не заговор. Просто существует положение вещей, устраивающее всех, кто имеет к нему отношение. Если бы армиями командовали владельцы заводов ВПК, войны не заканчивались бы никогда. Все как в анекдоте, когда папа-адвокат ругает сына за то, что тот выиграл в суде начатое отцом 20 лет назад дело: "Сынок, это дело кормило нас 20 лет!" Конечно, иногда и целые индустрии умирают на очередном витке прогресса, но в борьбе с гриппом и за прогресс отвечают те, кто заинтересован в том, чтобы эта борьба была вечной. "На будущее: эпидемии будут всегда,— говорит Елена Бурцева из НИИ Ивановского.— Погода, снижение иммунитета накануне весны — с этим просто ничего не сделаешь".

Можно ли представить, что грипп побежден полностью, что вакцины и лекарства (кстати, лекарство от A/H1N1 под говорящим названием SwineFlu появилось в продаже в Великобритании как минимум за неделю до появления свиного гриппа в новостях — конспирологи очень любят ссылаться на этот факт) больше не нужны? Наверное, да. Но только если хотя бы за год до победы над гриппом человечество вдруг узнает о новой страшной инфекции, прививки и лекарства от которой, конечно же, нужны всем и каждому, а стоят — ну чуть дороже, чем прививки и лекарства от гриппа.

ОЛЕГ КАШИН

Откуда взялись ВИЧ и СПИД

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызывающий ВИЧ-инфекцию, которая характеризуется медленно прогрессирующим дефектом иммунной системы, приводящим к смерти. Последняя стадия ВИЧ-инфекции называется СПИДом (синдром приобретенного иммунодефицита).

Большинство ученых сходятся во мнении, что ВИЧ возник в Африке и передался к человеку от обезьян. Первые случаи финальной стадии заболевания были описаны в 1981 году в США. В 1982 году болезнь получила название СПИД. Сам вирус-возбудитель был открыт в 1983 году командой французских ученых во главе с Люком Монтанье. Практически одновременно это сделали американцы во главе с Робертом Галло. Первенство долгое время было предметом споров, пока в 1987 году США и Франция не согласились, что оба ученых внесли свой вклад в открытие. Тем не менее Нобелевскую премию за открытие ВИЧ в 2008 году получили только французы.

ВИЧ относится к семейству ретровирусов, подсемейству лентивирусов ("медленные" вирусы). Различают подвиды ВИЧ-1 и ВИЧ-2. Первый распространен по всему миру, второй встречается преимущественно в Западной Африке. Вирус передается от человека к человеку половым путем, при переливании крови, использовании зараженных шприцев и игл, при родах и грудном вскармливании. Не передается через слюну и слезы, бытовым путем.

Лекарств, способных полностью вылечить ВИЧ-инфекцию, не существует. В настоящее время врачи применяют антиретровирусную терапию, предусматривающую прием комбинации препаратов для предотвращения развития вируса и задержки перехода болезни в стадию СПИДа. По данным исследования, опубликованного в 2008 году в британском журнале The Lancet, с момента введения терапии в середине 1990-х годов смертность среди пациентов снизилась на 40%, а средняя продолжительность жизни увеличилась на 13 лет.

По данным ООН за 2010 год, 33,3 млн человек по всему миру живут с ВИЧ, из них 68% — в странах Африки южнее Сахары. Более 7 тыс. человек заражаются ежедневно. За последние 30 лет, по оценкам ряда специалистов, от СПИДа умерли 30 млн человек. В России первый случай ВИЧ был зарегистрирован в 1987 году. По данным на декабрь 2010 года, в стране инфицировано более 575 тыс., умерли 84,7 тыс. человек.

С 1980-х годов существует движение "СПИД-диссидентов", в числе которых есть и ученые, которые отрицают связь ВИЧ со СПИДом и считают, что падение иммунитета не связано с вирусами.

Ольга Шкуренко

Во сколько обходится грипп

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, гриппом и другими острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) ежегодно болеет от 5 до 30% населения планеты. Общемировые затраты, связанные с гриппом, могут достигать $60 млрд. Только на ежегодную закупку 390 млн доз вакцины при средней их стоимости $12-13 тратится около $5 млрд. До $2 млрд стоят госпитализация и стационарное обслуживание заболевших. Экономический ущерб от потери рабочего времени больными, по разным оценкам, может превышать $50 млрд. Только США тратят из бюджета $1,6 млрд на производство вакцины, $300 млн на госпитализацию, а ежегодный ущерб от гриппа оценивается в $11-18 млрд.

В России на грипп и ОРВИ приходится более 90% инфекционной заболеваемости. По данным Минздрава РФ, в последние пять лет ежегодно регистрируется от 27,3 млн до 41,2 млн таких заболеваний. При этом Росстат зарегистрировал в 2005 году 917 тыс. случаев заболевания гриппом, в 2006 и 2007 годах — по 504 тыс., в 2008 году — 322,5 тыс., в 2009 году — 592 тыс. За январь—октябрь 2010 года Росстат сообщал лишь о 25,6 тыс. случаях заболевания. Экономический ущерб России от гриппа и ОРВИ с 2005 года достигает более 100 млрд руб. в год. К примеру, в 2010 году управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу оценило ущерб города от гриппа и ОРВИ в 8,6 млрд руб.

На закупку вакцины государство последние пять лет выделяет из бюджета от 1 млрд до 4 млрд руб. ежегодно. В 2010 году на бюджетные 3,946 млрд руб. было закуплено 29,3 млн доз вакцин против гриппа, в том числе вакцины "Гриппол" (производства ФГУП НПО "Микроген") — 16,9 млн доз, "Гриппол плюс" (группа компаний "Петровакс") — 11,4 млн доз. Таким образом, цена одной дозы составила 134 руб., или $4,5.

По данным центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", самым продаваемым лекарством в стране является противовирусный арбидол (доля продаж — 1,36%, или 4,02 млрд руб.). В объеме аптечных продаж препараты для лечения заболеваний респираторной системы в 2010 году заняли второе место с долей 13,67% (40,4 млрд руб.).

В 2009 году настойчиво рекомендованный ВОЗ для профилактики и лечения гриппа препарат тамифлю (производитель — швейцарская компания Roche) оказался в центре международного скандала. Газета Guardian, а вслед за ней и другие СМИ обвинили ВОЗ в сговоре с фармкомпаниями. Хотя смертность от птичьего гриппа не превышала показателей смертности от гриппа сезонного, продажи тамифлю, составившие около $600 млн в 2008 году, в 2009-м поднялись до $2,6 млрд. В России, по данным "Фармэксперта", сбыт тамифлю вырос в 2009 году на 1000%. За девять месяцев года граждане приобрели этого лекарства на $6,1 млн, а в октябре, когда эпидемия сезонного и птичьего гриппа началась практически во всех регионах РФ, аптеки реализовали тамифлю уже на $3 млн. Препарат, стоимость которого на таможне составляла 688 руб., продавался в аптеках по 3,5-4 тыс. руб.

Никита Венцковский

Сколько тратят на борьбу с ВИЧ и СПИДом

По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), с 1996 по 2009 год мировые расходы на борьбу с этой болезнью возросли с $300 млн до $15,9 млрд в год. Основные источники средств — государственное финансирование, международная помощь и частные пожертвования. На международную помощь в 2009 году пришлось $7,6 млрд (годом ранее $7,7 млрд), из них $5,9 млрд на двусторонней основе, $1,7 млрд — через международные организации. Среди стран-доноров лидируют США, выделившие другим странам $4,4 млрд (58% всех отчислений). Другие крупные доноры — Великобритания ($779 млн), Германия ($397,9 млн) и Нидерланды ($381,9 млн). Крупнейшими получателями являются страны с низким уровнем доходов, в которых проживает 71% всех ВИЧ-инфицированных: Уганда, Нигерия, Руанда и другие.

Крупнейшие международные организации, занимающиеся проблемой ВИЧ/СПИДа,— Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией и Международный механизм закупки лекарств (UNITAID).

С 2002-го по декабрь 2010 года Глобальный фонд выделил на различные программы в 144 странах $21,7 млрд, из них 61% — на борьбу с ВИЧ/СПИДом. Он профинансировал антиретровирусное лечение 3 млн человек, превентивное лечение 1 млн беременных женщин для предотвращения заражения плода, раздачу 2,7 млрд презервативов, 150 млн консультаций и анализов на ВИЧ, 5 млн мероприятий для поддержки детей-жертв СПИДа.

UNITAID в 2006-2010 годах собрал более $500 млн на закупку ВИЧ-препаратов. Примечательно, что организация на 70% финансируется за счет налога на авиабилеты в странах-участницах. Так, €40 из стоимости билета первого класса на международный рейс из Франции идут на борьбу с ВИЧ и другими опасными болезнями.

По линии Всемирного банка за последние 20 лет прошло более $4,5 млрд на программы в развивающихся странах. Также борьбой со СПИДом занимаются многочисленные частные благотворительные фонды, включая фонд Билла Клинтона, Билла и Мелинды Гейтс, Элтона Джона.

В российском бюджете на 2011 год выделено 19,1 млрд рублей на закупку диагностических средств и препаратов. Также отдельной строкой выделяется 600 млн рублей на профилактику ВИЧ и гепатита. Кроме того, в России действует ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы" c финансированием подпрограммы "ВИЧ-инфекция" в размере 9,2 млрд рублей. В 2008-2010 годах правительство выделило 1 млрд рублей на разработку вакцины от ВИЧ.

Ольга Шкуренко



КоммерсантЪ-Деньги
14.02.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов